Journal of Academic Librarianship

 

Обсуждение тем, связанных с управлением и обменом научными данными, их совместным и повторным использованием и сохранением, является актуальной задачей для сообщества университетских библиотек. Это задача решается, в том числе, через личное общение, участие в консультациях, программах обучения и тематических мероприятиях, таких как Love Data Week. Это ежегодное международное событие, проводимое библиотеками и другими информационными организациями в США и по всему миру. Из-за пандемии COVID-19 оно прошло в онлайн-формате с 8 по 12 февраля 2021 г. Тема 2021 года: «Данные для лучшего будущего» (Data: Delivering a Better Future).

В статье «Love Data Week 2021 во время COVID-19: контент-анализ мероприятий» (Love Data Week in the time of COVID-19: A content analysis of Love Data Week 2021 events) авторы – Алиса Б. Род (Alisa B. Rod), Марсела Й. Исустер (Marcela Y. Isuster), Мартин Чендлер (Martin Chandler) – анализируют характер и контекст мероприятий в рамках Love Data Week 2021 и дают обзор текущих тенденций в области предоставления научных данных, в частности, о влиянии пандемии COVID-19. Авторы собрали качественную информацию о 242 мероприятиях, проведенных в 37 организациях, и закодировали информацию с помощью метода ручного контент-анализа. Большинство из этих организаций (30) – университеты, а из оставшихся – пять организаций, связанных с информацией (например, Межуниверситетский консорциум политических и социальных исследований, Национальная медицинская библиотека и Служба данных Великобритании), и еще две – поставщики ресурсов (LabArchives и Springer Nature).

Контент-анализ – это систематический метод кодирования, анализа и вывода значения из качественных типов данных, в том числе неструктурированного текста, такого как описания каких-либо событий. В статье представлены описательные результаты контент-анализа, включая основные темы мероприятий (программное обеспечение или цифровые инструменты, управление исследовательскими данными, осведомленность об услугах или продуктах) и основной формат проведения мероприятий (семинары). Авторы обсуждают значение для будущих исследований проведения Love Data Week и тематических недель в целом как успешного способа увеличения охвата, создания сообщества и отслеживания возникающих тенденций в контексте сервисов научно-исследовательских данных. Материалы, используемые авторами, находятся в открытом доступе на портале Scholars Portal Dataverse: https://doi.org/10.5683/SP3/LZ1GYN

Следующая неделя Love Data Week пройдет с 14 по 18 февраля 2022 г. Тема 2022 года: «Данные для всех» (Data is for everyone) #LoveData22

Регистрация для участия: https://myumi.ch/7ejG9

  

УДК: 002:004+004.65

ГРНТИ: 13.20.31; 20.51; 13.31.23; 20.15.31, 20.23.29, 20.19

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102449

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321001403#!

Джеймс Э. Эндрюс (James E. Andrews), Хезер Уорд (Heather Ward) и ЧонВон Юн (JungWon Yoon) в статье «UTAUT как модель оценки отношения библиотекарей к внедрению искусственного интеллекта и связанных с ним технологий» (UTAUT as a Model for Understanding Intention to Adopt AI and Related Technologies among Librarians) изучают как университетские и публичные библиотеки относятся к интеграции новых технологий в свою профессиональную практику. Для анализа были выбраны шесть технологий – искусственный интеллект (ИИ), Интернет вещей, облачные вычисления, большие данные, роботы и дополненная и виртуальная реальность. В ходе опроса, проведенного с 16 ноября 2020 г. по 6 января 2021 г. среди библиотекарей Северной Америки, было отобрано 236 респондентов, из них 115 (48,7%) – это сотрудники университетских библиотек и 121 (51,3%) - публичных библиотек. В качестве теоретической основы авторами использовалась Единая теория принятия и использования технологий UTAUT (Unified Theory of Acceptance and Use of Technology) - интегрированная причинно-следственная модель, разработанная для описания и прогнозирования принятия и использования технологий в различных областях. UTAUT позволяет оценить различие между определяющими факторами (ожидаемая производительность, ожидаемые усилия, социальное влияние и благоприятные условия) и опосредующими факторами (пол, возраст, опыт и добровольность использования) и понять, как эти определяющие и опосредующие факторы влияют на поведенческое намерение и последующее поведение при использовании. Четыре определяющих фактора помогают формировать положительное или отрицательное суждение человека о новой технологии. Также авторы выполнили моделирование на основе структурных уравнений (SEM) и соответствующий статистический анализ (с использованием SPSS и AMOS). Результаты исследования показали, что ожидаемая производительность и отношение к использованию ИИ и связанных с ним технологий оказали значительное влияние на намерение библиотекарей внедрить эти технологии, в то время как факторы «социальное влияние» и «ожидаемые усилия» не имели существенного влияния. Авторы пришли к выводу, что модель UTAUT является жизнеспособной интегрированной теоретической основой для будущих направлений разработки и продвижения внедрения и использования новых технологий в библиотеках.

  

УДК: 02:004.8

ГРНТИ: 13.20.31; 28.23; 19.31; 20.15.31; 13.31.23

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102437

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0099133321001282

В статье «Рекомендации по созданию библиотечных учебных пространств в рамках иерархии атрибутов учебного пространства» (Considerations for creating library learning spaces within a hierarchy of learning space attributes) авторы Дебора Линн Кристофферсен (Deborah Lynn Christoffersen), Клифтон Б. Фарнсворт (Clifton B. Farnsworth), Эван Д. Бингем (Evan D. Bingham) и Джеймс П. Смит (James P. Smith) отмечают, что университетские библиотеки изо всех сил стараются идти в ногу с развитием технологий и связанными с ними изменениями в стратегии преподавания. В связи с этими изменениями возникла, в частности, потребность студентов в пространстве для неформального обучения, и рабочих местах во всех частях кампуса. Как правило, руководители университетов и библиотек не умеют оценивать эти потребности. В этой ситуации очень не хватает рекомендаций по выявлению и планированию необходимых ремонтных работ и модернизации библиотечных помещений. Цель данного исследовательского проекта состоит в разработке такого руководства, которое может быть использовано сотрудниками университетских библиотек для самостоятельного анализа характеристик библиотечных пространств с точки зрения их эффективного использования.

В этом исследовании библиотечное пространство рассматривалось с использованием иерархии потребностей Маслоу по пяти исходным категориям: физиология, безопасность, социальные потребности, признание и самореализация. Таким образом, были определены атрибуты учебного пространства, которые следует учитывать при модификации библиотечных помещений. Метод призван обеспечить поэтапный, организованный и основанный на фактических данных подход к реконструкции библиотек с использованием минимального финансирования для достижения максимального и моментального эффекта.

  

УДК: 027.7+37

ГРНТИ: 13.31; 14.01; 13.20.65; 67.29.31; 81.95.29

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102458

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S009913332100149X?via%3Dihub

Тема научно-исследовательской деятельности и ее представления в публикациях актуальна для российских библиотекарей. В журнале Journal of Academic Librarianship опубликована статья, затрагивающая эту тему – «Поддержка научно-исследовательской деятельности университетского библиотекаря в рамках учреждения» (Increasing scholarly productivity: Developing an in-house academic librarian support network). Авторы — Леэтта Шмидт (LeEtta Schmidt), Джейсон Бочар (Jason Boczar), Барбара Льюис (Barbara Lewis), Томаро Тейлор (Tomaro Taylor). Они пишут о том, что организационные и профессиональные структуры университетских библиотек обладают инструментами и ресурсами для помощи сотрудникам в проведении научно-исследовательской деятельности и публикации работ. Научно-исследовательская работа и публикации часто составляют обязательное требование для продвижения по карьерной лестнице в университетских и научных библиотеках. Обучение по магистерским программам и собственный опыт, в конечном итоге, позволяют университетским библиотекарям осуществлять эти виды деятельности, однако часто требуется также организационная или профессиональная поддержка. Возможностей для этого существует множество. При Библиотеках университета Южной Флориды (США) был образован комитет по научно-исследовательской деятельности и публикациям. В его задачи входит разработка инструментов поддержки, содействие профессиональному развитию, развитие культуры научно-исследовательской работы библиотечного сообщества. Результатом работы комитета стали семинары, дискуссионные группы, подготовка рекомендаций, группы для начинающих авторов и рецензентов научных статей, а также иные инструменты. В статье рассказывается о том, что дал комитету анализ литературы, представляющей опыт других организаций, как был учрежден комитет, что ему удалось сделать, а что нет. Рассмотрены также задачи на будущее.

  

УДК: 027.7+001.891:027.7

ГРНТИ: 13.31.23; 12.01.21; 20.15.31; 13.01.2

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102385

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000768