Далее, в этом же номере журнала в своей статье «Инструменты карьерного развития. Роль библиотек в повышении квалификации взрослого населения» (Tools for the Job. The role of libraries in upskilling adults) Фатма Гайлан (Fatma Ghailan) пишет о роли библиотек в образовании взрослого населения и помощи ему в приобретении навыков цифровой грамотности, которые будут признаны работодателями. Автор ссылается на посвященный этой теме отчет Американской библиотечной ассоциации за 2016 г., утверждая, что знания, полученные в рамках формальных образовательных программ библиотек, эффективнее стихийно полученных компьютерных навыков с точки зрения их использования в профессиональной деятельности и укрепления социальных связей. Помимо этих программ библиотеки в состоянии предложить взрослым пользователям языковые программы, в том числе направленные на интеграцию иммигрантов. Рассказывается об опыте Публичной библиотеки Квинса (Нью-Йорк, США) в реализации профессионально-ориентированных языковых программ, в том числе на базе платформ электронного обучения Voxy EnGen. Библиотека помогает прошедшим обучение пользователям в трудоустройстве. Подчеркивается, что эта работа финансируется государством.
УДК: 027.4:37
ГРНТИ: 13.31
Источник:
В статье специалистов Университета Канзаса Пола Томаса (Paul Thomas), Мэтью Ф. Джонса (Matthew F. Jones) и Спенсера Мэттингли (Spencer Mattingly) «Использование Википедии для обучения научному рецензированию. Творческий подход к открытой педагогике» (Using Wikipedia to teach scholarly peer review A creative approach to open pedagogy) описывается творческий проект, реализованный библиотеками и факультетом биологии Канзасского университета. Цель этого проекта, основанного на принципах открытой педагогики – практическое изучение студентами процесса научного рецензирования на примере свободной энциклопедии Википедия (Wikipedia.org). Студенты выбирали тему, статья по которой еще не была представлена в Википедии, проводили исследование и писали соответствующую энциклопедическую статью. Затем статьи передавались другим студентам из группы для первого раунда двойного слепого рецензирования. Получив анонимные комментарии от своих сокурсников, студенты пересматривали и отправляли свои статьи преподавателям курса. Как только статья признавалась преподавателями приемлемой, специалист библиотеки, знакомый с внутренней работой Википедии, загружал текст статьи на сайт Wikipedia.org. В течение всего этого процесса преподаватели курса выполняли функции редакторов журналов, ответственных за организацию двойного слепого рецензирования, общение с авторами статей, утверждение окончательного варианта и внесение последних изменений в статью. Используя свободную энциклопедию Википедия как тренировочную площадку, студенты не только получили возможность поучиться на практике и повысить уверенность в себе, но и создали объект открытого доступа, содействующий инициативам по распространению научных знаний.
УДК: 655.552
ГРНТИ: 19.51
DOI: 10.11645/15.2.2913
Источник:
Мэттью Вайрик Джонсон (Matthew Weirick Johnson) и Меджи Лэшер (Meggie Lasher) представляют статью «Серия семинаров для сообщества в области библиотечно-информационных наук » (The Community Workshop Series: A Case Study for Community-Engaged Learning in LIS). Уже более десяти лет Университет Северной Каролины (University of North Carolina, UNC) в Чэпел Хилл проводит серию семинаров по обучению цифровой грамотности и компьютерным технологиям для местного сообщества. Это партнерская инициатива Университета Северной Каролины и публичных библиотек. Авторы статьи, студенты Школы информатики и библиотековедения, являются координаторами данной программы. Они рассматривают ее в контексте существующих публикаций по вопросам цифровой и информационной грамотности, а также с точки зрения взаимодействия с сообществом и своего собственного опыта как студентов, оценивая пользу программы и аналогичных проектов для подготовки библиотечных профессионалов, поддержки потребностей местного сообщества и расширения функционала публичных библиотек. После общего обзора программы авторы представляют исследование, в котором уделено внимание этапу разработки серии семинаров, ее реализации, а также практическим рекомендациям по подготовке аналогичных проектов, а также приводят дополнительные материалы и документы, которые помогут в создании других библиотечно-информационных программ с участием местных сообществ.
УДК: 02:004
ГРНТИ: 13.20.31
Источник:
Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обогатило все профессиональные сферы деятельности, включая образование. Новые цифровые тенденции побудили образовательные учреждения интегрировать ИКТ в преподавание и обучение и использовать все преимущества цифровых образовательных сред.
В первом выпуске журнала LIBRI за 2022 г. опубликована статья сотрудников Сегедского университета (Венгрия) Лан Ань Туи Нгуена (Lan Anh Thuy Nguyen) и Аниты Хабок (Anita Habók) «Цифровая грамотность вьетнамских студентов, изучающих английский язык как иностранный: эмпирическое исследование» (Digital Literacy of EFL Students: An Empirical Study in Vietnamese Universities). Авторы провели адаптированный анкетный опрос 1661 студента из 10 университетов Ханоя, Хошимина и провинции Киенг для оценки цифровых знаний учащихся, их предполагаемых навыков, отношения к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и частоты использования компьютерных, мобильных и Интернет-приложений при изучении английского языка как иностранного. Результаты показали, что большинство вьетнамских студентов имеет доступ к цифровым технологиям и дома, и в своих учебных заведениях. Кроме того, учащиеся демонстрируют адекватные знания в области цифровой грамотности, а их технологические навыки находятся на уровне от низкого до среднего. В целом, отношение студентов к использованию приложений можно характеризовать как положительное, однако при этом часто они не используют их при изучении английского языка. Сравнение показало, что студенты-мужчины обладают лучшими цифровыми знаниями и навыками и используют приложения более широко, чем их сверстницы, зато студентки лучше осведомлены о преимуществах цифровой интеграции в обучении. Авторы отметили, что имеются расхождения и для разных возрастных групп – старшекурсники обладают лучшими цифровыми знаниями и более позитивно относятся к применению ИКТ при изучении английского языка.
УДК: 004.77:37.016+004:316.77
ГРНТИ: 14.91; 19.31; 16.41.21
Источник:
https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2020-0165/html
В своей статье «Гарантии цифровой грамотности и цифровых компетенций: исследование траекторий формирования» (Tracing the trajectory of literacy warrants: A trends study on the emergence of digital literacy and digital competency) представители университета Северной Бенгалии (Индия) Манаш Эш (Manash Esh) и Саптарши Гош (Saptarshi Ghosh) рассматривают проблематику цифровой грамотности и цифровых компетенций и ее отражение в многочисленных научных публикациях. Цифровая грамотность, по мнению авторов, есть фундамент, базовые знания и навыки, необходимые личности для эффективной навигации в цифровом мире, позволяющие ему или ей работать с цифровыми устройствами, ориентироваться в программном обеспечении и приложениях, использовать Интернет в повседневной жизни, обращаться к цифровым ресурсам, необходимым для активного участия в жизни современного общества. Цифровые компетенции означают практическую реализацию этих базовых знаний в достижении конкретных целей и решении конкретных задач. Цифровые компетенции – это целенаправленное и продуктивное использование цифровых инструментов и технологий.
Полученные в результате исследования данные показывают, что вопросы информационных технологий, образования и цифровой грамотности привлекают пристальное внимание ученых. Авторы использовали базу данных Scopus Elsevier, из которой было отобрано 984 релевантных документа. Для выполнения комплексного библиометрического анализа было использовано программное обеспечение Bibliometrix; построены графики. С использованием библиометрических методов были проанализированы тенденции, модели и разработка проблемы цифровой грамотности и компетенций. Анализ был проведен по таким характеристикам, как принадлежность журнала к той или иной группе, продуктивность автора, частота использования терминов, включаемых в указатели Keywords Plus. Также в анализируемой литературе нашли отражение такие темы, как цифровая трансформация, цифровые навыки, влияние COVID-19. Значение статьи состоит в определении понятий цифровой грамотности и цифровых компетенций, представлении тенденций их развития и научного осмысления.
УДК: [001.83:01]-047.44+004.8:01
ГРНТИ: 12.41.51; 13.31.19
DOI: 10.1177/09610006241239081
Источник:
https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006241239081
Статья «Искусственный интеллект в университетах» (AI in Academia) Генриэтты Торнтон (Henrietta Thornton), бывшего редактора раздела «Обзоры» Library Journal, ныне контент-менеджера, посвящена контенту и стратегии в области информационной грамотности издательства Infobase. Задача университетских библиотекарей — научить студентов и преподавателей ориентироваться в стремительно развивающемся пространстве искусственного интеллекта (ИИ). Именно они более всех озабочены различными аспектами взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом и новейшими инструментами, относительно которых администрация и профессорско-преподавательский состав университетов высказывают тревогу и сомнения. Автор взяла интервью у нескольких библиотекарей, представляющих университетские библиотеки США, и оказалось, что многие из этих специалистов весьма оптимистичны относительно ИИ и ChatGPT, указывая на те возможности, которые данные инструменты привносят в библиотечную и образовательную среду.
Утверждается, что библиотеки способны занять лидерскую позицию в обучении пользователей. Так, в нескольких университетских библиотеках разработаны библиотечные руководства по использованию инструментов ИИ и ChatGPT. В статье подробно описаны онлайн-пособия, реализованные в библиотеках Университета Аризоны Николь Хеннинг (Nicole Hennig), разработчиком инструментов электронного обучения. В частности, пользователей предупреждают о том, что ChatGPT не является поисковой системой, полностью пригодной для обнаружения статей, — генеративный ИИ часто сам создает статьи, которые на первый взгляд выглядят вполне убедительно. Между тем, ChatGPT может быть использован для решения других задач, например, для того, чтобы сузить область исследования, сгенерировать ключевые слова, выстроить поисковую стратегию, рекомендовать библиотечные базы данных. Также специалисты предлагают не ограничиваться одним ChatGPT и опробовать другие инструменты ИИ, такие как Copilot или Perplexity, которые могут объединять в себе языковую модель и фактографический источник. Привязанные к источнику инструменты, например, Perplexity и Copilot, дают ссылки на источники, так что результаты поиска можно легко проверить. Есть и другие модели, например, Elicit, которая привязана к результатам, содержащимся в научных статьях (включенных в Semantic Scholar). Так, Elicit выстроена на языковой модели, которая обобщает содержание каждого реферата в одном предложении, на основании которого пользователь может принять решение о том, какая статья будет полезна для его работы, а какая нет.
Знакомство студентов и преподавателей с генеративным ИИ интервьюируемые специалисты рекомендуют начать с еще одного руководства, разработанного Сарой Пейж (Sarah Paige), библиотекарем Государственного колледжа Восточной Флориды. Это руководство носит название «ИИ в аудитории» (AI in the Classroom). В нем содержится базовая информация: о цитировании сгенерированных ИИ материалов, о сочетании ИИ с разнообразными поисковыми системами, а также статьи, посвященные ИИ. Упомянутые пособия можно найти на библиотечных сайтах вузов.
Где, как не в университетских библиотеках, должна идти дискуссия о ИИ и где, как не там, должно происходить обучение использованию этих инструментов, подчеркивали интервьюируемые. Более того, библиотека должна быть заинтересована в обучении собственных специалистов. Описана интересная практика, когда десять библиотекарей Университета Нью-Мексико получили финансовую поддержку для индивидуальной подписки на ChatGPT 4 (премиальная версия); в свою очередь, они используют данный инструмент в своей работе (от организации календаря до реферирования статей). Подчеркивается, что разрыв между теми, кто владеет новейшими технологиями и цифровой грамотностью, и теми, кому это недоступно, велик и продолжает расти. У библиотек есть все возможности для продвижения ИИ-грамотности, в первую очередь через создание сообщества и формирования ИИ-стратегии для библиотечного мира.
УДК: 004.8:027.7
ГРНТИ: 13.31.19; 20.15.31; 14.01.87
Источник:
Статья Кьяндон Чжу (Qiandong Zhu) и Сяочжен Си (Xiaozhen Xie) «Потребности и ожидания студентов и аспирантов в отношении пространства цифровой науки в главной университетской библиотеке: обзор» (Undergraduate and Postgraduate Students’ Needs and Expectations of Digital Scholarship Spaces in a Comprehensive University Library: A Survey) представляет результаты исследования, проведенного в Цзинаньском университете в Гуанчжоу, КНР. Развитие цифровых и мобильных технологий, а затем и цифровой науки, безусловно, стало вызовом для учреждений высшего образования, но вместе с тем дало им возможность выстроить цифровое научно-образовательное и исследовательское пространство и предложить студентам и профессорско-преподавательскому составу релевантные их потребностям и запросам сервисы. Цифровая наука – новая академическая форма производства и распространения знаний, заключающая в себе получение данных, анализ и моделирование с использованием цифровых технологий. Более конкретно, цифровая наука – это цифровые научные данные и цифровой метод их сбора, авторство, устанавливаемое и подтверждаемое цифровым путем, цифровая публикация, цифровое курирование и хранение, цифровое использование и многократное использование научной информации и результатов научных исследований. Цифровое научное пространство — гибридные академические центры, сочетающие в себе возможности обмена информаций, рабочие места для совместной деятельности, общественные пространства и цифровые сервисы обслуживания научно-образовательной и исследовательской деятельности, в том числе и физическое пространство библиотеки, которая способна обеспечить все эти возможности, а также онлайновое пространство цифровизации, научной коммуникации и социального взаимодействия. Цель исследования состоит в изучении потребностей и ожиданий студентов в отношении цифрового научного пространства и соответствующих сервисов академической библиотеки, а также различий в этих потребностях и ожиданиях в зависимости от пола, академической идентичности и специализации. Авторами проведено анкетирование пользователей в Цзинаньском университете в Гуанчжоу, данные собраны и проанализированы. Первая часть анкеты дала возможность собрать информацию персонального характера, а во второй ее части респонденты отвечали на вопросы, связанные со своими требованиями к пространству, техническим средствам, окружающей среде, информационным потребностям и т. п. Всего анкета состояла из шести разделов, включала в себя 35 критериев оценки, в некоторых случаях по пятиуровневой шкале Ликерта; по пяти критериям предусмотрена оценка по пятибальной шкале; также по нескольким вопросам респондентам нужно было оценить уровень своих потребностей и удовлетворенности по шкале от 0 до 10. Что касается цифровой науки, то по результатам исследования наиболее востребованными являются три сервиса: распознавание текста, обработка полных текстов (рейтинг 7), консультирование по вопросам написания, подготовки, подачи, публикации и распространения научных статей (рейтинг 6,86), а также оцифровка печатных документов (рейтинг 6,72). Потребности в отношении библиотечного пространства распределились в рейтинге следующим образом: онлайновое цифровое научное пространство (6,57), подача заявки на научный проект и пространство обмена (6,43), центр анализа текста, анализа данных, центр больших данных и визуализации (6,27). Чем выше пользователь оценивает себя (академическая идентичность), тем выше его потребности в сервисах цифровой науки. Исследование расширило понимание того, как соотносятся цифровые технологии, пространственные потребности учащихся и управление университетской библиотекой. Оно поможет библиотекам выстраивать свое пространство, как физическое, так и цифровое, с учетом пользовательских потребностей в отношении цифровой науки и современной цифровой образовательной среды.
УДК: 025.5:004.77 + 027.7:004
ГРНТИ: 13.31.19; 12.41.55; 14.01.87
Источник:
https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2023-0029/html
В статье «Международный университет Флориды трансформирует библиотечное обслуживание. Мероприятие Ежегодной конференции ALA 2024 г.» (FIU Transforms Library Services with AI | ALA Annual 2024) редактор раздела «Технология» Мэтт Энис (Matt Enis) рассказал о семинаре, вызвавшем большой интерес участников Ежегодной конференции Американской библиотечной ассоциации (American Library Association, ALA). Семинар был назван организаторами «Преодолевая границы: использование потенциала искусственного интеллекта и ChatGPT в трансформации библиотечного обслуживания» (Breaking Boundaries: Harnessing the Power of Artificial Intelligence and ChatGPT to Transform Library Services). На нем представители Международного университета Флориды (Florida International University, FIU) Ребекка Бэккер (Rebecca Bakker), Мелисса дель Кастилло (Melissa Del Castillo) и Кристофер Хименез (Christopher Jimenez) рассказали о том, как библиотеки университета осуществляют обучение цифровой грамотности в области взаимодействия с искусственным интеллектом (ИИ), внедряют ИИ в рабочие процессы библиотек, запускают партнерские проекты и т. д. В этом библиотеки руководствуются, в том числе, Рамочными рекомендациями Ассоциации университетских и научных библиотек США (Association of College and Research Libraries, ACRL). Выступавшие представили методику обучения в виде трехступенчатой пирамиды, в основании которой лежит обучение использованию ИИ. Средний уровень обучения — это включение ИИ в исследовательский процесс, а также фокус на источниках информации, полученной с использованием различных инструментов ИИ. На вершине пирамиды понимание того, как работает ИИ — не на уровне программирования, а на уровне демистификации технологии и реалистичности ожиданий.
Все это предполагает владение фундаментальными навыками цифровой и медийной грамотности, а также грамотности, связанной с данными. Благодаря рамочным рекомендациям ACRL и приобретенному в течение года опыту, демистификации, демифологизации, демонстрации и, в конечном итоге, демократизации данной технологии библиотеки Международного университета Флориды начали смотреть на ИИ как на прогрессивный инструментарий. Библиотеки отлично знают, что такое поиск и необходимость уточнения и проверки полученных данных, — то же самое должно происходить и при работе с большими языковыми моделями.
Участники семинара отметили, в частности, что использование инструментов ИИ обладает большим потенциалом в отношении некоторых задач, таких, например, как использование социальных медиа для продвижения контента цифрового депозитария, поиск информации в цифровом репозитории, автоматическое распознавание речи, распознавание лиц в цифровых архивах.
УДК: 004.8:02 + 02:005.745(73)
ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.91
Источник: