Journal of Documentation

 

В своей статье «Оценка временных затрат на курирование данных» (Measuring the time spent on data curation) исследователи Аня Перри (Anja Perry) и Себастиан Нетчер (Sebastian Netscher) пишут о том, что финансирование процессов курирования данных в научно-исследовательских проектах должно основываться на информации о временных затратах на данный процесс, в частности, на фильтрацию и документирование количественных данных, предназначенных для совместного доступа. Авторами разработаны рекомендации по выбору стоимостных показателей в управлении научно-исследовательскими данными. Они использовали материалы пилотного исследования, проведенного Архивом данных по социальным наукам GESIS (Германия) в период декабрь 2016 г. – сентябрь 2017 г. На протяжении этого времени кураторы данных Института социальных наук им. Лейбница ежедневно документировали свою деятельность, связанную с фильтрацией и документированием данных по десяти количественным обзорным исследованиям. На этом основании выявлены влияющие на стоимость факторы, которые способны также увеличить или сократить временные затраты на названные выше операции. Обнаружено, что на них влияют главным образом два фактора: объем данных и информация персонального характера, содержащаяся в них. Фактором, влияющим на временные затраты, является также неоднородность данных и самообучение кураторов в случае обработки аналогичных наборов данных или повторения процедур. Оригинальность и ценность данного исследования состоит в том, что в рамках процесса курирования данных были выделены различные операции и задачи, что может служить моделью для планирования процесса кураторства данных в исследовательских проектах; определено время, затраченное на обработку уникальных данных по социальным наукам, найдена взаимозависимость между временными затратами на отдельных этапах курирования, а также между временем и качеством обработки и сложностью данных.

  

УДК: 004.65 + 001.891

ГРНТИ: 20.21

DOI: 10.1108/JD-08-2021-0167

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-08-2021-0167/full/html

Исследование, о котором рассказано в статье Анны Люнд (Anna Lundh) «Я могу читать, хотя не вижу: право на чтение лиц с ограниченными возможностями. Аудиокниги» (I can read, I just can't see”: a disability rights-based perspective on reading by listening), относится к новейшей области критических исследований проблем чтения с привлечением положений теоретической документологии, теории грамотности и дефектологии. Статья представляет собой дискурс-анализ использования аудиотехнологии чтения. К исследованию с проведением полуструктурированных интервью было привлечено 16 студентов австралийских университетов, слепых или имеющих нарушения зрения. Было важно понять, какое место на понятийном и социальном уровне занимает восприятие текстов на слух как вариант чтения. Участники исследования отмечали разницу восприятия между «реальным» чтением и чтением в форме аудирования, когда последнее воспринимается обществом скорее как исключение и связывается со статусом незрячего субъекта или субъекта с нарушениями зрения. Несмотря на то, что в статье нет окончательного ответа на вопрос, что же такое чтение, результаты исследования скорее подтверждают теоретическое предположение о том, что восприятие текстов на слух может считаться одной из форм чтения, такой же, как чтение печатных произведений или чтение по системе Брайля. По мнению авторов, утверждения, что этот вариант читательской практики не является чтением как таковым, маргинализируют опыт и статус людей, которые пользуются этими технологиями и, а кроме того, отрицательно влияют на развитие и использование соответствующих технологий и практик библиотек, издательств, образовательных учреждений. Очевидно, что ситуация с изданием недоступных для незрячих и слабовидящих людей книг или с отставанием конвертирования материалов для нужд соответствующих групп студентов, требует решительного вмешательства и изменений практического, технологического и экономического характера. Обеспечение доступности документов или доступа к ним — это социальный, концептуальный и организационный вопрос, а использование аудиотехнологий чтения должно быть не исключением, а правом пользователей.

  

УДК: 028.1:364.65-056.262 + 376-056.262

ГРНТИ: 14.29.25; 16.21.53

DOI: 10.1108/JD-10-2020-0169

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-10-2020-0169/full/html