Цифровой контент и цифровые технологии ставят перед информационными учреждениями серьезную задачу, связанную с отбором, обеспечением сохранности и доступа к информационным ресурсам. Ее решение требует от сотрудников библиотек новых профессиональных навыков и скоординированной совместной работы. Поэтому существует острая необходимость повышения осведомленности о новых тенденциях партнерского сотрудничества между научно-исследовательскими сообществами и университетскими библиотеками.

Сотрудники Университета Иордании Манал Ахмад Авамлех (Manal Ahmad Awamleh) и Фатен Хамад (Faten Hamad) в июне-июле 2021 г. провели опрос среди работников библиотек десяти государственных университетов Иордании (150 респондентов). Целью этого исследования было изучение: (1) степени осведомленности о цифровой сохранности, (2) восприятия сотрудниками важности цифровой сохранности, (3) политики цифровой сохранности, которой придерживаются в университетских библиотеках Иордании, (4) требований к цифровой сохранности и, наконец, (5) трудностей и проблем при обеспечении цифровой сохранности. Анализ результатов опроса приводится в статье «Цифровая сохранность информационных ресурсов в университетских библиотеках Иордании с точки зрения библиотекаря» (Digital preservation of information sources at academic libraries in Jordan: an employee’s perspective). Авторы отмечают, что все респонденты признали преимущества цифровой сохранности и ее значение для обеспечения длительного и надежного доступа к информации для пользователей библиотеки. Поэтому крайне важно повысить осведомленность библиотечного персонала о тенденциях и достижениях в области цифрового хранения, а также необходима четкая политика обучения сотрудников методам обеспечения сохранения и передовой практике в этой области. Библиотекам нужно выделять больше средств из своего бюджета на сохранение цифрового контента, и особенно на необходимое оборудование и аренду облачного хранилища для цифровых ресурсов. И наконец, важно наладить сотрудничество с другими библиотеками и научно-исследовательскими центрами для создания институциональных хранилищ на национальном уровне.

  

УДК: 004.658:027+004:02

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 20.23; 81.93.29

DOI: 10.1108/LM-10-2021-0088

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-10-2021-0088/full/html

В первом, сдвоенном номере журнала за 2023 г. Малгожата Федорович-Крушевска (Małgorzata Fedorowicz-Kruszewska) опубликовала статью «Зеленые библиотеки: барьеры на пути формирования концепции» (Green libraries: barriers to concept development). Автор пишет о том, что несмотря на то, что с 1990-х годов сформировался значительный корпус литературы, посвященный экологической составляющей в тематике устойчивого развития, а само библиотечное сообщество проявляет большую активность в области защиты окружающей среды, массив научно-исследовательских и профессиональных публикаций библиотечно-информационного профиля на эту тему увеличивается сравнительно медленно. Автор предпринимает попытку найти причины недостаточного интереса к проблеме зеленых библиотек в глобальном масштабе, для чего указывает на барьеры, лежащие на пути формирования концепции зеленых библиотек как в теоретической, так и практической плоскостях. Автор приходит к выводу о том, что барьерами на пути формирования концепции зеленых библиотек являются: неоднозначность определения «зеленые библиотеки», отсутствие рекомендаций для зеленых библиотек и критериев их оценки, недостаточно активное распространение идей экологического образования, отсутствие эффективных инструментов отслеживания продвижения к Целям устойчивого развития (ЦУР) в экологическом аспекте на национальном уровне, а также недостаточная интеграция экологической тематики в образовательные программы в высшем библиотечно-информационном образовании.

  

УДК: 502.131.1:02+37:502/504

ГРНТИ: 13.31.15; 87.01.45

DOI: 10.1108/LM-04-2022-0041

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-04-2022-0041/full/html

В том же номере опубликована статья Дженни Девайн (Jennie Devine) и Лео Эпплтона (Leo Appleton) «Экологическое образование в публичных библиотеках» (Environmental education in public libraries). Авторы анализируют опыт экологической работы образовательного характера, проводимой публичными библиотеками США. Цель исследования — разработка общих принципов организации экологического образования в публичных библиотеках. Применен качественный метод на основе опросов с последующими интервью специалистов данного типа библиотек, участвующих в образовательных экологических инициативах. Исследователям удалось определить, какие мероприятия с наибольшей вероятностью мотивируют читателей публичной библиотеки к активным действиям и изменению своего экологического поведения. На основании полученных результатов разработана концептуальная схема, учитывающая факторы успешной реализации экологических образовательных программ и мероприятий. К таким факторам авторы относят партнерские инициативы, инклюзивные, популяризаторские и практические мероприятия, включенные в более широкий контекст. Приводятся примеры эффективных мероприятий, предлагаются практические идеи и стратегии. Авторы отмечают, однако, что в фокус их внимания попали лишь те публичные библиотеки, которые участвуют в программах устойчивых сообществ Американской библиотечной ассоциации (ALA) и получили соответствующие гранты. Они утверждают также, что принятие концепции экологического образования и роль, которую могут играть в этой сфере публичные библиотеки, заставляют рассматривать устойчивое развитие как новый основополагающий принцип развития библиотечного дела, а также как область исследований в области библиотечно-информационных наук.

  

УДК: 027:502.131.1+37:502/504

ГРНТИ: 87.01.45, 87.01.39; 13.31.21, 13.31.15

DOI: 10.1108/LM-10-2022-0091

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-10-2022-0091/full/html

В статье «Стратегия управления знаниями в области изменения климата в Южной Африке: рекомендации» (Knowledge management for climate change in South Africa: A proposed strategy) Мадлейн Фомбад (Madeleine С. Fombad), представляющая факультет информационных наук Университета Южной Африки в Претории, называет экономические, политические, социальные и экологические аспекты изменения климата, составляющие угрозу для реализации Национального плана развития ЮАР и устойчивого развития, в частности. Управление знаниями автор считает ключевой стратегией реагирования, адаптации и сведения к минимуму воздействия таких изменений на окружающую среду. Данная стратегия принята во всем мире и реализуется через государственные и неправительственные организации. Последствия климатических изменений и отсутствие интереса к управлению знаниями в Южной Африке заставляет автора детально изучить ситуацию. Она предпринимает систематический анализ литературы — учебных пособий, статей, стратегических документов, моделей и законодательных актов, связанных с управлением знаниями в области изменения климата. Поиск в базах данных Scopus, ProQuest, EBSCO, Science Direct, Emerald, Elsevier, Taylor and Francis, Springer, Wiley и Inderscience осуществлялся по ключевым словам «изменение климата», «управление знаниями» и «стратегия». Найденные статьи были подвергнуты оценке на предмет релевантности, и по итогам были выделены 100 пертинентных статей и осуществлен описательный синтез контента. Была предложена стратегия управления знаниями в области климатических изменений, и в частности, учреждение центра управления знаниями по климату. Дан обзор инициатив, реализуемых в ЮАР. Автор ссылается на ряд документов международного уровня, позволяющих выстроить структуру управления знаниями в области изменений климата.

  

УДК: 001.101 + 502.131.1

ГРНТИ: 37.23.31; 06.52.15; 23.69; 87.01.29, 87.51.21, 87.05.33

DOI: 10.1177/03400352231217277

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352231217277

В статье «Библиотечно-информационный сектор и изменение климата: показатели оценки» (LIS sector’s contributions to climate action: Indicators for measuring success) коллектив британских авторов, Гобинда Чоудхури (Gobinda Chowdhury), Элли Джек (Ellie Jack) и Шон Макнамара (Sean McNamara), оценивает возможности для анализа деятельности библиотек, связанной с достижением целей устойчивого развития (ЦУР). Представлен краткий обзор литературы, посвященной этому вопросу. Отмечено, что профессиональные библиотечные организации разработали подходы к решению проблем устойчивости. Так, в 2019 г. Американская библиотечная ассоциация (American Library Association, ALA) признала устойчивость одной из базовых ценностей библиотечного дела. Многие библиотеки руководствуются в своей деятельности Манифестом зеленых библиотек, разработанным Институтом библиотечных и информационных специалистов (Chartered Institute of Library and Information Professionals, CILIP). В манифесте декларируются общие ценности и цели, определяющие деятельность библиотек в области устойчивого развития. Также названы такие документы, как Национальная стратегия ALA по климату, инициатива устойчивых библиотек Австралийской библиотечно-информационной ассоциации (Australian Library and Information Association Sustainable Libraries, ALIA Green). Секцией окружающей среды, устойчивого развития и библиотек IFLA (ENSULIB) выработаны критерии, позволяющие признать библиотеку зеленой.

Авторами проведен опрос публичных и школьных библиотек Шотландии и собраны данные о различных видах деятельности по достижению и утверждению принципов устойчивости, в частности ЦУР 13, связанной с изменениями климата. Эта деятельность была соотнесена с провозглашенными задачами, обозначенными в рамках этой цели, и задачами и показателями других ЦУР, важными для достижения ЦУР 13. На этой основе построены типовые формы для отражения связанной с ЦУР 13 деятельности в библиотечной и административной отчетности.

Форма 1 создана для учета результатов деятельности, отвечающей ЦУР13 и связанной с физической инфраструктурой библиотеки, физическим пространством и библиотечными процессами: обслуживание здания и инфраструктуры, потребление электричества и его стоимость, количество расходных материалов, оцифровка, энергоэффектвность инфраструктуры, обслуживающей ИТ-технологии, расходы на транспорт, отходы, — то есть все то, что легко поддается измерению.

Форма 2 призвана отражать экологическую деятельность библиотеки, связанную с ее фондом и библиотечными сервисами и соответствующую тем или иным ЦУР: экологические программы, управление фондом и обеспечение доступа к нему, управление информацией культурного наследия, обучение в сфере устойчивого потребления, культура потребления, обеспечение доступа к образовательным ресурсам, цифровая грамотность, доступ к релевантной информации и т.д.

Форма 3 отражает научно-исследовательскую деятельность библиотеки, способствующую достижению ЦУР с использованием библиотечно-информационной методологии и показателей эффективности: обучение и образование в области устойчивости, разработка инструментария отчетности, сбор данных и пр.

  

УДК: 021.1:502.131.1 + 502.12

ГРНТИ: 13.31.21; 87.01.45; 13.31.15

DOI: 10.1177/03400352241310528

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/03400352241310528