IFLA Journal

 

Авторы статьи «Анализ знаний об искусственном интеллекте и его восприятия» (A study on the knowledge and perception of artificial intelligence) А. Субавеерапандиян (A. Subaveerapandiyan), С. Сунантини (C. Sunanthini) и Мохаммед Амеес (Mohammad Amees) поставили перед собой задачи оценки осведомленности библиотечно-информационных специалистов о технологиях искусственного интеллекта (ИИ), определения восприятия этих технологий, а также выявления навыков и компетенций, необходимых специалистам в век ИИ. Проведен опрос среди 245 библиотекарей Замбии. Результаты опроса проанализированы и представлены в статье также в табличном виде. Они показали, что библиотекари в основном положительно относятся к данной технологии и перспективам ее применения. Большинство специалистов осведомлены о возможности применения технологий ИИ в библиотеках. В среднем, 44,1% респондентов согласились с тем, что ИИ необходим для повышения эффективности библиотечного обслуживания, динамического развития библиотек. Между тем, 38,2% респондентов выразили свои опасения в связи с тем, что технологии ИИ угрожают занятости библиотечно-информационных специалистов. Также ответы респондентов (49,8%) указали на барьеры на пути внедрения ИИ в библиотеках, такие как отсутствие необходимых навыков владения технологиями ИИ, бюджетные ограничения, трудоемкость, недостаток провайдеров, специализирующихся на технологиях ИИ. Примерно 65% респондентов назвали необходимыми навыки и компетенции в таких сферах, как электронная коммуникация, программное и техническое обеспечение, Интернет-приложения, компьютерные системы и сети, кибербезопасность и управление сетями, контроль качества данных, курирование данных, интерпретация и представление данных, системы управления базами данных, проектирование механизмов ИИ, алгоритмы анализа данных. Также отмечалась необходимость включения соответствующих тем в образовательные программы библиотечно-информационной отрасли. Исследование может стать основанием для дальнейших репрезентативных исследований с более широкой выборкой и тематикой, связанной с технологиями ИИ и их применением; оно будет полезно библиотекам, внедряющим ИИ, поможет библиотечным советам и ассоциациям в разработке политики академических библиотек и будет способствовать осведомленности библиотекарей.

  

УДК: 004.8:02 + 023.5

ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.16

DOI: 10.1177/03400352231180230

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352231180230

В исследовании Бренды ван Вик (Brenda van Wyk) «Инновации и поддержка библиотечно-информационного обслуживания в условиях пандемии» (Library and information services’ reflections on emergency remote support and crisis-driven innovations during pandemic conditions) речь идет о выстраивании кризисных стратегий университетских библиотек в условиях преодоления цифрового неравенства и информационной бедности. Внезапные перемены в относительно стабильной среде высшего образования потребовали немедленных и решительных инновационных мер, в частности, в отношении того, что составляет библиотечную поддержку образования. Пандемия и реализованная в экстренном порядке модель предоставления обслуживания выявили значительное социоэкономическое и социотехническое неравенство и исключенность пользователей из цифровой среды.

Были проведены интервью в фокус-группах с участием 26 информационных специалистов и 6 библиотечных руководителей, которые поделились опытом предоставления услуг по поддержке образовательного процесса. Качественные данные, полученные в фокус-группах, были подвергнуты тематическому анализу и систематизированы по категориям и темам, таким как «реакция на кризисную модель преподавания онлайн», «стратегия обучения», «социальные связи», «готовность к поддержке образовательного процесса онлайн», «управление и контроль», «социотехнические аспекты», «человеческий фактор — потребности, навыки и возможности». В своей работе автор апеллирует к таким конструктам, как кризисная модель инноваций, критическое цифровое библиотековедение, цифровая исключенность и информационная бедность, обучение в мобильных приложениях, цифровая грамотность. В статье предложена модель организации библиотечно-информационного обслуживания в экстренных ситуациях, которой смогут воспользоваться другие организации.

  

УДК: 027.7 + 025.5:004.77-048.35

ГРНТИ: 13.31.21; 04.51.54

DOI: 10.1177/03400352231166747

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352231166747

Авторы статьи «Влияние библиотерапии на самооценку незрячих женщин: эксперимент медицинской библиотеки» (Bibliotherapy by medical librarians for the blind females) Марьям Шекофте (Maryam Shekofteh), Элаэ Ахмади (Elaheh Ahmadi), Марьям Казерани (Maryam Kazerani) и Седигхе Салабифар (Sedighe Salabifar) рассказывают о своем квазиэкспериментальном исследовании. Согласие на участие в нем выразили 30 незрячих женщин. Участницы были случайным образом поделены на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальной группе библиотекарь провел серию библиотерапевтических сеансов при участии консультанта-психолога. Данные были собраны при помощи опросника Куперсмита, популярного инструмента для измерения самооценки. Опросник состоит из 58 пунктов для описания установок личности, ее чувств, идей, реакций на свои состояния. В данном инструменте используются 4 подшкалы: общая самооценка, самооценка в семье, социальная самооценка, образовательная или профессиональная самооценка. Общая самооценка характеризуется отношением к себе в целом, в общих ситуациях. Самооценка в семье относится к обстоятельствам семейной жизни или жизни в родительском доме. Социальная самооценка — оценка самого себя в социальном взаимодействии, а профессиональная самооценка характеризует значимость индивида в профессиональной деятельности. По итогам библиотерапевтических сеансов самооценка участниц экспериментальной группы оказалось выше самооценки женщин в контрольной группе. Средний показатель в экспериментальной группе после сеансов вырос значительно. Самое значительное повышение относится к тем аспектам самооценки, которые относятся к семье, образованию и профессиональной деятельности. Данное исследование подтверждает позитивное влияние библиотерапевтического вмешательства: показатели повысились по каждой из подшкал самооценки. Библиотерапевтическая деятельность библиотекарей медицинских библиотек и психологов помогает решать психологические проблемы незрячих пациентов и иных лиц с ограниченными возможностями. Исследователи предполагают, что необходимо выявлять и другие проблемы, связанные с ментальным здоровьем этой категории читателей.

  

УДК: 021.4:364.65-056.262; 026:61

ГРНТИ: 13.31.21; 04.51.65

DOI: 10.1177/03400352231172803

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352231172803