В первом, сдвоенном номере журнала за 2023 г. Малгожата Федорович-Крушевска (Małgorzata Fedorowicz-Kruszewska) опубликовала статью «Зеленые библиотеки: барьеры на пути формирования концепции» (Green libraries: barriers to concept development). Автор пишет о том, что несмотря на то, что с 1990-х годов сформировался значительный корпус литературы, посвященный экологической составляющей в тематике устойчивого развития, а само библиотечное сообщество проявляет большую активность в области защиты окружающей среды, массив научно-исследовательских и профессиональных публикаций библиотечно-информационного профиля на эту тему увеличивается сравнительно медленно. Автор предпринимает попытку найти причины недостаточного интереса к проблеме зеленых библиотек в глобальном масштабе, для чего указывает на барьеры, лежащие на пути формирования концепции зеленых библиотек как в теоретической, так и практической плоскостях. Автор приходит к выводу о том, что барьерами на пути формирования концепции зеленых библиотек являются: неоднозначность определения «зеленые библиотеки», отсутствие рекомендаций для зеленых библиотек и критериев их оценки, недостаточно активное распространение идей экологического образования, отсутствие эффективных инструментов отслеживания продвижения к Целям устойчивого развития (ЦУР) в экологическом аспекте на национальном уровне, а также недостаточная интеграция экологической тематики в образовательные программы в высшем библиотечно-информационном образовании.
УДК: 502.131.1:02+37:502/504
ГРНТИ: 13.31.15; 87.01.45
Источник:
https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-04-2022-0041/full/html
Статья О. К. Бинси (O.K. Bincy) и Т. М. Васудевана (T.M. Vasudevan) «Экологическая устойчивость: информированность и практический опыт библиотечных специалистов Университета Каликута» (Environmental sustainability: Awareness and practices among library professionals in University of Calicut) поднимает актуальные проблемы, связанные с устойчивостью развития. Термины «зеленая информационная грамотность» и «экологическая грамотность» используются в исследовании как отличные друг от друга и взаимосвязанные концепции. В то время как концепция «информационной грамотности» для библиотекарей не нова, «зеленая информационная грамотность» мало им знакома, хотя количество литературы по этому вопросу продолжает расти. Зеленая информационная грамотность предполагает, в том числе, знания индивидов, связанные с вопросами экологичности и экологической устойчивости, а также понимание ими важности решений и действий в отношении окружающей среды. Цель воспитания зеленой информационной грамотности, повышения осведомленности в вопросах устойчивого развития и обучения критическому мышлению — изменение поведения индивидов и организаций в отношении окружающей среды. В настоящем исследовании анализируются информированность, установки, практические мероприятия, связанные с экологической устойчивостью и реализуемые библиотекой Университета Каликута (Индия). Исследование охватило библиотечных специалистов, представляющих как центральную библиотеку Университета, так и 35 факультетских библиотек и 20 учебных центров. Данные получены на базе анализа 70 анкет. Как выяснилось, большинство библиотекарей не вполне знакомо с процедурами, отвечающими достижению экологической устойчивости. Тем не менее, идея экологической устойчивости в библиотеках находит у специалистов позитивный отклик. Установлена положительная корреляция информированности библиотечных специалистов об экологических проблемах с реальной «зеленой» активностью и практикой библиотек. Соответствующие инициативы предпринимаются для сохранения шаткого равновесия между библиотечной системой и окружающей средой в широком смысле слова. Зеленые библиотеки стремятся к максимально возможному эффективному использованию природных и возобновляемых ресурсов, минимизации потребления воды и электроэнергии, интеграции естественного ландшафта и растений в архитектурный дизайн библиотеки, чистоте воздуха в помещениях на благо читателей и сотрудников и т.п. В рамках зеленого движения библиотеки создают зеленые комитеты, развивают программы осведомленности о целях устойчивости для библиотечных специалистов, разрабатывают проекты озеленения и иные зеленые проекты, изучают степень осведомленности специалистов и читателей. Таким образом, любая библиотека способна проявить инициативу в рамках зеленого движения с поправкой на локальные и пространственно-временные требования.
Несмотря на то, что экологическая устойчивость не является новой концепцией, общество по-прежнему уделяет не слишком много внимания защите окружающей среды. Тем не менее, это наша общая ответственность перед будущими поколениями.
Представлен обширный обзор литературы по данной теме; полученные данные исследования сведены в таблицы.
УДК: 021.1:502.12
ГРНТИ: 13.31.21
DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102748
Источник:
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133323000873
Статья Сяоай Рен (Xiaoai Ren), факультет библиотечно-информационных наук, Университет штата в Валдосте, штат Джорджия, США, «Экологическая устойчивость в деятельности и сервисах библиотек Калифорнии, Флориды и Джорджии» (Libraries’ environmentally sustainable practices and services in California, Florida, and Georgia) посвящена практической реализации концепции зеленых библиотек.
Движение зеленых библиотек родилось в начале 1990-х гг. из стремления библиотек снизить свое воздействие на окружающую среду и нашло выражение, в том числе, в строительстве зеленых библиотечных зданий, внедрении экологичных процессов и операций, осуществлении зеленых сервисов. В принятой ООН в 2015 г. «Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» сформулированы 17 целей устойчивого развития (ЦУР). Три основания устойчивости —экология, экономика, социальная сфера. ИФЛА сыграла существенную роль в информационной поддержке формирования повестки ООН, указав на важность обеспечения равноправного и всеобщего доступа к информации. В 2019 г. Американская библиотечная ассоциация (American Library Association, ALA) объявила устойчивость базовой ценностью библиотечного дела.
Представлены результаты предварительного исследования. Проведен опрос библиотечных работников штатов Калифорния, Флорида и Джорджия относительно их восприятия экологически устойчивых практик и сервисов их библиотек, роли и задач библиотек в продвижении принципов экологической устойчивости в сообществе. Результаты данного исследования показывают, что наиболее распространенной «устойчивой» практикой среди библиотек является практика трех R (reduce, reuse, and recycle — англ. «сокращай, используй многократно, перерабатывай»). Респонденты рассматривают библиотеки в первую очередь как поставщиков информации, центры образования в сфере экологической устойчивости, а также как партнеров местного сообщества.
В рамках исследования обнаружено большое разнообразие в экологически устойчивой деятельности, осуществляемой библиотеками различных типов и географического положения. Безусловно, такое разнообразие объясняется уникальным характером каждой из библиотек, фондов, сервисов, местных сообществ, однако оно также подтверждает ранее установленный факт отсутствия систематического подхода к определению, внедрению и оценке экологически устойчивой деятельности библиотек. Из 203 респондентов, чьи анкеты учитывались, лишь 11 (5,4 %) подтвердили наличие в их библиотеках экологической политики, определяющей ежедневное функционирование организации.
Респонденты называли такие экологические программы и мероприятия, как сбор отходов для утилизации, показ тематических фильмов, мероприятия, посвященные климатическим изменениям, местной экологической ситуации. К мероприятиям относятся также встречи садоводов и огородников, беседы об окружающей среде, пожарной безопасности в природе, курсы экологической грамотности.
Библиотеками, попавшими благодаря опросу в поле зрения исследователей, были реализованы следующие программы: детские программы экологической или научной тематики, программы утилизации и вторичного использования, садоводство и огородничество, сохранность сельскохозяйственных угодий и устойчивое фермерство, книжные клубы, «Сделай сам» или «Почини сам», обучение взрослых в области точных наук, кулинария и вегетарианство, жизнь без отходов, пчеловодство и др.
Нехватка финансов и времени, риск политизации повестки в глазах сообщества и отсутствие доверия с его стороны — проблемы, которые стоят перед библиотеками в их деятельности, направленной на достижение экологической устойчивости. Задачи, требующие решения, — конкуренция данной проблематики с другими приоритетными задачами библиотек и отсутствие необходимых знаний. Результаты данного исследования являются вкладом в систематическое исследование данной проблематики. Они указывают на то, что библиотеки нуждаются в поддержке в деле пропаганды идей устойчивого развития среди населения.
Профессиональные библиотечные организации, такие как ИФЛА и ALA, активно поддерживают библиотеки в этой деятельности, разрабатывают рекомендации и предоставляют финансирование, проводят вебинары, публикуют релевантные материалы и распространяют передовой опыт.
УДК: 021.1:502.12 + 502.131.1
ГРНТИ: 13.31.21; 87.01.45
DOI: 10.1177/03400352241287788
Источник:
https://journals.sagepub.com/doi/epub/10.1177/03400352241287788