Library Resources & Technical Services (LRTS)

 

Статья «Основные компетенции библиотекарей-каталогизаторов и специалистов по метаданным»: опыт использования базового документа и рекомендации по его дальнейшему совершенствованию » (Core Competencies for Cataloging and Metadata Professional Librarians: Assessment of Community Use and Recommendations for the Future of the Document) подготовлена коллективом авторов документа «Основные компетенции библиотекарей-каталогизаторов и специалистов по метаданным» (Core Competencies for Cataloging and Metadata Professional Librarians) – Брюс Эванс (Bruce J. Evans), Дженнифер Лисс (Jennifer A. Liss), Морин Маккури (Maurine McCourry), Сьюзен Рэтбан-Грабб (Susan Rathbun-Grubb), Бет Шумейкер (Beth Shoemaker), Карен Сноу (Karen Snow) и Эллисон Йанос (Allison Yanos). Документ одобрен в 2017 г. Советом директоров Ассоциации библиотечных фондов и библиотечного обслуживания (Association for Library Collections & Technical Services, ALCTS). В нем перечислены специальные профессиональные навыки специалистов, относящиеся к названной сфере. За 6 прошедших лет были приняты новые правила каталогизации, появились новые инструменты, состоялись многочисленные дискуссии и мероприятия, касающиеся вопросов совместимости метаданных. В данной статье авторы «Основных компетенций» докладывают о проведенном исследовании, в котором сообщество каталогизаторов и специалистов по метаданным дало оценку документу и высказало соображения относительно его пересмотра. Авторы представили свои рекомендации по внесению в него первоочередных изменений, по его дальнейшему применению и совершенствованию.

Онлайновая анкета, представленная в январе-феврале 2022 г. на платформе Qualtrics, состояла из четырех вопросов с предложенной альтернативой ответа и два вопроса с возможностью дать свой вариант ответа. Анкета приведена в приложении к статье. Полученные данные были проанализированы при помощи инструментов на платформе Qualtrics; была применен контент-анализ для изучения и кодирования открытых ответов согласно тематическим категориям.

В качестве необходимых изменений в документе респонденты называли необходимость обращения к международной практике, опору на принципы разнообразия, равенства, инклюзии и требования соблюдения этики каталогизации, расширение группы разработчиков документа с тем, чтобы он отражал типологию библиотек и разнообразие специализаций в данной области библиотечной деятельности, необходимость ссылки на иные ключевые документы, такие, например, как Эталонная модель библиотечных данных IFLA, внимание к связанным данным, желательность рекомендаций по платформам, поставщикам, платным решениям, в том числе облачным, а также разработка концепции разрешения неоднозначности и определения жанра авторитетного произведения. Тема интернационализации стандартов каталогизации также нашла свое отражение в вебинаре Секции предметного анализа и доступа IFLA «Компетенции и навыки в области организации знаний».

  

УДК: 023.5 + 025.3-051:331.108.4

ГРНТИ: 13.31.16

DOI: 10.5860/lrts.67n4.114

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/lrts/article/view/8134

Статья «Ставить ли произведение во главу угла?» (The Work in Question) Вейна де Фремери (Wayne de Fremery) и Майкла Бакленда (Michael Buckland) посвящена современным моделям каталогизации. Международная конференция по принципам каталогизации (Париж, 1961) положила начало распространению концепции, введенной в оборот Сеймуром Любецким, который предложил различать «книги» как особые физические объекты и «произведения» как концептуальные абстракции, связанные с творческим трудом конкретных авторов.

Сеймур Любецкий (Seymour Lubetzky, 1898-2003) – один из крупнейших каталогизаторов и библиотекарей США. Разработанная им теория каталогизации намного упростила процесс поиска и заказа той или иной книги в любой библиотеке страны. Теория и принципы каталогизации Любецкого выходит за рамки системы Дьюи.

Определение Любецкого, данное «произведению», вошло во многие схемы каталогизации, существующие в мире, в том числе в «Функциональные требования к библиографическим записям» (Functional Requirements for Bibliographic Records, FRBR). Однако сегодня FRBR и другие модели организации знания, в которых «произведения» являются первостепенным организующим объектом, теряют свое центральное место. Постепенно они превращаются в одну из многих концепций агрегации объектов в группы и подгруппы в зависимости от того, каким образом они могут быть полезны пользователям инструментов организации знаний, например, таких как каталоги. В 2017 г., в целях создания ориентированных на пользователя и более полезных для него каталогов, FRBR были приведены в соответствие с моделями «Функциональных требований к авторитетным данным» (Functional Requirements for Authority Data, FRAD) и «Функциональных требований к предметным авторитетным данным» (Functional Requirements for Subject Authority Data, FRSAD), и была создана Эталонная модель библиотечных данных IFLA (Library Reference Model, LRM). Авторы модели IFLA LRM описывали общий подход и методологию процесса разработки модели как те же, что были приняты в оригинальной разработке FRBR, а именно как метод анализа, который начинается с вычленения объекта, представляющего главный интерес для пользователей библиографической записи. Авторы описывают различные модели представления данных, которые позволяют осуществлять различные виды библиографического учета и контроля.

  

УДК: 025.31 + 001.103

ГРНТИ: 13.31.33

DOI: 10.5860/lrts.67n4.124

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/lrts/article/view/8135