Цель исследования Джессики М. Моралес (Jessica M. Morales) и Кристины А. Бейс (Christina A. Beis) «Коммуникация в рамках жизненного цикла электронных ресурсов в университетских библиотеках» (Communication across the electronic resources lifecycle: a survey of academic libraries) состоит в выявлении распространенных проблем коммуникации, возникающих в рамках жизненного цикла электронного ресурса, и поиске эффективных стратегий управления такими ресурсами. В опросе специалистов университетских библиотек приняло участие 240 человек, которые оценивали по 5-бальной шкале Лайкерта эффективность коммуникации в своей организации на этапах комплектования, обеспечения доступа, управления, оценки и обновления. Исследование показало, что самыми проблемными с точки зрения коммуникации являются этапы комплектования, оценки и обновления электронных ресурсов. Самой положительной оказалась оценка коммуникации в процессе обслуживания и поддержки электронных ресурсов. В статье анализируются механизмы коммуникации, реализуемые университетскими библиотеками в рамках жизненного цикла электронных ресурсов.

  

УДК: 027.7:004+005.5

ГРНТИ: 13.31; 06.81

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1913841

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1913841

В июньском выпуске журнала опубликована статья Дженнифер Франс Томпсон (Jennifer France Thompson) «Система управления электронными ресурсами в консорциум: выбор и реализация в Университете Миссури» (Selection and implementation of a consortial e-resource management system: The University of Missouri System’s experience).

Эффективность систем управления электронными ресурсами — задача, которую консорциумам приходится решать непрерывно. Бюро объединенных электронных ресурсов в системе Университета шт. Миссури (UMECO) управляет ресурсами консорциума. Выделенный на электронные ресурсы бюджет Университета составляет приблизительно 2,5 млн долларов на 45 лицензионных электронных ресурсов. Кроме того, в управлении UMECO находятся электронные ресурсы отдельных библиотек кампуса, а также ряда филиалов. Это 340 электронных ресурсов, подписка и оплата которых обходится в 4,7 млн долларов. К филиалам относятся местный колледж, три государственных университета, три частных университета и медицинская клиника с отделениями по всему штату. Бюро приняло решение о внедрении системы эффективного, прозрачного и коллективного управления лицензионными электронными ресурсами консорциума. Автор делится опытом выбора и реализации такой системы, отвечающей потребностям членов консорциума и установленным требованиям. Модули управления электронными ресурсами в автоматизированных библиотечных системах последнего поколения позволяют отслеживать лицензии и подписки, по необходимости возобновлять их, осуществлять сбор статистических данных, реализовывать функционал баз знаний. При этом функции управления электронными ресурсами множественных библиотек в рамках консорциума не всегда удается реализовать в равной или удовлетворительной степени. Однако в целом эффективное использование функциональных возможностей такой системы консорциуму активно участвовать в специальных проектах и привлекать дополнительные электронные ресурсы на благо участников.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1911452

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1911452

В третьем выпуске журнала Journal of Electronic Resources в колонке «Идеи и инновации» опубликована статья редактора данной рубрики Рэндалла А. Лоу (Randall A. Lowe) «Управление электронными ресурсами во время пандемии COVID-19: проблемы и возможности на примере шести университетских библиотек» (Electronic Resources Management in the Time of COVID-19: Challenges and Opportunities Experienced by Six Academic Libraries). В этом материале библиотекари из шести государственных и частных высших учебных заведений США отвечают на следующие вопросы: с какой самой большой проблемой (или проблемами) в управлении электронными ресурсами столкнулась их библиотека во время пандемии COVID-19? Какие возможности, запланированные или неожиданные, возникли в результате? Приведут ли эти проблемы или возможности к постоянным изменениям в управлении электронными ресурсами в их библиотеке?

Своим мнением и опытом поделились:

1. Джудит Нагата (Judith Nagata), специалист по контент-стратегии библиотеки колледжа Святого Креста (Вустер, штат Массачусетс);

2. Александр Додд (Alexander Dodd), специалист по электронным ресурсам и дискавери-сервисам библиотеки Университета Лойолы и Университета Нотр-Дам (Балтимор, штат Мэриленд);

3. Фануэль Хиромбо (Fanuel Chirombo), библиотекарь по управлению электронными ресурсами, комплектованию и работе с сериальными изданиями библиотеки Эрла С. Ричардсона Государственного университета Моргана (Балтимор, штат Мэриленд);

4. Корри Хатчинсон (Corrie Hutchinson), младший библиотекарь по вопросам комплектования, фондов и технических услуг библиотеки Университета Миссури (Колумбия, штат Миссури);

5. Рэндалл А. Лоу (Randall A. Lowe), специалист по развитию фондов, комплектованию и работе с сериальными изданиями библиотеки Льюиса Дж. Орта Государственного университета Фростбурга (Фростбург, штат Мэриленд);

6. Джон Ф. Куган (John F. Coogan), библиотекарь по системам и электронным ресурсам библиотеки Университета Мэриленда Global Campus (Адельфи, штат Мэриленд).

  

УДК: 02:004+025.355

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1949162

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1949162

В том же выпуске в статье «Анализ фактологической базы в решении проблем обеспечения электронного доступа. Там, где наука встречается с практикой» (Exploring the evidence-base for electronic access troubleshooting: Where research meets practice) Линдси Лоури (Lindsey Lowry) предлагает новые направления для будущих исследований. Фактологическая база, содержащаяся в научной литературе, посвященной управлению доступом к электронным ресурсам и решению проблем, играет важную роль не только в научной, но в практической деятельности библиотек, поскольку факты, знания, опыт и данные исследований — это то, чем библиотекари могут обмениваться в профессиональном общении. На сегодняшний день литература, посвященная решению проблем электронного доступа, в частности, публикации в журналах, охватывающих вопросы технического и технологического обеспечения библиотек, изучена недостаточно. При помощи качественных методов контент-анализа автор проанализировала 35 статей, выявив тенденции и пробелы в формировании фактологической базы для будущих исследований. В частности, автор отмечает неоднозначность терминологии, указывает на необходимость стандартизации процессов и операций, подготовки специалистов, а также недоступность или отсутствие доступа к самой фактологической базе, по причине освещения данной проблематики в публикациях особого типа (например, в трудах конференций).

  

УДК: 02:004+004.771

ГРНТИ: 13.20.31; 19.31

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1949153

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1949153

Меган M. Руэнц (Megan M. Ruenz), специалист по управлению электронными ресурсами, Уитон Колледж (Чикаго, штат Иллинойс, США), подготовила статью «Использование Microsoft Teams в организации работы отдела электронных ресурсов в период пандемии и после нее» (Using Microsoft Teams to keep the E-resources department organized during a pandemic and beyond). Дружественная корпоративная платформа Microsoft Teams, как замена Microsoft Classroom, объединяет в рабочем пространстве чаты, голосовые сообщения, видео и файлы, которыми участники группы обмениваются в целях организации своей деятельности. С момента появления данной коммуникационной платформы появилось множество дополнительных функций, которые делают ее еще более эффективной. В статье освещаются основные функции Microsoft Teams, и рассказывается, как использует платформу группа описания ресурсов и цифровых проектов и управления электронными ресурсами библиотеки Басвелла, главной библиотеки Уитон Колледжа. Группе удалось адаптировать платформу для выполнения многочисленных специфических задач, например, общения и обмена документами; использовать ее в качестве канала профессионального развития и обеспечения доступа к корпоративным файлам в репозитории колледжа и общем сервисе хранения файлов Google Drive. На базе платформы обеспечивалась поддержка учебного процесса. Функционировал статистический канал.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1949166

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1949166

В своей статье «Неочевидность отдельных форм библиотечного обслуживания» (Hidden Public Services) Шарлотт Иннерд (Charlotte Innerd), Скотт Гиллис (Scott Gillies) и Дебби Чейвс (Debbie Chaves) предлагают взглянуть на функциональную структуру библиотеки с точки зрения взаимодействия с ее читателями и пользователями. Структура библиотеки включает в себя различные подразделения, которые соответствуют процессам и функциям, осуществляемым теми или иными специалистами библиотек. Традиционно библиотеки определяют службы, которые находятся «на переднем крае», непосредственно взаимодействуя с читателями, как подразделения «обслуживания». Такая интерпретация заведомо исключает из области обслуживания тех специалистов библиотеки, которые заняты в процессах, связанных с библиотечными технологиями: комплектование, каталогизация, управление электронными ресурсами, веб-дизайн, цифровые технологии. Авторы указывают на функции библиотечного обслуживания в таких областях, как управление электронными ресурсами, лицензирование, метаданные, обеспечение доступности и доступа. Цель исследования — указать на сложную природу библиотечной работы. Авторы отмечают, что все сотрудники библиотек работают на то, чтобы читатель нашел свой путь к источникам и информационным ресурсам. Это означает, что каждый библиотечный специалист прямо или опосредованно взаимодействует с читателями и пользователями. Через анализ функциональной роли своих специалистов и подразделений библиотеки смогут корректировать и адаптировать собственную структурную организацию и комплексно подойти к концепции обслуживания читателей. В статье подчеркивается необходимость постоянной коммуникации, принятия ценностных подходов к организационной культуре и функциональности работы библиотечных подразделений.

  

УДК: 023.4:025.5

ГРНТИ: 13.31.35, 13.31.16

DOI: 10.1080/10572317.2023.2270888

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2023.2270888