В августе в журнале опубликована статья Гвен Эванс (Gwen Evans), вице-президента компании Elsevier по вопросам глобального сотрудничества с библиотеками, «Защита принципов доступности и инноваций в научных изданиях» (Championing Accessibility and Innovation in Scholarly Publishing). Недавнее исследование, проведенное среди американских научных и университетских библиотек некоммерческой организацией Ithaka, показало, что 67% директоров библиотек называют доступность физических фондов и цифровых коллекций одной из приоритетных целей деятельности, направленной на достижение разнообразия, равенства, инклюзивности и доступности. Кроме того, приоритетной задачей руководители считают также поддержку библиотеками образовательного процесса. В этой связи к базовым задачам библиотеки относится поддержка контента, платформ, сервисов, обеспечивающих потребности в образовании лиц с различными ограничениями.

Согласно официальным данным, 61 млн граждан США имеют те или иные ограничения, связанные с их физическими, сенсорными или ментальными состояниями и особыми образовательными потребностями. Автор рассматривает стратегии обеспечения доступности библиотечных ресурсов и сервисов для таких читателей. Прежде всего, она называет ставшую уже традиционной разработку веб-сайтов с учетом потребностей различных категорий читателей. Так, специально для научного и образовательного контента компания Elsevier разработала свои рекомендации (Elsevier's User Centered Design group and Accessibility Group checklist). Кроме того, существуют рекомендации Министерства юстиции США по разработке доступных веб-сайтов, соответствующих принятому в стране закону о защите прав граждан США с ограниченными возможностями. Автор указывает также на другие стратегические задачи по обеспечению доступности библиотек и библиотечных ресурсов:

• Обучение персонала работе с различными видами ограничений в рамках обучения стратегиям обеспечения разнообразия, равенства, инклюзивности и доступности.

• Участие лиц, представляющих категорию граждан с ограниченными возможностями, в процессах планирования и внедрения мер обеспечения доступности.

• Обучающие материалы и сервисы библиотек должны по возможности включать как можно больше характеристик, обеспечивающих доступность (шрифт, аудиоверсии, текст, альтернативный изображениям и схемам, по необходимости перевод).

• Взгляд на проблему глазами издателя или провайдера поможет представить, как можно адаптировать функции репозитория или библиотечные платформы для конкретной библиотеки или интегрировать созданный пользователями контент, например, презентации или вебинары.

Автор подчеркивает, что контент важнее платформ, и усилия всех заинтересованных сторон должны быть также направлены на оптимизацию учебных и научных материалов, особенно в сфере естественных и точных наук, инженерного дела, математики. Следует помнить, однако, что не все материалы и рабочие потоки поддаются оптимизации в отношении доступности в широком смысле этого слова. При этом потребности в доступности всех участников процессов научной коммуникации должны быть учтены.

  

УДК: 021.1:364.614.8

ГРНТИ: 13.31.21; 14.29.01

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/academiclibraries/championing-accessibilty-and-innovation-in-scholarly-publishing