Online Information Review

 

Статья Нили Стейнфельд (Nili Steinfeld) «Дезинформационная война пользователей в социальных сетях: все средства хороши на поле политической битвы» (The disinformation warfare: how users use every means possible in the political battlefield on social media) посвящена проблемам сетевого поведения пользователей, активно участвующих в политической жизни. Цель исследования – анализ возможных инструментов борьбы против распространения онлайн ложной информации и дезинформации, а также активного обмена дезинформацией между пользователями. Автор стремится к пониманию оснований использования пользователями дезинформации как политического оружия. Предпринято анкетирование 502 израильских пользователей, которым были заданы вопросы относительно их участия в политической жизни, доверия и убеждений, определения «фейковых новостей» и отношения к ним; борьбы с распространением дезинформации и их желания бороться с этим явлением. Обнаружено, что обмен дезинформацией и борьба против нее — практики, тесно связанные между собой и также непосредственно относящиеся к участию или неучастию в политической борьбе. Что еще интереснее, участие в политической партии коррелируется с умышленным использованием элементов дезинформации, а участие в незаконных или насильственных политических действиях коррелируется с умышленным распространением дезинформации и борьбой с дезинформацией, распространяемой оппонентами. Оригинальность исследования состоит в научном анализе проблем распространения дезинформации онлайн и последствий этого распространения: приведены индивидуальные характеристики пользователей, использующих данные инструменты в своей политической деятельности, выявлена зависимость между связанными с дезинформацией, практиками и их восприятием, пользовательским поведением и демографическими характеристиками.

  

УДК: 077:316.77

ГРНТИ: 11.15.89; 19.31; 04.51.54; 81.93.29

DOI: 10.1108/OIR-05-2020-0197

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-05-2020-0197/full/html

В фокусе авторов статьи «Государственные и подписные медиа, социальные сети, их потребление и доверие к государственной политике в период кризиса COVID-19» (Mainstream, on-demand and social media consumption and trust in government handling of the COVID crisis), Тал Лаор (Tal Laor) и Сабины Лисицы (Sabina Lissitsa), — анализ связи, существующей между отношением потребителей масс-медиа к контенту, связанному с COVID-19, представленному в основных средствах массовой информации, подписных сервисах и социальных сетях, и доверием к способности государства противостоять кризису. Исследование основано на онлайновом анкетировании 1005 (репрезентативная выборка) израильских граждан старше 18 лет. По результатам анкетирования исследователи делают выводы относительно восприятия потребителями медиа контента как источника информации, социальной солидарности, критики и тревоги. Согласно ответам респондентов, главным источником информации о пандемии являлись государственные/основные средства массовой информации. Положительная зависимость обнаружена между восприятием государственных масс медиа как источника критики и доверием к действиям правительства. Отрицательные ассоциации связаны с социальными сетями и подписными сервисами. Позитивная связь определяется также между представлениями о том, что социальные сети способствуют формированию социальной солидарности и доверия к правительственным действиям. Авторы делают вывод о том, что восприятие реальности есть результат синергетических усилий различных видов медиа, которые оказывают огромное влияние как на общество, так и на государство. Авторы применяют несколько теорий: теорию медийного недомогания, теорию порочного круга, теорию эхо-камеры, — для объяснения существующей зависимости между потреблением средств массовой информации и общественным доверием в условиях многообразия средств массовой информации и в период мирового кризиса.

Теория медийного недомогания — теория пагубного воздействия масс-медиа на общество, вызывающее его политическую апатию и отчуждение. Теория была предложена в 1976 году М. Робинсоном (Michael J. Robinson).

Э́хо-ка́мера — в теории СМИ — ситуация, при которой определённые идеи, убеждения усиливаются путём передачи сообщения или его повторением внутри закрытой системы (партия, круг единомышленников, субкультура). При этом подобные сообщения заглушают другие аналогичные информационные потоки.

Статья может быть интересна специалистам в сфере библиотековедения с точки зрения проблем формирования информационной грамотности в самом общем смысле, а также решения задач, связанных с распространением фейковой информации в период кризиса, подобного пандемии COVID-19.

  

УДК: 077:316 + 316.77

ГРНТИ: 19.45, 19.31, 19.51; 11.15.89; 04.51.54; 13.31.21

DOI: 10.1108/OIR-06-2021-0299

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-06-2021-0299/full/html

Тайванские исследователи Эдвард Ши-Це Ван (Edward Shih-Tse Wang), Хун-Чу Лин (Hung-Chou Lin), Ю-Тин Ляо (Yu-Ting Liao) представили свою статью «Влияние социального капитала страниц в социальной сети на социальную идентичность и последовательность поведения ее участников» (Effects of social capital of social networking site on social identity and continuous participant behavior). По мнению авторов, социальный капитал является характеристикой социальной группы, которая способствует координации ее активности; кроме того, социальная идентичность участников группы играет ключевую роль в укреплении групповых связей. Под социальным капиталом страниц в социальной сети (ССС) авторы подразумевают общность языка, социальное доверие и сплоченность участников. Также в фокусе внимания — посредническая роль социальной идентичности. Всего в исследовании приняло участие 444 добровольцев. Для анализа концептуальной модели был применен метод моделирования структурными уравнениями. Результаты анализа показали, что социальное доверие и сплоченность пользователей ССС прямо и существенно зависит от социальной идентичности и постоянства участия членов такого сообщества. Общий язык положительно влияет на социальную идентичность, при этом прямой взаимосвязи его с постоянством участия выявлено не было. Привлечение пользователей к активному и последовательному участию остается для администраторов ССС одной из важнейших задач. Ввиду освоения библиотеками социальных сетей важно иметь представление о факторах, определяющих активное взаимодействие читателей и библиотеки через страницу библиотеки в социальной сети, и на этой основе формировать стратегию эффективного и последовательного читательского участия.

  

УДК: 077:316.77

ГРНТИ: 19.31; 04.41

DOI: 10.1108/OIR-07-2021-0369

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-07-2021-0369/full/html