Journal of Documentation

 

В статье «Публичная библиотека как пространство общественной жизни: лонгитюдный анализ» (The public library as public sphere: a longitudinal analysis) авторы, Лео Эпплтон (Leo Appleton) и Хейзел Холл (Hazel Hall), соотносят роль британских публичных библиотек как сферы общественной жизни с их эпистемологической, социальной и политической функциями. Для лонгитюдного анализа была привлечена фокус-группа из читателей публичных библиотек, проживающих в различных регионах страны. Исследование было реализовано в три этапа. Были собраны данные о 53 активных читателях, входивших в 24 фокус-группы, опрос которых происходил в 8 разных публичных библиотеках Англии и Шотландии в 2015–2016 гг. (фаза 1), 2016–2017 гг. (фаза 2) и 2017–2018 гг. (фаза 3). Данные подверглись транскрипции и кодированию для последующего тематического анализа с использованием программного обеспечения NVivo 10. Было обнаружено, что роль публичной библиотеки как пространства общественной жизни тесно связана с реализацией эпистемологической функции библиотеки, делая информационное обслуживание более многосторонним и выводя его за пределы предоставления доступа к традиционным печатным и онлайновым источникам. В процессе межличностного взаимодействия в публичном библиотечном пространстве рождается новая информация и новое знание. Через этот обмен реализуется также социальная функция публичных библиотек как платформы активного гражданского участия в общественной жизни и, в частности, в демократических процессах. До сих пор работы, посвященные ценности публичных библиотек, в большинстве своем касались социального и/или экономического влияния библиотек и основывались чаще всего на анализе количественных данных. В настоящем же исследовании утверждается фундаментальная эпистемологическая ценность сервисов публичной библиотеки. Это позволяет отнести данную работу к исследованиям в области информационного общества, в которой до сих пор роль публичной библиотеки как пространства общественной жизни считалась во многом периферийной.

  

УДК: 025.5:027.7+[027.7:021]:165

ГРНТИ: 13.31.21, 13.31.19

DOI: 10.1108/JD-02-2022-0031

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-02-2022-0031/full/html

С проблемой избыточности информации и перенасыщенности информацией столкнулся каждый пользователь; она известна и библиотечным специалистам и вызывает растущий интерес научного сообщества, в том числе в сферах информационных и компьютерных наук. Этому посвящена статья «Информационная перенасыщенность: концептуальный анализ» (Information overload: a concept analysis) Мохамеда Амина Белаббес (Mohamed Amine Belabbes), Иана Рутвена (Ian Ruthven), Яшара Мошфеги (Yashar Moshfeghi), Дианы Расмуссен Пеннингтон (Diane Rasmussen Pennington). Авторы отмечают, тем не менее, что четкое понимание этого явления отсутствует, как и отсутствует консенсус на этот счет. Целью данного исследования является определение концепции «информационного перенасыщения». Проведен концептуальный анализ по методике Роджера. Он выполнен на базе корпуса документов, опубликованных между 2010 г. и сентябрем 2020 г.; в 151 документе речь идет о перенасыщенности информацией, а в 10 — о когнитивной перегруженности. Все эти документы относятся к сфере компьютерных и информационных наук и содержатся в базах данных ACM Digital Library, Scopus и Library and Information Science Abstracts (LISA). Термин «когнитивная перегруженность» предложен в качестве замещающего для «информационного перенасыщения». Проведенный анализ позволил выявить триггеры, проявления и последствия информационного перенасыщения. Триггеры относятся к информационным характеристикам, информационным потребностям, рабочей среде, индивидуальным когнитивным способностям и информационной среде. Авторы различают эмоциональные и когнитивные проявления информационного перенасыщения, его внутренние и внешние последствия.

  

УДК: 001.102+002:159.9+004

ГРНТИ: 20.01.07, 20.23

DOI: 10.1108/JD-06-2021-0118

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-06-2021-0118/full/html