Journal of Copyright in Education and Librarianship

 

В условиях пандемии система высшего образования Австралии столкнулась с множеством проблем, связанных с законодательством в области авторского права. В статье «Авторское право Австралии в эпоху COVID-19» (Copyright in the time of COVID-19: An Australian Perspective) представлен опыт Университетов Куртина и Мердока. Авторы — сотрудники этих университетов Аманда Беллингер (Amanda Bellinger) и Хелен Балфур (Helen Balfour). Обучение в этих университетах проходят в общей сложности 73 тысячи студентов, которые проживают не только в Австралии, но и в ОАЭ, Сингапуре, Малайзии. Специалистам в области авторского права приходится решать самый широкий спектр вопросов: от таможенного контроля учебных материалов, поставляемых в университеты других стран, до общих проблем, связанных с вторжением пандемии в жизнь многих стран и последовавшим за этим локдауном и «новой нормальностью» — предоставлением значительной части информации онлайн. Названы конкретные проблемы, связанные с предоставлением на законных основаниях доступа к учебным материалам (текстовым учебникам, главам из книг, материалам, распространяемых преподавателями среди студентов и т.д.). Рассматриваются виды лицензирования, принятые данными университетами, в том числе и главным образом, связанные с лицензированием использования цифровых материалов. Закон об авторском праве Австралии 1968 г. (действующий на территории Австралийского Союза) предусматривает сравнительно небольшие исключения для добросовестного использования (разделы 40 и 41) и более широкие, но не вполне четкие возможности интерпретации норм (раздел 200AB), что ограничивает доступ к информационным ресурсам в целях обучения, образования и научных исследований. Неопределенность в применении раздела 200AB усилилась в связи с пандемией. Авторы описывают свой опыт предоставления поддержки в области авторского права и адаптации соответствующих видов обслуживания в ответ на требования эпохи и указывают на то, что Министерство культуры и искусств Австралии проводит подготовительную работу по реформе законодательства в следующих областях: ограничение ответственности в случае использования «сиротских» произведений с неизвестной принадлежностью; включение в законодательство нового исключения для добросовестного использования в некоммерческих целях в форме цитирования; принятие поправок с учетом интересов библиотек и музеев и поправок в исключения в интересах системы образования; выработка более четкой государственной политики в сфере лицензирования.

  

УДК: 347.78+378.018.43:004.77

ГРНТИ: 10.41; 20.23.29; 13.31.91

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.16249

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/16249

В специальном выпуске журнала Journal of Copyright in Education and Librarianship «Авторское право в период COVID-19» в статье специалиста по управлению ресурсами Библиотечной системы Университета Кеннесо штата Джорджия (США) Кристиана Лира (Christian Lear) «Цифровой абонемент видеоресурсов: обеспечение потокового доступа к видео в педагогических целях в университетских библиотеках» (Controlled Digital Lending of Video Resources: Ensuring the Provision of Streaming Access to Videos for Pedagogical Purposes in Academic Libraries) рассматривается текущий кризис медиакоммуникаций в библиотечном деле, связанный с проблемами предоставления потокового доступа к видеоконтенту. В данной статье этот кризис обсуждается в основном в контексте COVID-19 и того, как пандемия усугубила эту проблему. Рассматриваются ограничения, с которыми сталкиваются медиабиблиотеки и другие учреждения, ответственные за распространение видеоконтента, при попытке предоставления потоковых видеоресурсов, включая документальные фильмы, художественные фильмы и телесериалы. Автор предлагает обзор литературы по теме, и рассказывает, как другие университетские библиотеки справились с существующими ограничениями потокового доступа. Он находит возможное решение – использование относительно новой технологии цифрового абонемента для доступа к видеоресурсам в педагогических целях. Применение цифрового абонемента допустимо согласно доктринам добросовестного использования и первой продажи в соответствии с законом об авторском праве США и способно обеспечить эффективный, хотя и ограниченный доступ к контенту образовательных курсов. Существующие юридические и технологические ограничения для внедрения цифрового абонемента для видеоконтента преодолимы, однако это позволит медиабиблиотекам более эффективно осуществлять свои задачи по информационному обслуживанию общества.

  

УДК: 347.78+02:004+[021.4:004]:347.78

ГРНТИ: 10.41; 13.20.31, 13.31.91; 19.31, 19.61.11; 20.23.29

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.14807

 

Источник:

https://journals.ku.edu/jcel/article/view/14807