В журнале Journal of Academic Librarianship опубликована статья сотрудников Библиотеки Хесбурга, Университета Нотр-Дам (США) Микалы Нарлок (Mikala Narlock), Дэниела Джонсона (Daniel Johnson) и Джули Веккио (Julie Vecchio) «Обеспечение цифровой сохранности в цифровых научных центрах» (Digital preservation services at digital scholarship centers). Услуги университетских библиотек по поддержке цифровой научной деятельности продолжают расширяться и развиваться, и на сегодняшний день уже созданы большие объемы информации в рамках сотрудничества библиотек и информационных подразделений научных центров. Основываясь на обзоре литературы и результатах пилотного исследования-опроса, проведенного в 2018 г. в цифровых научных центрах высших учебных заведений США, авторы анализируют существующую ситуацию и взаимодействие между заинтересованными сторонами по вопросам сохранения цифровых данных и обозначают будущие направления исследований в этой сфере цифровой науки, распространения информации о цифровом хранении, разработки новых (или реализации существующих) ресурсов для привлечения преподавателей и студентов к деятельности по цифровой сохранности.

В контексте данной статьи цифровая наука определяется как «использование цифровых доказательств и методов, цифровая публикация, цифровое курирование и сохранность, а также цифровое использование и повторное использование научных знаний вне зависимости от дисциплины».

  

УДК: 027.7+004.056

ГРНТИ: 13.31; 50.37.23

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102334

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000252?via%3Dihub

В статье «Цифровые гуманитарные науки в европейских научных библиотеках: не только доступ» (Digital Humanities in European Research Libraries: Beyond Offering Digital Collections) автора Лотте Вильмса (Lotte Wilms) говорится о том, что библиотеки все активнее вовлекаются в исследования в области цифровых гуманитарных наук, выходящие за рамки предоставления цифровых коллекций. С этой точки зрения проводится сравнение между европейскими библиотеками и библиотеками других континентов. Статья основана на результатах опросов, проведенных в Австралии, Новой Зеландии, Гонконге, Соединенных Штатах Америки и Соединенном Королевстве, которые сопоставляются с результатами аналогичного опроса, проведенного в Европе. Европейские библиотеки, как правило, содействуют научной деятельности, поддерживают ее, например, через такие функции, как оцифровка и хранение информации, между тем библиотеки США чаще ставят перед собой исследовательско-аналитические задачи. Финансирование осуществляется из основного бюджета библиотеки в сочетании с различными формами внеструктурного финансирования. В сфере цифровых гуманитарных наук заняты библиотекари различных специальностей. Согласно ответам респондентов, должность аналитика присутствует лишь в американских библиотеках. Все без исключения библиотеки отметили существование значительного разрыва в обладании техническими данными среди своих сотрудников. Европейские библиотеки стремятся следовать этим тенденциям, меняться изнутри и занять позицию партнера в научно-исследовательской деятельности, развивать свои цифровые коллекции, открывая к ним доступ и совершенствуя внутренние библиотечные процессы.

  

УДК: 02:001.89

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.18352/lq.10351

 

Источник:

https://liberquarterly.eu/article/view/10884

Статья Кьяндон Чжу (Qiandong Zhu) и Сяочжен Си (Xiaozhen Xie) «Потребности и ожидания студентов и аспирантов в отношении пространства цифровой науки в главной университетской библиотеке: обзор» (Undergraduate and Postgraduate Students’ Needs and Expectations of Digital Scholarship Spaces in a Comprehensive University Library: A Survey) представляет результаты исследования, проведенного в Цзинаньском университете в Гуанчжоу, КНР. Развитие цифровых и мобильных технологий, а затем и цифровой науки, безусловно, стало вызовом для учреждений высшего образования, но вместе с тем дало им возможность выстроить цифровое научно-образовательное и исследовательское пространство и предложить студентам и профессорско-преподавательскому составу релевантные их потребностям и запросам сервисы. Цифровая наука – новая академическая форма производства и распространения знаний, заключающая в себе получение данных, анализ и моделирование с использованием цифровых технологий. Более конкретно, цифровая наука – это цифровые научные данные и цифровой метод их сбора, авторство, устанавливаемое и подтверждаемое цифровым путем, цифровая публикация, цифровое курирование и хранение, цифровое использование и многократное использование научной информации и результатов научных исследований. Цифровое научное пространство — гибридные академические центры, сочетающие в себе возможности обмена информаций, рабочие места для совместной деятельности, общественные пространства и цифровые сервисы обслуживания научно-образовательной и исследовательской деятельности, в том числе и физическое пространство библиотеки, которая способна обеспечить все эти возможности, а также онлайновое пространство цифровизации, научной коммуникации и социального взаимодействия. Цель исследования состоит в изучении потребностей и ожиданий студентов в отношении цифрового научного пространства и соответствующих сервисов академической библиотеки, а также различий в этих потребностях и ожиданиях в зависимости от пола, академической идентичности и специализации. Авторами проведено анкетирование пользователей в Цзинаньском университете в Гуанчжоу, данные собраны и проанализированы. Первая часть анкеты дала возможность собрать информацию персонального характера, а во второй ее части респонденты отвечали на вопросы, связанные со своими требованиями к пространству, техническим средствам, окружающей среде, информационным потребностям и т. п. Всего анкета состояла из шести разделов, включала в себя 35 критериев оценки, в некоторых случаях по пятиуровневой шкале Ликерта; по пяти критериям предусмотрена оценка по пятибальной шкале; также по нескольким вопросам респондентам нужно было оценить уровень своих потребностей и удовлетворенности по шкале от 0 до 10. Что касается цифровой науки, то по результатам исследования наиболее востребованными являются три сервиса: распознавание текста, обработка полных текстов (рейтинг 7), консультирование по вопросам написания, подготовки, подачи, публикации и распространения научных статей (рейтинг 6,86), а также оцифровка печатных документов (рейтинг 6,72). Потребности в отношении библиотечного пространства распределились в рейтинге следующим образом: онлайновое цифровое научное пространство (6,57), подача заявки на научный проект и пространство обмена (6,43), центр анализа текста, анализа данных, центр больших данных и визуализации (6,27). Чем выше пользователь оценивает себя (академическая идентичность), тем выше его потребности в сервисах цифровой науки. Исследование расширило понимание того, как соотносятся цифровые технологии, пространственные потребности учащихся и управление университетской библиотекой. Оно поможет библиотекам выстраивать свое пространство, как физическое, так и цифровое, с учетом пользовательских потребностей в отношении цифровой науки и современной цифровой образовательной среды.

  

УДК: 025.5:004.77 + 027.7:004

ГРНТИ: 13.31.19; 12.41.55; 14.01.87

DOI: 10.1515/libri-2023-0029

 

Источник:

https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2023-0029/html