Journal of Information Literacy

 

Кейтлин Тейлор (Caitlin Taylor) и Даниэла Диджакомо (Daniela DiGiacomo) предприняли анализ литературы по одной из основополагающих проблем реализации информационной грамотности в образовательной среде. Их статья носит название «Формирование концепций информационной грамотности в контекстах начального, среднего и высшего образования. Обзор современных научных публикаций» (Approaches to information literacy conceptualisation in primary, secondary, and higher education contexts. A review of current scholarly literature). Информационный ландшафт XXI века требует от учащихся как от пользователей и творцов информации ответственности, что подразумевает овладение информационной грамотностью (ИГ). Лежащие в основании ИГ концепции влияют на образовательную практику и обучение соответствующим навыкам студентов и школьников. Авторы статьи поставили перед собой задачу проанализировать научные публикации, в которых идеи ИГ концептуализируются в рамках формальной образовательной среды. В целях данного обзора для выбора литературы были выбраны две библиотековедческие базы данных (Library Literature and Information Science Full Text и Library, Information Science and Technology Abstracts), две базы данных образовательной направленности (ProQuest Education Database и ProQuest Eric), а также две универсальных поисковых системы (сервис обнаружения Университета Кентукки и Google Scholar). Собственно поиск был осуществлен в феврале 2021 г.; в выборку попали научные рецензированные статьи на английском языке, опубликованные между 2010 и 2021 гг.

При помощи методов качественного систематического и дедуктивного анализа ими изучены 38 публикаций, что дало представление о концептуализации идеи ИГ в начальном, среднем и высшем образовании. В результате анализа выявлено 5 базовых подходов к концептуализации ИГ в образовании: (1) разработка адаптированных критериев, (2) сравнение признанных моделей, (3) оценка представлений заинтересованных сторон, (4) изучение информационных принципов в основе учебных дисциплин, и (5) развитие информационной практики для информированного выбора критериев. Авторы указывают на факторы и контекст (образовательный, профессиональный, социальный) концептуализации ИГ, а также на теоретические ее основания (феноменография, социокультурная теория, дискурсный анализ), которые объясняют различные аспекты практической реализации концепции.

Изученная литература по вопросам ИГ сосредоточена, главным образом, на эмпирическом материале и информационной среде высшего образования. Всего одна статья в выборке рассматривает контекст начального образования, пять статей сосредоточены на контексте среднего образования и четыре — на образовательной среде начального и среднего образования. Одна статья рассматривает одновременно контекст среднего и высшего образования, и всего две статьи охватывают систему образования полного цикла — от начального до высшего образования. В целом, данное исследование указывает на динамичность концептуализации идеи ИГ.

Несмотря на отсутствие консенсуса у исследователей, библиотекарей, педагогов, профессиональных организаций относительно определения и конструкта ИГ, авторы обзора высказывают предложение о необходимости разнообразия моделей ИГ. При концептуализации ИГ важно признавать многообразие информационных ценностей в глобальном ландшафте и академических контекстах, а также роль личностного фактора и степень влияния сообществ на информационную практику. Это позволит говорить об инклюзивных моделях и конструктах ИГ.

  

УДК: 37.026:002 + 001.83-047.44

ГРНТИ: 14.07.03; 20.01.04

DOI: 10.11645/17.1.3258

 

Источник:

https://journals.cilip.org.uk/jil/article/view/12

Интересная и довольно популярная тема поднята в статье Мэттью Хэнны (Matthew Hannah) «Информационная грамотность в век Интернет-конспирологии» (Information literacy in the age of internet conspiracism). Общество XXI века столкнулось с такими вызовами, как ложная информация, дезинформация, фейковые новости, пропаганда и вирусные конспирологические теории, бесконтрольно распространяемые в Интернете. Согласно исследованию, проведенному Ipsos в 2019 г., почти 86% респондентов, столкнувшихся с фейковыми новостями, сообщили, что стали их жертвами. Теории заговора подпитываются интересом и восприимчивостью к ним граждан и ставят уникальные задачи перед учеными и педагогами, которые призваны формировать информационную грамотность и культивировать здоровые информационные практики. Для того, чтобы убедиться в существовании и сложности этих задач, стоит лишь сравнить модели информационной грамотности (ИГ) с принципами распространения во всемирной сети конспирологической информации. В фокусе внимания автора — конспирологическая теория QAnon.

QAnon — распространённая в США теория заговора, наиболее популярная во времена президентства Д. Трампа. Последователи теории QAnon (анонимы, или так называемые «аноны») убеждены в том, что Соединёнными Штатами (или даже всем миром) правит некая тайная и могущественная клика сатанистов-педофилов, которая якобы поддерживает гигантскую международную схему сексуальной эксплуатации несовершеннолетних и существует уже на протяжении долгого времени.

QAnon является логическим следствием растущего политического экстремизма в сочетании с информационными технологиями; и, как результат такого слияния, QAnon реализует странную форму ИГ, с которой трудно бороться. Автор статьи последовательно сравнивает информационные практики, реализуемые сторонниками теории QAnon, с элементами модели, разработанной Ассоциацией университетских и научных библиотек (Association of College and Research Libraries, ACRL). Модель ACRL обучения ИГ включает в себя такие обязательные элементы, как определение исследовательских задач, поиск и использование информации, а также синтез и оценка такой информации. Автор приходит к выводу об удивительном сходстве этих двух моделей информационного поведения в отношении авторитетности, контекста, грамотности и исследовательского поведения. Итоги анализа показывают, что для победы над конспирологическими теориями понадобятся новые модели ИГ, которые помогут сформировать лучшее понимание политических контуров информационных экосистем. Такие модели должны включать как наступательные, так и защитные механизмы, и инструменты, предназначенные для вмешательства в эти особенно сложные онлайн-сообщества. Одна из возможных отправных точек для тактического ответа на проблему конспиративной ИБ находится в области науки, известной как критическая информационная безопасность. Интересно, что автор указывает на марксистскую философию и методологию как на возможный подход к формированию таких моделей.

Опираясь на работы психологов, специалистов по информатике, социологов и политологов, необходимо концептуализировать контуры онлайн-заговоров и выявить возможные направления вмешательства.

  

УДК: 077:316.77

ГРНТИ: 04.51.54

DOI: 10.11645/17.1.3277

 

Источник:

https://journals.cilip.org.uk/jil/article/view/21

Философские аспекты формирования информационной грамотности в современном мире рассматривают Марко Шнейдер (Marco Schneider) и Артур Коэльо Безерра (Arthur Coelho Bezerra) в статье «Диалектические истоки и практические пути. Критическая информационная грамотность с точки зрения учений Гегеля, Маркса и Блоха» (Dialectical roots and praxis routes. A contribution to critical information literacy from Hegel, Marx and Bloch).

Исследования по проблемам критической информационной грамотности (КИГ) появились в первом десятилетии XXI века как реакция ученых и педагогов на формальные определения информационной грамотности, в частности, на определение, разработанное Ассоциацией университетских и научных библиотек (Association of College and Research Libraries, ACRL). По утверждению авторов, последнее лежит в русле риторики бизнеса и конкурентной борьбы, но никак не стимулирует развитие индивидуального критического мышления. Последствия меркантилизации Интернета таковы, что он перестает быть чем-то вроде древнегреческой агоры – места свободного обмена идеями, превращаясь в рыночную площадку, на которой бал правят крупнейшие технологические компании и их партнеры. Капитализм в его сегодняшнем виде и его модели ведения бизнеса в сфере цифровых информационных платформ обеспечивают возможность надзора и слежки, стимуляцию сверхпотребления и воспроизводство господствующей идеологии, функционирование механизмов классового, расового, гендерного давления, а также распространения дезинформации и научного дениализма.

Авторы заявляют, что задача исследований в сфере КИГ и критической педагогики — создавать фундамент для теоретически информированной практики. Они рассматривают некоторые идеи Гегеля, Маркса и Блоха, связанные с концепциями диалектики, практического опыта и конкретной утопии, которые позволят упрочить позиции критической информационной грамотности как предмета исследований в библиотечно-информационной науке. Маркс писал в своих знаменитых 11 тезисах о Фейербахе: «Философы лишь различным образом истолковывали мир, тогда как речь идет о том, чтобы изменить его». Идеи «надежды» и «конкретной утопии», утверждают авторы статьи вслед за Блохом, не стоит рассматривать как дешевый оптимизм, но как необходимые антитезы отчаянию и отказу от борьбы, так как они опираются на серьезные реалистические знания и этическую ответственность, целеполагание в преобразующей деятельности, — а это призыв к практическим действиям.

Именно элемент критики в КИГ позволяет противопоставить ее актуальному информационному режиму, поддерживаемому государствами и обладающими информационной властью корпорациями и платформами. В этом базовом качестве КИГ авторы видят возможность трансформации информационной среды в эмансипированную и гораздо более справедливую и более равноправную экосистему, обладающую информационной автономией как условием достижения конкретной утопии.

Конкретная утопия - понятие, разработанное Эрнстом Блохом, философом, социологом и публицистом неомарксистской ориентации (1885-1977), которое означает ситуацию после реального возможного изменения в обществе.

Критическая информационная грамотность обеспечивает мотивацию учащихся к участию в производстве и распространении информации и воздействию на структуры, обладающие властью осуществлять эту деятельность.

  

УДК: 077:316.77 + 101.1:316

ГРНТИ: 04.51.54; 02.41.11

DOI: 10.11645/17.1.3354

 

Источник:

https://journals.cilip.org.uk/jil/article/view/7