В первом номере за 2022 г. опубликован доклад Дэвида Ли Кинга (David Lee King) «Библиотечные платформы взаимодействия с пользователями» (Library Engagement Platforms), в котором представлен обзор цифровых платформ и показано, как библиотеки могут эффективно их использовать для коммуникации с читателями и пользователями. Такое взаимодействие происходит через разнообразные каналы коммуникации, в том числе через электронную почту, смс-сообщения, мобильные уведомления. Это информирование о предстоящих мероприятиях, оповещение о задолженности, специальные предложения и т.д. Автор пытается найти точное определение для маркетинга взаимодействия в применении к библиотеке. Маркетинг взаимодействия — маркетинговая стратегия формирования заинтересованности клиентов, эмпирический маркетинг, поведенческий маркетинг, поощряющий клиентов (читателей) к соучастию в развитии бренда (библиотеки) или формировании опыта, связанного с брендом (библиотекой). Когда такое взаимодействие происходит, бренд и клиент — библиотека и читатель — обретают друг друга. Если говорить о компьютерных платформах, то можно выделить несколько уровней онлайн-взаимодействия: от простого одноразового визита на веб-сайт с целью получения информации, через формирование пассивного канала коммуникации — от библиотеки к читателю, до приобретения верного читателя, проявляющего интерес и доверие к библиотеке и активно с ней взаимодействующего. Также дано определение платформы как компьютерной архитектуры и оборудования, и в более широком смысле — устройств или структур, включающих в себя такую платформу. В отдельной главе названы и охарактеризованы 20 программных продуктов, на которых базируются современные платформы библиотечного взаимодействия, такие как BiblioCommons, Communico, Innovative, Koios, Capira, OCLC Wise, OrangeBoy, Patron Point, Springshare и др. Рассматриваются различные виды взаимодействия, возможность адаптации маркетинговых сервисов на некоторых из названных платформ. Необходимо помнить, что конечной целью такой коммуникации является не обмен сообщениями сам по себе, а получение реального отклика со стороны пользователя, и взаимодействие, в буквальном смысле этого слова, между библиотекой и ее читателем. Описаны сценарии эффективного взаимодействия на различных платформах, в том числе, с точки зрения самих читателей библиотеки.

  

УДК: 021.7:005.966.5

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 15.81.49; 19.51.41

DOI: 10.5860/ltr.58n1

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/ltr/issue/view/822

Несанкционированное скачивание книг — одна из самых больших проблем издательской индустрии во всем мире. Анализ посещений торрент-сайтов потоковой передачи и загрузки показал, что странами с наибольшим количеством интернет-пользователей, посещающих пиратские сайты, в 2016 г. были Латвия, Болгария и Литва; но в этом рейтинге также немало других европейских стран, что делает Европу континентом с очень высоким уровнем пиратства.

Сотрудники факультета коммуникации Вильнюсского университета (Литва) Арунас Гудинавичюс (Arūnas Gudinavičius) и Винцас Григас (Vincas Grigas) в статье «Причины и последствия несанкционированного использования книг: точка зрения читателей, авторов и издателей» (Causes and consequences of unauthorized use of books: readers, authors, and publishers' perspective) анализируют ситуацию с несанкционированным использованием оцифрованных печатных и электронных книг в Литве на основании результатов опроса трех заинтересованных сторон (издателей, авторов и читателей). Под «несанкционированным использованием» в данном исследовании имеется в виду использование, тиражирование и распространение интеллектуальной собственности без разрешения владельцев авторских прав. Несмотря на то, что продажа электронных книг была начата в Литве еще в 2011 г., легальные каналы не получили широкого распространения на издательском рынке страны. По данным Ведомства по интеллектуальной собственности Европейского союза за 2019 г., 45% молодых людей в Литве намеренно используют нелегальные источники для доступа к цифровому контенту. Это самый высокий показатель во всем Европейском союзе.

В полуструктурированных личных интервью приняли участие 30 респондентов, по 10 человек из каждой группы. Они представляли издательства (трое из крупных, четверо из средних и трое из малых издательств), авторов (двое мужчин и три женщины, работающие в жанре художественной литературы, двое мужчин и одна женщина – авторы научной литературы, один мужчина и одна женщина – авторы детских книг) и читателей (по одному мужчине и одной женщине из пяти возрастных групп: 18–24, 25–34, 35–44, 45–54 и > 55 лет). Оказалось, что для большинства респондентов основными причинами несанкционированного использования книг были:

1. Отсутствие удобных и законных способов приобретения книг (мнение читателей и авторов);

2. Экономические причины (все респонденты или пытаются сэкономить средства, или просто считают электронные книги слишком дорогими);

3. Моральные установки и привычки (читатели и авторы не считают несанкционированное использование контента чем-то незаконным);

4. Легкий доступ к несанкционированным источникам (респонденты отметили, что пользоваться торрент-сайтами очень удобно).

Что касается последствий - большинство опрошенных считают, что использование книг из неавторизованных источников приводит к снижению доходов издателей, продавцов и авторов. Также авторы статьи выявили интересный положительный, по мнению некоторых респондентов, результат несанкционированного использования книг – это увеличение времени, проведенного за чтением, а ведь если люди читают, они в какой-то момент придут и купят книги.

  

УДК: 347.781.031:004.77

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31, 20.23.29

DOI: 10.1108/OIR-03-2021-0133

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-03-2021-0133/full/html

Группа исследователей, представляющих Исламский международный центр научного цитирования (Islamic World Science Citation Center, ISC) (Иран) — Наржес Вара (Narjes Vara), Форух Рахими (Forough Rahimi) и Фаршид Данеш (Farshid Danesh) — задались вопросом: «Кто эффективнее подбирает журналы – специалисты библиотечно-информационного обслуживания или пользователи?» (Do LIS experts select more appropriate journals than journal finders? A study about LIS journals). Этому посвящены их статья и проведенное исследование, главной задачей которого был сравнительный анализ рекомендаций по выбору журналов для публикации научной рукописи, полученных с использованием сервиса Manuscript Matcher и предложенных библиотекарями.

Manuscript Matcher — сервис компании Clarivate, формирует по индивидуальному запросу перечень ведущих мировых научных журналов, наиболее подходящих для публикации статьи. Для использования необходимо зарегистрироваться на платформе Web of Science, принадлежащей Clarivate.

Был разработан опросник, разосланный 38 специалистам в области библиотековедения и информатики. Выборка была составлена по методу снежного кома: 12 статей, опубликованных в 12 журналах в данной сфере, проиндексированных в Web of Science Core Collection и выбранных случайным образом для анализа в Manuscript Matcher. Одновременно рефераты и библиографические данные статей были разосланы экспертам. Рефераты и заголовки тех же статей были введены в Manuscript Matcher. В обоих случаях результаты были проанализированы, а затем подвергнуты сравнению. Анализ данных был выполнен по распределению частоты встречаемости, процентному соотношению, критерию хи-квадрата, с использованием программного обеспечения SPSS (версия 26). Более 70% статистической совокупности составляли доценты, 36,8% экспертов являлись авторами более чем 40 опубликованных статей, 5% имели более 300 цитирований, и 2,6% экспертов в области библиотековедения и информатики имели индекс Хирша выше 20. Из целевой выборки эксперты указали на 62% журналов, соответствующих запросу, в то время как Manuscript Matcher выдал 53%. Кроме того, между количеством цитирований, h-индексами экспертов и их показателем совпадаемости в выборе целевого журнала не обнаружено сколько бы ни было значимой зависимости. Эксперты оказались более эффективными в выборе целевого журнала, чем Manuscript Matcher. При этом сервис Manuscript Matcher позволил рассмотреть более широкий тематический спектр изданий, что облегчило ученым выбор журнала.

  

УДК: 001.83:013-047.44

ГРНТИ: 13.41, 13.31.19

DOI: 10.1177/09610006231214562

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006231214562