В этом же номере журнала опубликована статья Йонмин Ванг (Yongming Wang) «Обзор состояния и текущих тенденций в развитии библиометрии и оценке эффективности научно-исследовательской деятельности» (Overview of Development and Recent Trends in Bibliometrics and Research Evaluation). Библиометрия относится к библиотечно-информационным дисциплинам: библиометрические показатели позволяют оценить эффективность научно-исследовательской и публикационной активности и провести анализ важности научных публикаций. Автор данного небольшого обзора не только выделяет основные этапы формирования дисциплины и представляет инструменты библиометрической практики, но и обращает внимание на три ключевые тенденции последнего десятилетия в библиометрии: это альтернативные метрики (например, Altmetrics и PlumX), ответственное использование библиометрических показателей, в том числе, в оценке эффективности научно-исследовательской активности (автор упоминает такие документы, формулирующие этические принципы оценки, как Декларация об оценке научно-исследовательской активности DORA, Лейденский манифест, а также Хиросимское заявление 2021 г., принятое на конгрессе INORMS, международной сети организаций по управлению научно-исследовательской деятельностью), а также применение искусственного интеллекта и машинного обучения в практике библиометрии (автор приводит в пример две платформы — Semantic Scholar и Scite.ai).

  

УДК: 002:51

ГРНТИ: 12.01.07

DOI: 10.23974/ijol.2021.vol6.1.195

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/195

Тема научно-исследовательской деятельности и ее представления в публикациях актуальна для российских библиотекарей. В журнале Journal of Academic Librarianship опубликована статья, затрагивающая эту тему – «Поддержка научно-исследовательской деятельности университетского библиотекаря в рамках учреждения» (Increasing scholarly productivity: Developing an in-house academic librarian support network). Авторы — Леэтта Шмидт (LeEtta Schmidt), Джейсон Бочар (Jason Boczar), Барбара Льюис (Barbara Lewis), Томаро Тейлор (Tomaro Taylor). Они пишут о том, что организационные и профессиональные структуры университетских библиотек обладают инструментами и ресурсами для помощи сотрудникам в проведении научно-исследовательской деятельности и публикации работ. Научно-исследовательская работа и публикации часто составляют обязательное требование для продвижения по карьерной лестнице в университетских и научных библиотеках. Обучение по магистерским программам и собственный опыт, в конечном итоге, позволяют университетским библиотекарям осуществлять эти виды деятельности, однако часто требуется также организационная или профессиональная поддержка. Возможностей для этого существует множество. При Библиотеках университета Южной Флориды (США) был образован комитет по научно-исследовательской деятельности и публикациям. В его задачи входит разработка инструментов поддержки, содействие профессиональному развитию, развитие культуры научно-исследовательской работы библиотечного сообщества. Результатом работы комитета стали семинары, дискуссионные группы, подготовка рекомендаций, группы для начинающих авторов и рецензентов научных статей, а также иные инструменты. В статье рассказывается о том, что дал комитету анализ литературы, представляющей опыт других организаций, как был учрежден комитет, что ему удалось сделать, а что нет. Рассмотрены также задачи на будущее.

  

УДК: 027.7+001.891:027.7

ГРНТИ: 13.31.23; 12.01.21; 20.15.31; 13.01.2

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102385

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000768

В очередном номере журнала опубликовано исследование Амелии Родарт (Amelia Rodarte) и Эбби Мор (Abby Moore) «Эффективность удаленной работы глазами специалистов университетских библиотек в период пандемии COVID-19» (Academic Librarians’ Perceptions of Productivity While Working from Home During the COVID-19 Pandemic), проведенное в форме опроса. Анкеты были разосланы по электронной почте членам Ассоциации библиотек колледжей и университетских библиотек США (Association of College and Research Libraries). Библиотечные сервисы в этих заведениях реализуются, как правило, в физическом пространстве библиотек, но с началом пандемии библиотекарям пришлось адаптироваться к новой рабочей среде с весьма ограниченной поддержкой других специалистов и преподавателей. В целях исследования предпочтение было отдано образовательным учреждениям с количеством студентов очной формы обучения не менее 15000 человек. Отмечается большой интерес библиотекарей к опросу. Было обработано 107 анкет, при этом получено еще 112 откликов из малых учебных заведений, которые в будущем также можно включать в подобные исследования. Для опроса был использован формат IWPQ (Individual Work Performance Questionnaire — анкета для определения индивидуальной производительности труда). Вопросы были сгруппированы по трем разделам: организация рабочего времени, профессиональная деятельность и развитие, а также контрпродуктивный стиль работы (контрпродуктивная деятельность). Приведены многочисленные количественные данные, в публикацию включены диаграммы и таблицы. Представлена история исследований по вопросу удаленной работы библиотекарей. Проведенное исследование показало, что большинство библиотекарей оценивает собственную работу в условиях локдауна как высокоэффективную, при этом их удовлетворенность работой напрямую зависит от ее эффективности. Данное исследование поможет формировать организационную политику библиотек с учетом возможности удаленной работы специалистов. Интересно будет также проследить, как возвращение к нормальному графику повлияет на производительность труда библиотекарей и их удовлетворенность работой.

  

УДК: 027.7:[025.5:004.77]

ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.16; 20.15.31

DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.2.230

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/230

Кэти Уилсон (Katie Wilson), Люси Монтгомери (Lucy Montgomery), Кэмерон Нейлон (Cameron Neylon), Чун Кай Хван (Chun-Kai Huang) и Ребекка Хэндкок (Rebecca N. Handcock) представляют статью «Инициатива университета Кертина в области открытых знаний. Обмен данными об эффективности научно-исследовательской деятельности» (The Curtin Open Knowledge Initiative. Sharing data on scholarly research performance). В современном мире конкуренция университетов как полноправных участников рынка носит глобальный характер, что подразумевает их участие в международных рейтингах и оценку соответствия их деятельности универсальным критериям. Несмотря на неоднозначность методологии и источников, используемых для выстраивания таких рейтингов, университеты продолжают пользоваться методами анализа и оценки, в соответствии с которыми ученые обязаны публиковаться в журналах, индексируемых крупными коммерческими библиографическими базами данных, к которым обращаются международные рейтинги. Ограничения, накладываемые библиометрическими методами и принципами построения рейтингов, побудили ученых из университета Кертина (Австралия) выступить с Инициативой в области открытых знаний (Curtin Open Knowledge Initiative). Это междисциплинарный исследовательский проект, направленный на сбор и анализ научно-исследовательских данных из многочисленных открытых источников в более чем 20000 институтах мира; к этим данным, в том числе, относятся результаты научных исследований, находящиеся в открытом доступе. Чтобы определить, кем создано знание и каким образом при его создании реализован принцип многообразия, авторы анализируют демографические данные по специалистам, работающим в этих институтах. В статье представлено обсуждение целесообразности проекта и его методологии, приведены примеры анализа данных, позволяющего университетам проводить независимую оценку, в том числе оценивать те или иные рейтинги и участвовать в создании открытых знаний и обмене ими. Статья гораздо шире освещает данные вопросы, чем презентация Инициативы, состоявшаяся на Онлайн-конференции LIBER 2021: обсуждаются также вопросы сотрудничества с университетскими библиотеками и иными участниками научной коммуникации с целью создания и распространения открытых знаний.

  

УДК: 027.7 + 002.1-021.341:001.83

ГРНТИ: 13.31.19; 12.41.51

DOI: 10.53377/lq.11544

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/11544

В опубликованной во втором номере журнала статье «Эффективность вложений в библиотеку: анализ зависимости между финансированием библиотеки и результативностью исследовательской деятельности организации» (Returns on library investment: seeking causative relationship between the library investment and the institutional research output) авторы, Шивендра Сингх (Shivendra Singh), Рамеш Пандита (Ramesh Pandita) и Киран Байдван (Kiran Baidwan), попытались ответить на вопрос, не превратились ли библиотеки, связанные с обслуживанием образовательных или исследовательских институтов в целом, и в частности, институтов медицинского профиля, в избыточные или нерелевантные структуры, или, напротив, они стали более эффективными и востребованными, внедрив в свою деятельность новейшие технологии. Рассмотрены данные по 20 ведущим образовательным учреждениям Индии, вошедшим в Национальный рейтинг образовательных учреждений Индии 2019 г. (National Institutional Ranking Framework, NIRF). В среднем, каждый из медицинских институтов выделил сумму на развитие собственных библиотечных ресурсов, равную 1260,9 млн индийских рупий, что в пересчете на одну опубликованную научную статью составило 0,104 рупии. Из всего массива исследовательских статей, опубликованных отобранными медицинскими институтами 26,39% подготовлено во Всеиндийском институте медицинских наук (All India Institute Of Medical Science) в Нью-Дели.

Финансовая помощь или финансирование библиотек крайне важны для выживания, существования и развития исследовательских учреждений, тем более когда речь идет о медицине. Прогресс медицины означает повышение благосостояния общества в целом и выигрыш для каждого члена общества от инвестиций в медицинскую науку.

Впервые предпринято масштабное исследование, касающееся роли и значения библиотек в деятельности ведущих медицинских институтов Индии. Авторы утверждают, что результаты исследования могут быть перенесены на все медицинские учреждения страны.

  

УДК: 021.9:61(540)+[027.7:61]:021.9(540)

ГРНТИ: 13.31.15; 20.15.31; 13.31.91

DOI: 10.1108/CC-03-2022-0011

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/CC-03-2022-0011/full/html

В статье Дорин Зигфрид (Doreen Siegfried) «Библиотека как партнер в области экономических исследований в пространстве открытой науки: работа по связям с общественностью с ориентацией на результат» (Establishing a library as an Open Science partner for economic research through impact-oriented public relations work) рассказывается о проведенном тематическом исследовании (кейсе), результаты которого помогают Национальной экономической библиотеке – Центру экономической информации им. Лейбница (Гамбург, Германия) утверждать свою роль компетентного партнера и пропагандиста открытой науки среди целевой аудитории исследователей-экономистов. В этом Центр опирается на метод ориентации на результативность коммуникационной деятельности. Данный метод позволяет библиотеке выстраивать стратегию коммуникационной деятельности и ставить четкие, достижимые цели. Библиотека не просто транслирует информацию, но фокусируется на эффекте и результатах коммуникации, таких как повышение осведомленности о том или ином вопросе, изменение отношения к библиотечным сервисам или пропаганда конкретных сервисов и мероприятий. Кроме того, такой подход помогает измерять эффективность коммуникации. Определив цели воздействия на обслуживаемое сообщество, библиотека в состоянии оценивать и постоянно совершенствовать свои коммуникационные усилия на уровне их результата. Коммуникация с ориентацией на результат помогает построить более серьезные отношения с целевой группой. Поставив ее интересы и потребности в центр коммуникационной стратегии, библиотека утверждает свою релевантность и привлекательность для этой группы. Библиотечная коммуникация — это не только распространение информации, но и рычаг изменения мышления, эмоционального отношения и деятельности целевой группы. Коммуникация с ориентацией на результат — это метод, построенный на стратегической и холистической оценке отношений с общественностью. В соответствии с этим предложена модель контроля коммуникаций и их воздействия на целевые группы на каждом из уровней реализации этих отношений. Модель позволяет эффективно измерять, контролировать и, в конечном счете, оптимизировать деятельность библиотеки, связанную с отношениями с общественностью и коммуникацией.

Представленные результаты анализа позволяют нарисовать критическую картину коммуникационной деятельности библиотеки, на основании чего предложены конкретные меры совершенствования и определены задачи, цели и возможности коммуникации с ориентацией на результативность.

  

УДК: 021.2 + 002.1-021.341

ГРНТИ: 12.21.65; 13.31.21

DOI: 10.53377/lq.15060

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/15060

В статье «Обнаруживаемость открытых ресурсов: коллективный подход для лучшего доступа» (Making Open Resources Discoverable: Collaborative Approaches for Enhanced Access) автор, Джиа Ми (Jia Mi), представляющая Колледж Нью-Джерси (США), анализирует коллективные усилия, необходимые для увеличения обнаруживаемости ресурсов открытого доступа. Одна общая проблема, связанная с материалами открытого доступа — это трудность в их обнаружении при поиске стандартизованными методами. Многие журналы открытого доступа (ОД) не включены в систему стандартного аннотирования и каталогизации или же, пройдя подобную обработку, они не обеспечивают точность и правильность поиска. Ландшафт публикации материалов открытого доступа еще больше осложняет научную коммуникацию в рамках различных моделей. Схема «зеленого» ОД, или самоархивация, предполагает депонирование авторами препринтов или постпринтов статей в репозиториях открытого доступа, что обеспечивает открытый доступ с возможным периодом эмбарго. Гибридный ОД, предлагаемый издательствами, объединяет в себе открытый доступ и модели подписки с оплатой авторами обработки статьи; при этом доступ открывается для пользователей незамедлительно, а остальной контент является платным. «Золотой» ОД – это журналы, доступ к которым открыт полностью, и весь контент которых становится незамедлительно доступен читателям без каких-либо барьеров в виде подписки, а плата за обработку (пошлина) вносится авторами, институтами или спонсорами. Опираясь на опыт Колледжа Нью-Джерси, автор раскрывает ключевую роль библиотек, преподавателей, производителей библиотечных платформ, издателей в обеспечении доступа к столь ценным ресурсам. Отмечено, что академические библиотеки часто полагаются на коммерческие базы данных, такие как WorldCat Discovery, EBSCO Discovery Service, и Ex Libris Alma Primo. В 2019 г. Колледж Нью-Джерси перешел на облачную платформу, интегрировав ее с ExLibris Primo для обеспечения поиска и получения материалов. С самого начала был активирован весь контент открытого доступа, включенный в индекс Primo Central Index (с 2020 г. это Central Discovery Index). Названы связанные с этим проблемы и найденные библиотекой решения. Коллективное знание и сотрудничество библиотекарей, профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников способны раскрыть весь потенциал открытых ресурсов на благо ученым, студентам, всему широкому исследовательскому сообществу. Отмечается, что пользователи библиотек должны находить ресурсы ОД так же легко, как и традиционные библиотечные ресурсы. Предпринят обзор литературы, посвященной этому вопросу.

  

УДК: 025.4.03:002.1-021.341

ГРНТИ: 13.31.19

DOI: 10.23974/ijol

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/issue/view/20

Стивен Бутоу (Stephen Buetow), преподаватель факультета общеврачебной практики и здравоохранения Университета Окленда, и Джошуа Ловатт (Joshua Lovatt), сотрудник Библиотеки Филсона Университета Окленда, Новая Зеландия, представили статью на актуальную тему взаимодействия человека с искусственным интеллектом в сфере научной коммуникации — «От идеи к инновациям: использование искусственного интеллекта для составления динамических обзоров литературы» (From insight to innovation: Harnessing artificial intelligence for dynamic literature reviews). Авторы исследуют преобразующее влияние ИИ на обзоры литературы, в частности, подготавливаемые в научных библиотеках медицинской отрасли. На основании анализа литературы и собственного профессионального опыта они показывают, как ИИ влияет на обзоры, потенциально выходя за пределы текстуальных источников и включая мультимедийный контент и прогнозную информацию.

Традиционно слово «литература» соотносилось преимущественно с печатными, написанными произведениями, например, книгами или статьями. ИИ распространил это понятие и на цифровой мультимедийный контент, включающий изображения, видео- и аудиозаписи. Это очень существенный результат, так как ИИ-системы все чаще обращаются к культурным артефактам в дополнение к традиционным, текстовым источникам. Помимо широты, глубины и релевантности обзоров литературы технологии ИИ преобразуют фундаментальный смысл обзорной литературы.

ИИ осуществляет анализ сгенерированных данных, алгоритмов, вычислительных методов и превращает обзоры в документы, фиксирующие динамику в реальном времени и представляющие собой мультидисциплинарный анализ, осуществляемый в географическом и культурном контексте. Обзоры, полученные в реальном или почти реальном времени, позволяют незамедлительно интегрировать в исследования самые свежие результаты, обеспечивая подвижность и чувствительность экосистемы научных знаний. Такие обзоры будут обладать особой ценностью в медицине и здравоохранении, преодолевая недостатки время- и трудозатратных и немасштабируемых традиционных обзоров. Недостатками же таких обзоров являются потребность в больших ресурсах, а также предвзятость в отношении огромного массива доказательной базы, что, впрочем, может быть преодолено за счет участия человека в определенных процессах, например в поиске.

Традиционный обзор может потребовать до 67 недель для подготовки и публикации, между тем ИИ способен сгенерировать такой обзор за несколько дней или даже часов. Такая эффективность служит укреплению доверия к обзорам, подготовленным ИИ и способствует их распространению.

Способность ИИ имитировать работу человеческого разума трансформирует наше представление о знании: теперь знания в определенных областях могут быть помещены в ряд технологических достижений.

Указывая на потенциал ИИ в отношении эффективности и универсальности исследований, авторы отмечают недостаточность документального обеспечения использования ИИ в анализе литературы, а также высказывают сомнения относительно надежности и непредвзятости таких обзоров.

Библиотекари и исследователи способны применять субъективные критерии, такие как релевантность, достоверность, этичность, не вполне доступные ИИ. Они играют ключевую роль в решении таких задач, как гетерогенность индивидуальных исследований или адаптация к непредвиденным обстоятельствам, возникающим в процессе обзора. Потенциальная стратегия интеграции человеческого профессионального участия и ИИ-технологии включает создание структуры совместного принятия решений, непрерывную подготовку и обучение использованию ИИ, а также прозрачность коммуникации между разработчиками ИИ и конечными пользователями.

Такой подход принесет свои плоды в виде более качественных обзоров литературы, например, в области здравоохранения.

  

УДК: 004.8:02 + [016:61]-047.84

ГРНТИ: 13.31.19; 20.19.21

DOI: 10.1016/j.acalib.2024.102901

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133324000624