IFLA Journal

 

В статье Линн Силипиньи Коннауэй (Lynn Silipigni Connaway), Брук Дойл (Brooke Doyle) и Джоанн Кантрелл (Joanne Сantrell) «Библиотеки моделируют устойчивость: результаты опроса OCLC об участии библиотек в реализации Целей устойчивого развития» (Libraries model sustainability: The results of an OCLC survey on library contributions to the Sustainable Development Goals) подведены итоги масштабного исследования, проведенного OCLC и посвященного выдвинутой ООН в 2015 г. повестке стратегических целей устойчивого развития (ЦУР). Участниками опроса стали 1722 библиотечных специалиста, из которых 65% представляли Северную и Южную Америки, 26% — Европу, Ближний Восток, Азию и Африку, а 9% — Азиатско-Тихоокеанский регион. Исследование имело некоторые ограничивающие характеристики: использовалась нерепрезентативная выборка по методу снежного кома, что заставляет рассматривать ее как преднамеренную выборку с ограниченной генерализацией. В фокусе авторов был вопрос об интеграции ЦУР в стратегическое планирование библиотек. Респонденты отметили пять целей устойчивого развития, особенно значимых для библиотек:

ЦУР4 — качественное образование;

ЦУР8 — достойная работа и экономический рост;

ЦУР10 — уменьшение неравенства;

ЦУР16 — мир, правосудие, эффективные институты;

ЦУР17 — партнерство в интересах устойчивого развития.

Респондентам были предложены вопросы, касающиеся их осведомленности о ЦУР, интеграции ЦУР в стратегические планы библиотек, вопросы о том, какие из ЦУР влияют на деятельность библиотек и в каких из этих направлений библиотеки видят свое наибольшее влияние. Кроме того, авторов интересовала практическая реализация ЦУР в библиотеках.

Обнаружено, что в основном библиотеки не включают цели устойчивого развития в рамки стратегического планирования, однако видят их реализацию как часть своей миссии и поддерживают их непосредственно через свою деятельность. В большинстве своем библиотекари считают ЦУР4 (качественное образование) той областью, в которой они могут оказать наибольшее влияние.

Авторы представляют обзор литературы и предлагают возможные направление будущих исследований: поиск способов интеграции ЦУР в планирование и деятельность библиотек и методы оценки такой деятельности и ее влияния на экосистемы; тематические исследования, контент-анализ стратегических планов библиотек, а также интервью с руководителями и сотрудниками библиотек для определения влияния ЦУР на библиотечное сообщество. Выявление и демонстрация роли библиотек в формировании экономической, социальной, политической и информационной экосистемы, может стать долгосрочной целью дальнейшей исследовательской работы.

  

УДК: 02:502.131.1:303.6+338.26:02

ГРНТИ: 13.31.11, 13.31.15; 06.52.15

DOI: 10.1177/03400352221141467

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/03400352221141467

Авторы статьи «Законодательные основы роли скандинавских библиотек, архивов и музеев как пространства общественной дискуссии: взгляд профессионалов» (The legitimacy of Scandinavian libraries, archives and museums as public spheres: Views from the professionals), Хокон Ларсен (Hakon Larsen), Нанна Канн-Расмуссен (Nanna Kann-Rasmussen) и Шерстин Ридбек (Kerstin Rydbeck), исследуют, как библиотечные, архивные и музейные специалисты Дании, Норвегии и Швеции видят вклад своих организаций в общественную жизнь собственную профессиональную роль. Исследователей интересует, существуют ли законные обоснования для использования небольших общественных ресурсов этих институтов, а также какова их роль как пространства общественной дискуссии. Основываясь на данных опроса, авторы пытаются определить, насколько различаются соответствующие ожидания специалистов названных сфер. Количество респондентов составило 2868 человек, с преобладанием библиотечных специалистов (817, 332, 782 библиотекаря из Дании, Норвегии, Швеции соответственно). Анализ произведен в контексте современного библиотечного, архивного и музейного законодательства этих стран, и власти гражданского общества как новой доминанты.

Результаты исследования указывают на происходящую конвергенцию трех названных сфер; видимо, по этой причине их представители примерно одинаково относятся к законодательному закреплению оснований общественной роли этих институтов. Авторы доказывают, что ценности и ожидания относительно новой системы общественного управления, такие как гражданская ответственность и деятельность в интересах общества, уже приняты рассматриваемым профессиональным сообществом, зачастую до того, как эти ценности закреплены в законодательстве — что демонстрируется, например, новым законом об архивах, принятым в Швеции (SOU 2019:58, 41).

Авторы также делают предположение, что чем новее законодательство, регламентирующее деятельность таких организаций, тем больше в нем акцентируются задачи по поддержке и развитию демократии. Движение законодательства в этом направлении также можно объяснить происходящими изменениями в системе государственного и общественного управления, переходом от общества, основанного на экономике, к сетевому обществу и государству, нацеленному на разрешение злободневных проблем, таких, например, как поляризация общества. Потребность создания устойчивой общественной сферы является насущной проблемой, разрешение которой лежит в плоскости традиционных ценностей скандинавской культуры в целом и профессиональной сферы в частности.

  

УДК: 021.89:021.1(481+485+489)+069.6:069.1(481+485+489)+930.25:316.3(481+485+489)

ГРНТИ: 13.31.91, 13.31.20

DOI: 10.1177/03400352221147549

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/03400352221147549