Library and Information Research

 

Статья Эндрю Шентона (Andrew K. Shenton) «Охват/влияние: стратегия демонстрации ценности исследования» (A reach/significance cross-over: a strategy for demonstrating the impact of our research) помогает шире взглянуть на вопросы научно-исследовательской деятельности библиотечных специалистов. Во многих сферах профессиональной и научно-образовательной деятельности критерии охвата и цитируемости публикации используются для демонстрации ее ценности. Данные критерии заставляют заботиться, прежде всего, о статистических показателях. Однако, как доказывает автор статьи, у исследователя есть возможность указать на ценность своей работы через некоторые особенности цитирования его/ее труда в разнообразных источниках. Автор выделяет 10 критериев, через которые можно охарактеризовать как цитируемый документ, так и его автора. Этими критериями, по мнению автора, являются:

• временной период, в течение которого цитируется публикация;

• географический охват цитирования (страны, континенты, т.п., где происходит цитирование);

• языки, на которых цитируется публикация (помимо языка оригинала);

• категория, к которой относится цитирующий публикацию автор (студент, ученый, специалист-практик, консультант, чиновник);

• мотивация цитирующего автора (получение квалификации, решение исследовательской задачи, научные интересы, принятие стратегического/политического решения, предоставление консультации);

• цитирование в различных источниках (в монографии, журнальной статье, в конференционном докладе и т.п.);

• цель цитирования (аргументация, иллюстрация, постановка новой исследовательской проблемы и т.п.);

• актуальность проблематики работы, в которой происходит цитирование;

• тематика (методологические, концептуальные, общие научные вопросы и т.п.);

• сектор информационного мира, к которому отсылает цитирование. В библиотечной сфере это проблематика публичных, университетский, школьных, специальных библиотек — или выходящая за пределы библиотековедения и информатики.

Для характеристики ценности исследования и его влияния в научной сфере можно использовать несколько названных критериев или все одновременно.

  

УДК: 001.83-047.44

ГРНТИ: 12.41.51; 13.31.16

DOI: 10.29173/lirg830

 

Источник:

https://lirgjournal.org.uk/index.php/lir/article/view/830/826

В своей статье «Не только наука: эмоции в процессе разработки исследовательского предложения» (Beyond the search process: Exploring the affective stages in developing a research proposal) исследователи Дана Аладем (Dana Aladem) и Саджад Рехман (Sajjad Rehman) рассматривают этапы возникновения эмоций, включенные в модель процесса поиска информации (ППИ), разработанную Кэрол Култау.

Кэрол Култау (Carol Kuhlthau) -- американский педагог и исследовательница; внесла большой вклад в изучение проблематики, связанной со школьным образованием и библиотеками, информационной грамотностью и информационно-поисковым поведением. Разработала модель процесса информационного поиска, получившую ее имя. Модель процесса информационного поиска Култау описывает чувства, мысли и действия на шести этапах поиска информации и представляет целостный опыт поиска информации с точки зрения человека, указывает на важную роль аффекта в процессе поиска информации и утверждает принцип неопределенности в качестве концептуальной основы для библиотечных и информационных услуг.

Авторы анализируют то, каким образом чувства влияют на каждый из 6 этапов разработки исследовательского предложения: (1) этап инициации, когда человек осознает недостаточность своих знаний, и у него возникает чувство неуверенности; (2) этап выбора, когда определена основная тема исследования, и человек испытывает оптимизм и готовность начать поиск; (3) стадию погружения, когда исследователь может почувствовать растерянность и разочарование результатами поиска; (4) этап формулирования, когда область поиска сужается, и возникает чувство уверенности; (5) этап сбора информации, когда ощущается ясность; и (6) последний этап, связанный с представлением результатов поиска, когда человек либо удовлетворен им, либо разочарован. Модель Култау заставляет убедиться в том, что чувство тревожности является естественным аффектом, сопровождающим те или иные этапы образовательного процесса, о чем необходимо помнить. Исследование построено на качественных методах. Использован метод преднамеренной выборки: в исследовании приняли участие 20 студентов факультета социальных наук Университета Кувейта, обучающихся по специальности «информатика» и выбравших для изучения курс по методологии исследовательской работы. С ними проведены интервью, на основании которых получены данные о чувствах, восприятии и мнениях участников. Результаты исследования демонстрируют, как менялись эмоции студентов на различных этапах, соответствующих модели ППИ Култау. Данное исследование имеет большое значение с точки зрения перспектив изучения информационного поведения. Оно будет полезно самим студентам, а также их преподавателям и кураторам для осознания роли эмоций на различных этапах исследовательской работы учащихся и необходимости сопровождения этой деятельности.

  

УДК: 025.4.03

ГРНТИ: 20.23.19, 20.51.17; 12.41.55, 12.31.31

DOI: 10.29173/lirg818

 

Источник:

https://lirgjournal.org.uk/index.php/lir/article/view/818