Journal of Librarianship and Information Science

 

Цель исследования Марека Дежи (Marek Deja) «Информационная культура университетской администрации: как превратить бюрократов в профессиональных высокоэффективных чиновников» (Information culture of university administration: Making personnel bureaucracy a professional bureaucracy) состоит в описании информационной культуры университетских чиновников в контексте их профессиональной деятельности. Несмотря на то, что административную работу в университете связывают прежде всего с документооборотом, главным элементом административной системы являются люди, которые должны демонстрировать конкурентное групповое информационное поведение, реализуемое ежедневно в форме обмена и использования знаний и информации как стратегических ресурсов университета. В опросе по теме информационной культуры приняли участие 345 респондентов — офисных работников трех польских вузов. Результаты опроса были подвергнуты анализу и тесту Краскела-Уоллиса, с определением коэффициента ранговой корреляции Спирмена и проведением порядкового/линейно-регрессионного анализа. Благодаря использованию 7-балльной шкалы объективной оценки распределения профессиональных компетенций удалось эффективно и с высокой степенью надежности выделить 4 типа информационной культуры специалистов управления высшим образованием: замкнутая, открыто-инновационная, профессионально-бюрократическая, высшая руководящая. Главным ограничивающим моментом настоящего исследования является то, что в его фокусе оказалось лишь информационное поведение чиновников низших звеньев. Между тем, в университетской среде наблюдается высокий уровень профессиональной стратификации чиновников администрации. Рост профессионального уровня чиновников, а значит, и уровень их информационной культуры, зависит от их внутренней открытости (социализации), интернализации (усвоения) знаний, выстраивания профессиональных связей.

  

УДК: 378.4.091.113:005.336.2(438)+005.912:004(438)+378.4:005.92(438)

ГРНТИ: 20.01.04; 14.01.79

DOI: 10.1177/09610006221145931

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006221145931

В январе в журнале также опубликована статья «Самоархивирование как функция научной деятельности: восприятие, модели, мотивация и проблемы, стоящие перед исследователями» (Researchers’ perceptions, patterns, motives, and challenges in self-archiving as a function of the discipline), авторами которой выступили Шломит Хадад (Shlomit Hadad) и Ноа Аарони (Noa Aharony). Они пишут о том, что «зеленый путь», являющийся наиболее экономичным способом реализации политики открытого доступа (ОД), способен увеличить охват читательской аудитории и усилить влияние результатов научно-исследовательской деятельности.

«Зелёный путь», или самоархивирование, подразумевает публикацию работ в традиционных коммерческих научных журналах c одновременным размещением в открытых источниках — крупных тематических. или институциональных репозиториях, а также на личных сайтах авторов. Статьи размещаются в репозиториях как в виде препринтов, так и уже опубликованных версий. «Зеленый путь» реализуется как стратегия Будапештской инициативы открытого доступа (Budapest Open Access Initiative) — принятой в 2002 г. Будапештская инициатива определяет ОД как бесплатный доступ к научной литературе, осуществляемый через интернет и позволяющий любому пользователю читать, загружать, копировать, распространять, распечатывать, искать или ссылаться на полные тексты работ при отсутствии любых финансовых, правовых и технических ограничений. Единственным возможным ограничением на распространение и воспроизведение работ является право автора на контролирование целостности текста, а также обязательное указание авторства при использовании и цитировании.

В исследовании проанализировано восприятие модели «зеленого пути» учеными и выявлены типы, модели, мотивы и проблемы самоархивирования статей в рамках «зеленого пути» к открытому доступу (в тематических и/или институциональных репозиториях и академических социальных сетях). Были проведены интервью 20 израильских ученых, представляющими как точные и инженерные, так и гуманитарные дисциплины (50/50). Осуществлен тематический анализ интервью снизу-вверх с последующим количественным сравнением. По результатам анализа обнаружено, что исследователи, представляющие точные и инженерные науки, прибегают к самоархивированию своих пре- и постпринтов в тематических репозиториях, считая это нормой научной деятельности, регламентированной требованиями финансирования, а также условием получения научного признания и заявления приоритетности. Исследователи из гуманитарной и социальной сфер предпочитают размещать ссылку на печатную версию статьи на веб-сайте академической социальной сети, и их целью является максимальная видимость их работы. Кроме того, обнаружилось, что представители гуманитарных и социальных наук недостаточно осведомлены о некоторых аспектах авторского права и существовании репозиториев ОД. Между отдельными дисциплинами выявлены существенные различия в том, где, когда, зачем и как ученые осуществляют самоархивирование и что считается юридически правильным вариантом «зеленого пути» ОД. Это диктует необходимость повышения осведомленности ученых об открытых тематических репозиториях и требованиях, которые предъявляют к самоархивированию издательства.

  

УДК: 004.738+004.77:001.89+004.632.057.8:001.89

ГРНТИ: 12.21.65; 13.31.19; 20.23.29; 12.41.55

DOI: 10.1177/09610006221146768

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006221146768

В статье «Векторы совершенствования программ стажировки студентов в области библиотечного дела и информатики: систематический обзор литературы» (Indicators for Modernising the LIS Internship: Evidences from a systematic literature review) авторы, Нурул Аида Нур Азизи (Nurul Aida Noor Azizi) и Киран Каур (Kiran Kaur), предприняли систематический обзор литературы, освещающей программы стажировки студентов библиотечно-информационного профиля обучения. Для анализа применялся метод оценки совокупности доказательств по результатам реалистического и метанарративного обзора RAMESES (Realist and Meta-Narrative Evidence Syntheses: Evolving Standards). В качестве источника данных были выбраны массивы данных Scopus, Web of Science и Google Scholar. На начальном этапе было отобрано 54 документа из базы данных Scopus, 17 документов — из Web of Science и 107 документов — из Google Scholar. В этом массиве было выявлено 5 основных тем, на которых сосредоточен, главным образом анализ программ студенческих стажировок: удовлетворенность (5 подтем), образовательный эффект (4 подтемы), образовательная среда (2 подтемы), разработка программы (4 подтемы) и роль заинтересованных сторон (3 подтемы). Три основных этапа систематического обзора сопровождались абстрактным представлением и анализом данных. Модернизация программ стажировки в области библиотековедения и информатики требует большего внимания к разработке структуры программ с акцентом на результаты обучения с учетом готовности к профессиональной карьере. Взаимное обучение, практическое обучение, личная целеустремленность, — все это оказывает положительное влияние на результат обучения. Вместе с тем выявлена потребность учета интересов всех участников процесса, а не только студентов. В анализируемой авторами литературе содержатся рекомендации по более пристальному изучению результатов данной формы обучения. Подчеркивается заинтересованность студентов в стажировках, выявлены их требования, такие как универсальность, приобретение практических навыков, структурированность на начальных этапах и большая свобода на финальных. Кроме того, в литературе часто ставится вопрос об ответственности кураторов таких стажировок на местах. Дальнейшие исследования по данной тематике, в частности, касающиеся роли участников и разработки программ стажировок в библиотеках различных типов позволят точнее оценивать и совершенствовать данную форму обучения.

  

УДК: 02:37.091.313+004:37.091.313+37.091.214:[004+02]

ГРНТИ: 13.31.16

DOI: 10.1177/09610006231154536

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006231154536