Управление различными этапами жизненного цикла электронных ресурсов библиотеки является сложной задачей и включает в себя администрирование нескольких рабочих процессов. Авторы из библиотеки Университета Мальмё (Швеция) Шарлотта Херцберг (Charlotte Hertzberg) и Карин Эриксон Лагерас (Karin Ericson Lagerås) в статье «Путь к ROAM: сотрудничество с системным провайдером в разработке и внедрении системы управления электронными ресурсами» (A road to ROAM: collaborating with a system provider in developing and implementing an electronic resource management system) делятся своим опытом участия в проекте разработки новой системы управления электронными ресурсами ROAM (Research Output & Acquisition Management - управление результатами исследований и комплектованием), с этапа первоначального обсуждения и до внедрения. Работы по проекту велись совместно с компанией Subscription People.

Авторы отмечают важность осведомленности о внутренних и внешних процессах жизненного цикла электронных ресурсов, основанного на технологиях для систем управления электронными ресурсами (Techniques for Electronic Resource Management Systems, TERMS). TERMS – это совокупность рабочих процессов, формирующая основу системы управления электронными ресурсами. К ней, в частности, предъявляются следующие требования:

- хранение информации о лицензиях, включая количество пользователей, даты, сроки и т.д.;

- отображение информации о лицензии в меню определителя ссылок;

- получение напоминаний о предстоящих обновлениях;

- сохранение копий лицензий (в виде PDF-файлов);

- сохранение административной информации (ссылки на URL-адреса, идентификаторы пользователей и пароли);

- отображение списков заголовков приобретенных материалов;

- отображение финансовой информации и ее динамики за последние несколько лет;

- сохранение информации об испытаниях продуктов и новых предложениях электронных ресурсов (период, результаты и решения);

- сбор и сохранение статистики использования.

Инструмент оптимизации рабочих процессов ROAM используется в библиотеке Университета Мальмё с осени 2019 г. для управления электронными ресурсами: для получения сведений о подписке, доступа к логинам и другой административной информации, создания финансовых отчетов и других отчетов и т.п. Самый важный урок, извлеченный за первые годы использования ROAM, заключается в том, что нужно быть готовым к переоценке и корректировке процессов и процедур. Авторы делают вывод о том, что наиболее эффективна система, поддерживающая гибкий и итеративный подход к рабочим процессам библиотеки, а не жесткая система, которая не предусматривает никаких отклонений. ROAM поддерживает самые важные потребности библиотеки Университета Мальмё в управлении электронными ресурсами, обеспечивая эффективную работу.

  

УДК: 025.2-028.27

ГРНТИ: 13.20.31, 13.31.91; 20.15.31, 20.23

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1988467

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1988467

В последнее время библиотеки, библиотечные организации, а также провайдеры запустили несколько инициатив, связанных с технологией ИИ. В опубликованном в мае обзоре «Новые образовательные ресурсы, условия лицензирования, хакатоны и многое другое: Обзор возможностей ИИ» (New educational resources, licensing terms, hackathons, and more. AI roundup) редактор журнала Мэтт Энис (Matt Enis) рассматривает те из них, которые появились весной 2024 г.

Компания Sage запустила бесплатный двухчасовой онлайн-курс The Art of ChatGPT Interactions, обучающий построению интегрированной среды CLEAR (аббревиатура от англ. слов «краткость, логика, очевидность, адаптивность, рефлексия» при использовании ИИ-инструментов на основе большой языковой модели, таких как ChatGPT. Издательство Университета Джонса Хопкинса (Балтимор, шт. Мэриленд, США) выпустило пособие для преподавателей, посвященное использованию инструментов и ресурсов ИИ, их интеграции в образовательную среду. Авторами публикации «Обучение с ИИ: практическое руководство для новой эры в образовании человека» (Teaching with AI: A practical Guide to a new era of human learning) являются Хосе Антонио Боуэн (José Antonio Bowen) и Эдвард Уотсон (C. Edward Watson). Стэнфордский институт искусственного интеллекта (штат. Калифорния, США) опубликовал свой седьмой по счету ежегодный отчет (2024 AI Index), в котором отражены достижения и тенденции, связанные с развитием ИИ, такие как технологические разработки, информация о реакции общества и геополитической динамике и т. д. В отчете отмечается, что ИИ обогнал человека в таких показателях, как классификация изображений, понимание визуальных данных, распознавание английской речи, однако по-прежнему он отстает во многих других. Коммерческие ИИ-решения опережают университетские и научные разработки: в 2023 г. коммерческая отрасль представила человечеству 51 эффективную модель машинного обучения, в то время как академические организации – лишь 15. Расходы на обучение ИИ-моделей достигли беспрецедентного уровня: OpenAI оценивает свои расходы по обучению GPT-4 в 78 млн долларов, в то время как Google потратил на Gemini Ultra 191 млн. Коалиция научных изданий и академических ресурсов SPARC (Scholarly Publishing and Academic Resources Coalition) провела вебкаст в надежде подтолкнуть библиотеки к принятию ограничений в лицензионных контрактах, связанных с ИИ.

Ассоциация научных библиотек США (Association of Research Libraries, ARL) подготовила и опубликовала руководящие принципы для научных библиотек по использованию ИИ (Research libraries principles for Artificial Intelligence). В документе подчеркивается, что этичность и прозрачность остаются фундаментальными ценностями в использовании ИИ, в то время как в своей политике популяризации ИИ и сотрудничества в этой сфере организациям предлагается опираться на следующие принципы:

• Библиотеки должны демократизировать доступ к инструментам и технологиям ИИ, способствуя распространению цифровой грамотности среди населения.

• Библиотеки должны осознавать, насколько предвзятой и неточной может быть информация, представленная ИИ-моделями и приложениями.

• Библиотеки выступают за прозрачность и достоверность информации, будучи убежденными в том, что «без человека нет ИИ».

• На первое место при использовании ИИ-инструментов, технологий и обучающих данных для ИИ библиотеки должны ставить безопасность и конфиденциальность пользователей.

• Библиотеки соглашаются с тем, что закон об авторском праве США и Канады достаточно гибок и функционален, отражая многочисленные аспекты взаимодействия с высокими технологиями и ИИ.

• Научные библиотеки по-прежнему верны принципу использования информации в целях поддержки науки и научных исследований, в том числе информации, представленной в цифровых форматах.

Помимо этого, ARL в сотрудничестве с Коалицией за сетевую информацию (Coalition for Networked Information, CNI) представила сценарии развития ИИ в научно-исследовательской среде на период до 2035 г. (2035 Scenarios: AI-Influenced Futures in the Research Environment).

Коалиция за сетевую информацию, совместная инициатива ARL и образовательной ассоциации EDUCAUSE, продвигает использование цифровых информационных технологий в поддержку науки и образования. Коалиция понимает такую поддержку не только как решение технических и технологических задач, но и как охват многообразного цифрового контента и передовых приложений для создания, обмена, распространения и анализа такого контента в целях научно-исследовательской и образовательной деятельности.

Некоммерческая организация Ithaka S+R опубликовала в сети предварительные результаты опроса, касающегося использования чат-ботов ИИ в образовании (AI Chatbots in Education). В период с ноября 2023 по февраль 2024 г. в опросе приняли участие 77 факультетов, 111 специалистов и 224 студента Университета Брайанта (Смитфилд, штат Род-Айленд, США).

Библиотеки Университета Карнеги-Меллона (Питтсбург, штат Пенсильвания, США) провели в апреле хакатон, посвященный проблемам ИИ-грамотности и разработке образовательных материалов в этой сфере.

Реферативная база цитирования Scopus объявила в своем блоге о четырех новых функциональных возможностях Scopus AI: 1) карта понятий — визуальный инструмент, позволяющий расширить картину тематического запроса; 2) новый инструмент ранжирования результатов поиска; 3) добавлен еще один уровень отражения, что позволяет видеть контекст ответов, генерируемых ИИ; 4) библиографию, выдаваемую при использовании Scopus AI, теперь можно экспортировать на исследовательскую платформу SciVal компании Elsevier.

Компания Clarivate, которая в прошлом году объявила о планах использовать возможности генеративного ИИ в базах данных Web of Science, подтвердила, что в сентябре 2024 г. начнет действовать цифровой помощник с ИИ Web of Science Research Assistant.

  

УДК: 004.8:021

ГРНТИ: 28.23; 13.31.19

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/ai-roundup-may-2024