International Information & Library Review

 

В журнале International Information & Library Review в колонке «Перспективы обслуживания» опубликована статья, посвященная появлению такой новой и перспективной должности на рынке труда как «ответственный за продукт» (product owner). Авторы статьи «Библиотечное взаимодействие в блестящей обертке: изучение роли ответственного за продукт в университетских библиотеках» (Liaison Librarianship in Shiny Packages: An Exploration of Product Ownership in Academic Libraries) – помощник директора Data Curation Network Библиотеки Уолтера Университета Миннесоты (Миннеаполис, США) Микала Нарлок (Mikala Narlock) и сотрудник Библиотеки Хесбурга Университета Нотр-Дам (Саут-Бенд, США) Марк Робинсон (Mark Robison).

Библиотечную работу часто условно разделяют на две части: обслуживание посетителей и технологические службы. С внедрением цифровых платформ, услуг и коллекций на стыке этих двух направлений появилась новая должность – «ответственный за продукт» – это специалист, который следит за тем, чтобы конкретные технологические услуги, в первую очередь веб-сайты, программное обеспечение и другие инструменты, отвечали потребностям пользователей. Ответственный за продукт проводит информационно-разъяснительную работу и опросы пользователей, поддерживает связь с разработчиками и следит за развитием продукта или услуги. Поскольку этот подход к управлению продуктом построен на основе методологии разработки программного обеспечения, он наиболее применим и понятен в контексте цифровых проектов, таких как создание платформ (например, институциональных репозиториев или сайтов цифровых коллекций). Тем не менее, если есть четкое видение ситуации и обратная связь с пользователями, можно совершенствовать и другие услуги, такие, например, как подбор персонала или программы кредитования при приобретении технологических продуктов.

Авторы отмечают, что введение должности ответственного за продукт с 2017 г. в Библиотеке Хесбурга позволило несомненно улучшить библиотечные услуги и сервисы. Обязанности ответственного во многом представляют собой ребрендинг профессиональных функций специалистов по взаимодействию в университетских библиотеках. Такая должность изначально возникла в индустрии разработки программного обеспечения, так что в библиотечной отрасли – это попытка соответствовать современной корпоративной культуре, сделать эту работу более уважаемой и престижной и более подходящей для мужчин. В целом, авторы демонстрируют, что применение концепции ответственности за продукт положительно сказывается на качестве библиотечных услуг, особенно когда этот специалист занимает надлежащее положение и обладает необходимыми полномочиями для защиты потребностей пользователей.

  

УДК: 023.4+025.2-028.27

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 20.23

DOI: 10.1080/10572317.2022.2025672

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2022.2025672

Нареш Кумар (Naresh Kumar), помощник библиотекаря Центрального университета Харьяны (Индия), в статье «Лидерские качества и навыки сотрудников библиотек: тематическое исследование международной магистерской программы Digital Library Learning» (Library Leadership Qualities and Skills: The International Master Digital Library Learning Case Study) рассказывает о программе обучения работе с цифровыми библиотеками и ее эффективности для развития лидерских качеств молодых специалистов библиотечно-информационного профиля.

Digital Library Learning (DILL) – это двухлетняя международная магистерская программа для специалистов в области информации, призванная дать им навыки, необходимые для навигации по миру цифровых библиотек. Программа осуществляется в партнерстве с тремя европейскими университетами: Колледжем прикладных наук Осло и Акерсхуса (Норвегия), Таллиннским университетом (Эстония) и Университетом Пармы (Италия). В рамках программы студенты проводят три семестра в каждом из университетов-партнеров, а последний семестр, для написания диссертации – в выбранном ими университете. Кроме того, слушатели проходят обязательные отраслевые стажировки в организациях, сотрудничающих с консорциумом DILL. Подать заявку на участие в программе может любой желающий, обладающий необходимой квалификацией и прошедший отбор. Преподавание ведется на английском языке.

Автор статьи отмечает, что программа DILL сочетает в себе профессиональное обучение, междисциплинарный подход, практическое обучение, наставничество и использование опыта сверстников в мультикультурном сообществе, и это отличает ее от традиционных программ обучения. Опрос преподавателей программы показал, что международная структура классов совместно с академической, профессиональной и социальной деятельностью позволила студентам развить лидерские качества и навыки для работы с цифровыми библиотеками. Такой формат обучения помогает учащимся принимать решения, справляться с поставленными задачами и адаптироваться к многообразному культурному контексту.

  

УДК: 023.5+377:02

ГРНТИ: 14.35, 14.37, 14.91; 20.15.31; 13.31

DOI: 10.1080/10572317.2022.2025671

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2022.2025671