Интересный опыт работы с читателями представлен Кристиной Риман-Мерфи (Christina Riehman-Murphy), Энн Холлоуэй (Anne Holloway) и Марком Маттсоном (Mark Mattson) в статье «Организация взаимодействия в эпоху пандемии: международный кулинарный конкурс на базе коллекции редких книг, организованный библиотеками Университета Пенсильвании и библиотекой Университета Монаша» (Cooking up engagement during a pandemic: The international Great Rare Books Bake Off between the Penn State and Monash University Libraries). В июле 2020 г., в самый разгар пандемии COVID-19, библиотеки-побратимы — библиотеки Университета Монаша в Мельбурне (Австралия) и библиотеки Университета Пенсильвании (США) приняли решение о проведении международного мероприятия в продолжение своего давнего партнерского взаимодействия. Цель его — развитие сотрудничества и пропаганда специальных коллекций, принадлежащих этим организациям. Дружеское соревнование готовилось совместно обеими университетскими библиотеками. Пользователям было предложено принять участие в конкурсе на лучшее кулинарное изделие, приготовленное по рецептам из книг фонда библиотек. Участники должны были также презентовать свое блюдо в социальных сетях. Конкурс способствовал не только формированию осведомленности о сотрудничестве библиотек и об их коллекциях, но и позволил реализовать творческую энергию сообщества и поддержать его дух в столь трудное время. В статье, реализованной в формате тематического исследования, описаны этапы планирования, реализации и оценки проекта.
УДК: 027.7+616-036.2
ГРНТИ: 13.31.23; 76.33.43
DOI: 10.1177/03400352211023087
Источник:
https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211023087
В своей статье «Включение курса по информационной грамотности в систему управления образовательным процессом: тематическое исследование» (Embedding an information literacy course into a learning management system: a case study), опубликованной в очередном выпуске журнала Library Management, Джанин Локхарт (Janine Lockhart) рассказывает о том, как разрабатывался курс по информационной грамотности, включенный затем в систему управления образовательным процессом с целью создания смешанной образовательной среды. Автор описывает процесс выбора платформы, выбор методов разработки учебного процесса, инструментарий и процессы, использованные открытые образовательные ресурсы, выбор лицензии Creative Commons, возможности использования и формат материалов. Онлайновый курс был впервые реализован в 2017 г. в двух группах учащихся, которым было также предложено заполнить онлайн-анкету, прокомментировать и оценить курс, который был весьма положительно встречен студенческой аудиторией. Результаты опроса продемонстрировали, что университет на правильном пути, внедряя данный курс в учебный процесс. Доля ответивших составила лишь 20%, что, однако, достаточно для принятия информированных решений. Курс может быть изменен с учетом различных потребностей студентов и социоэкономических факторов. Исследование проводилось на базе Университета Кейптауна (ЮАР). Обучение в университете проходят 34 тысяч студентов.
УДК: 02:378.4
ГРНТИ: 13.31
Источник:
https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-09-2020-0129/full/html
В одном из специальных выпусков журнала Journal of Copyright in Education and Librarianship, посвященных проблемам, связанным с пандемией, опубликована статья «Быстрое реагирование: разработка комплекса услуг и ресурсов в обеспечение авторских прав в Университете Центральной Флориды в период пандемии COVID-19» (Rapid Response: Developing a Suite of Copyright Support Services and Resources at the University of Central Florida during the COVID-19 Pandemic). Авторы – Сара Норрис (Sarah Norris), Сара Дафф (Sara Duff), Рич Гауз (Rich Gause). Как многие университетские библиотеки, в период пандемии библиотеки Университета Центральной Флориды столкнулись с серьезными проблемами, связанными с обеспечением доступа к информации и поддержкой науки и научных исследований, обучения, поддержкой как преподавательского состава, так и студентов. По мере перехода к онлайновому обучению и полностью онлайновой образовательной среде вопросы авторского права и лицензирования оказались критическими в деятельности библиотек университета. Статья представляет собой тематическое исследование, в котором анализируется формирование расширенного комплекса услуг и ресурсов в обеспечение авторских прав в условиях пандемии. Описано, как каждый ресурс и сервис комплекса реализует такую поддержку студентов и преподавателей в рамках образовательных процессов. Сервисы и ресурсы формировались при участии юридического департамента университета. Было составлено полное руководство для научных работников, в котором содержится информация, связанная с удаленным доступом к ресурсам, в том числе с предоставлением временного доступа к лицензионному контенту издательств, а также проведена серия онлайновых семинаров по таким темам, как авторское право, добросовестное использование, экстраординарные случаи и библиотечная поддержка учебного материала. Обеспечена возможность индивидуальных консультаций в рабочие часы виртуальной службы и иные форматы коммуникации (чаты, электронная почта, консультации по телефону). Опыт крупнейшей библиотеки метрополии в условиях пандемии может стать основой модели организации подобной деятельности.
УДК: 02+347.78
ГРНТИ: 13.31; 10.41.91
Источник:
В том же номере опубликована статья сотрудников библиотеки Университета Южного Коннектикута Паркера Фруэна (Parker Fruehan) и Дайаны Хелльяр (Diana Hellyar) «Развитие и совершенствование виртуальной чат-службы библиотеки» (Expanding and Improving Our Library’s Virtual Chat Service). С началом пандемии COVID-19 и последовавшим закрытием на несколько месяцев здания Библиотеки Хилтона С. Бали Университета Южного Коннектикута возникла необходимость трансформировать методы обслуживания. За одну ночь виртуальная служба, прежде использовавшаяся для быстрой связи с дежурным библиотекарем, превратилась в основной канал, по которому пользователи библиотеки обращались в нее за помощью. Авторы статьи рассказывают об извлеченных из этого опыта уроках, собственно о трансформациях, которым был подвергнут данный ресурс, в том числе, об их технологической основе и этических принципах, на которые следовало опираться. Также рассматриваются перспективы этой службы.
УДК: 02:004+025.5
ГРНТИ: 13.20.31, 13.41.52
Источник:
В первом выпуске журнала Journal of Academic Librarianship за 2022 г. опубликована статья директора преподавательского центра Университета Невады (США) Мелиссы Боулз-Терри (Melissa Bowels-Terry) и директора центра повышения квалификации преподавательского состава Университета Колорадо в Денвере (США) Карен Собел (Karen Sobel) «Компетенции библиотекарей для методической поддержки преподавательского состава вузов. Обзор и рекомендации» (Librarians as faculty developers: Competencies and recommendations).
Будучи сотрудниками университетских библиотек, авторы делятся опытом методической работы, обучения, высокоэффективного сотрудничества в целях повышения квалификации преподавательского состава. Университетские библиотеки сами по себе не в состоянии взять на себя ту роль, которую исполняют коллаборации библиотек с педагогическими методическими центрами и центрами повышения квалификации преподавателей. Опираясь на автоэтнографический подход, авторы исследуют потенциал такого взаимодействия. Методическая поддержка профессорско-преподавательского состава — это программы и деятельность, направленные на повышение качества преподавания. Роли библиотекаря и методиста пересекаются по двум направлениям: в формировании сообщества и обеспечении ресурсами. Авторы анализируют пересечение задач и целей, а также компетенции этих институтов, и на этой основе выделяют 4 направления для реализации роли университетских библиотекарей: организационное, координационное, методическое, объединяющее.
Автоэтнография — метод качественного исследования, основанный на том, что респондент, будучи объектом изучения, становится еще и его субъектом, связывая свою автобиографическую историю с более широкими культурными, политическими, социальными концепциями.
УДК: 023.5+027.7:378.4
ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 14.37.27; 20.51
DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102474
Источник:
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321001658
В первом выпуске журнала опубликована статья Меган О’Донелл (Megan N. O'Donnell) и Кертис Бранди (Curtis Brundy) «Коллаборации для коллективного использования данных: выигрывают все» (Bringing All the Stakeholders to the Table: A Collaborative Approach to Data Sharing). Авторы являются сотрудниками Университета штата Айова в Эймсе (США). Они анализируют процесс распространения массивов данных в научно-исследовательском университете естественно-научного профиля. Для осуществления этого процесса внутри университета действует коллаборация различных подразделений. Согласно закону, принятому в США в 2011 г., научно-исследовательские организации, включая университеты, получающие государственное финансирование, обязаны предоставлять доступ к результатам своих исследований. В связи с этим университетская библиотека должна найти ответ на ряд вопросов: следует ли составлять отчетность по коллективно используемым данным? кто выстраивает соответствующую инфраструктуру? что делать с конфиденциальными и «чувствительными» данными? как долго их следует хранить? как финансируются эти процессы? В поисках ответа на эти вопросы авторы опираются как на собственный опыт, так и на методологию тематического исследования с изучением соответствующих документов и рабочих процессов. В Университете штата Айова была создана группа по коллективному использованию научно-исследовательских данных, деятельность которой осуществлялась по четырем направлениям — политика, системы и сервисы, научно-исследовательская деятельность и соответствие стандартам и характеристикам. В начале 2021 г. университетом официально были приняты рекомендации по коллективному использованию данных, в которых даны четкие разъяснения по таким вопросам, как права собственности на научно-исследовательские данные, их архивирование, передача, ответственность. Был разработан инновационный процесс распространения данных, который позволяет его участникам в рамках кампуса просматривать, принимать или отклонять данные, представленные для размещения в университетском репозитории. Главными участниками коллаборации являются ученые, руководители, ИТ-специалисты и библиотекари. Библиотеки играют троякую роль в процессе распространения [раскрытия] данных: во-первых, это управление рабочим потоком отчетности по предоставлению данных; во-вторых, обеспечение коммуникации с кампусом с целью информирования о целях и ценности процесса распространения данных; в-третьих, курирование данных перед публикацией с поиском потенциально чувствительной информации.
Полученные авторами данные позволяют им утверждать, что коллаборация с привлечением широкого круга участников, задействованных на протяжении всего жизненного цикла научно-исследовательских данных, прозрачность и инклюзивность процесса их распространения являются необходимыми условиями развития коллективного использования научной информации.
УДК: 027.7:001.83+004.65:027.7
ГРНТИ: 20.15.31; 13.31
Источник:
Директор библиотеки Технологического университета Чалмерса (Гетеборг, Швеция) Энн-Софи Аксельссон (Ann-Sofie Axelsson) в статье «Интеграция университетской библиотеки в академический отдел: взгляд изнутри» (A View from the Inside: Integrating the University Library within an Academic Department) рассказывает о необычном опыте реорганизации своей библиотеки.
Университетская библиотека чаще всего представляет собой одно или несколько зданий в центре кампуса, а также цифровую платформу на веб-сайте университета. В Технологическом университете Чалмерса библиотека полностью интегрирована в академический отдел – Департамент научной коммуникации и образования. Департамент состоит из пяти отделов, два из которых являются библиотечными: отдел обучения и образовательной среды и отдел информационных ресурсов и научных публикаций, а два других – отдел исследований в области инженерного образования и отдел языка и коммуникации – занимаются стандартной академической деятельностью, т. е. обучением, исследованиями и передачей знаний. В Департаменте также действует отдел оперативной поддержки.
Энн-Софи Аксельссон описывает преимущества и недостатки такой интеграции. К первым относится возможность прямого контакта с академическими подразделениями университета. Также в объединенном академическом отделе библиотекарю легче наблюдать за тем, как осуществляются научные исследования, поддерживать их, учиться самому и развивать библиотечные услуги. И, наконец, кадровый состав отражает широкий спектр профессиональных компетенций и взглядов, и это является основой для инновационных идей и планов. В качестве недостатков интеграции упоминается необходимость вовлеченности сотрудников во все виды деятельности для равноправного участия в обсуждении и стратегическом развитии, а это требует от библиотекарей дополнительных усилий.
УДК: 027.7:023
ГРНТИ: 13.31.23, 13.31.91; 20.51.19
DOI: 10.53377/lq.12030
Источник:
В том же выпуске журнала опубликована статья Фредерика Отике (Frederick Otike), Агнес Хайду Барат (Agnes Hajdu Barat) и Петера Кишла (Peter Kiszl) «Инновационные стратегии в университетских библиотеках в свете теорий предпринимательской деятельности» (Innovation strategies in academic libraries using business entrepreneurial theories: Analysis of competing values framework and disruptive innovation theory). Перелом в деятельности университетских библиотек связан с повсеместным использованием интернет-ресурсов, онлайн-технологий и цифровизации. Традиционно университетские библиотеки являлись единственными, монопольными поставщиками информации в академическом сообществе. Теперь же им приходится действовать в высококонкурентной среде. В новой реальности библиотекам предстоит разрабатывать и внедрять собственные бизнес-стратегии. В этом им следует опираться на теории предпринимательской деятельности. В данном исследовании рассмотрены две таких теории: теория подрывных инноваций и концепция конкурирующих ценностей. В фокусе статьи – анализ структуры и функциональности этих теорий, возможности их применения для развертывания инновационных стратегий в библиотечной деятельности.
Модель конкурирующих ценностей позволяет выстраивать эффективные стратегии деятельности организации. Модель состоит из четырех подмножеств, представляющих собой противоположные, или конкурирующие векторы: гибкость и свобода принятия решений против стабильности и контроля, внутренние процессы и интеграция против внешней направленности деятельности и ее дифференциации. Различные комбинации этих векторов и конкурирующих организационных моделей (клан, иерархия, адхократия, рынок) позволяют библиотеке выстраивать стратегии инновационного развития, обеспечивая эффективность внутренних и внешних процессов, гибкость и стабильность. Модель конкурирующих ценностей – это организационный процесс, охватывающий все библиотечные процессы, от уровня отдельных работников и пользователей до организационного уровня и конечных результатов библиотечной деятельности.
Подрывные инновации — это продукты и услуги, которые трансформируют параметры, на основе которых до этого происходила конкуренция в бизнесе. Это происходит, например, когда на рынок вступают новые игроки, и их новые методы работы подрывают эффективность солидных фирм или бизнеса в целом. Они или осваивают новые сегменты, или фокусируются на клиентских категориях, ранее обойденных вниманием рынка. В практике университетских библиотек эти модели применимы не только в отношении новых продуктов и сервисов, но и в отношении построения инновационной стратегии, выбора конкурирующих решений, взаимодействия с внешними рынками. Для выживания в условиях рынка информационных продуктов и услуг и сохранения своего статуса надежного поставщика информации университетские библиотеки должны осваивать теорию бизнеса и придерживаться принципов предпринимательской деятельности, таких как инновационность, ориентация на спрос и предложение, эффективность цепочки поставок, динамичность присутствия на рынке, конкурентоспособность стратегий. В статье представлены развернутая характеристика названных бизнес-теорий, принципы и перспективы их реализации в условиях современной университетской библиотеки.
УДК: 027.7:001.895+025.5:004.77
ГРНТИ: 13.31; 20.15.31, 20.51; 12.41.55
DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102537
Источник:
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322000532?via%3Dihub
В пятом выпуске журнала опубликована статья Фаршада Парамнии (Farshad Parhamnia), из Исламского университета Азад (Керманшах, Иран) «Библиотечное обслуживание через мобильные устройства пользователей университетских библиотек с точки зрения единой модели принятия и использования технологий (UTAUT-2)» (Investigating mobile acceptance in academic library services based on Unified Theory of Acceptance and Use of Technology Model (UTAUT-2)).
Целью данной статьи является исследование приемлемости мобильных телефонов в качестве канала получения обслуживания иранских студентов. Исследование базировалось на единой модели принятия и использования технологий (UTAUT-2).
Модель «единой теории принятия и использования технологии» (Unified Theory of Acceptance and Use of Technology Model, UTAUT) была впервые представлена группой исследователей из ряда ведущих школ бизнеса США в составе В. Венкатеша, М. Морриса, Г. Девиса и Ф. Девиса в работе «Принятие пользователями информационных технологий: к единому взгляду» (User Acceptance of Information Technology: Toward a Unified View). Эта модель основывается на сравнительном анализе теорий и моделей, рассматривающих влияние различных факторов на активность сотрудников организаций в принятии и использовании новых информационных технологий. Теория утверждает, что существует четыре ключевых конструкта: 1) ожидаемая производительность, 2) ожидаемое усилие 3) социальное влияние и 4) благоприятные условия. Первые три являются прямыми детерминантами намерений и поведения пользователя, а четвертый - прямым детерминантом поведения пользователя.
Для исследования было отобрано 438 студентов – учащихся университетов на западе Ирана — и применены показатели конструктов, полученные в предшествующих исследованиях, с поправками, необходимыми для анализа использования мобильных телефонов. Анализ данных выполнялся методами описательной статистики, методом коэффициента корреляции Пирсона, множественной регрессии, структурных уравнений с использованием программного обеспечения SPSS 23 и языка программирования Amos.
Было обнаружено, что поведенческие намерения студентов относительно использования мобильных телефонов для получения библиотечных услуг в значительной степени зависят от ожидаемых производительности и усилий, благоприятности условий, социального влияния, гедонистической мотивации, привычек, уверенности в себе, доверия и добровольности выбора поведенческого намерения. Вопреки некоторым ожиданиям, оказалось, что аспект стоимости не оказывает влияния на поведенческое намерение.
Практическое значение настоящего исследования состоит в том, что оно предлагает теоретические обоснования для разработки эффективных планов по реализации мобильных библиотек. Это одно из первых исследований, задействующих модель UTAUT-2 для определения принятия пользователями технологии мобильных телефонов во взаимодействии с библиотекой. Исследование призвано также подтвердить конструктную валидность модели в применении к неанглоязычной аудитории (в данном случае — иранской) и дает широкую перспективу для анализа решений относительно принятия тех или иных технологий в библиотеках.
УДК: 025.5:004.77+004.02
ГРНТИ: 13.31; 19.31; 49.38.49, 49.39.33
DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102570
Источник:
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322000866
В статье «Сетевой метод в анализе использования знаний и решения задач университетскими библиотеками: исследование» (A Study of Academic Library through the Prism of Knowledge Use and Problem Solving Networks) автор, Анна Ужвари-Гил (Anna Ujwary-Gil), анализирует социальное взаимодействие сотрудников университетских библиотек, как в рамках сильных, так и слабых связей, с точки зрения использования знаний и разрешения проблем. Результаты исследования показали, что обмен знаниями и решение задач базируется на сильных и слабых связях, реализуемых библиотекарями, причем бета-распределение для слабых связей выше, чем для сильных связей. Данные получены в ходе полуструктурированных интервью и анкет, распространенных между специально отобранными сотрудниками крупнейшей польской университетской библиотеки. Собранные данные проанализированы на основании непараметрических тестов с целью выявления взаимозависимостей, присутствующих в социальных связях библиотечных специалистов. Сетевой метод все чаще используется в исследованиях неформальных образований и сложных связей внутри организаций. Он способен стать ценным инструментом управления университетской библиотекой.
УДК: 027.7:316.472.4+023.5:303.442.23
ГРНТИ: 20.15.31; 19.31; 13.31.19
Источник:
https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2022-0014/html
В статье «Образ пользователя современного библиотечного веб-сайта» (Modern impressions: Getting to know your library website users) Робин Натон (Robin Naughton) представляет исследовательский проект, осуществленный библиотекой Колледжа Квинса, входящего в систему Городского университета Нью-Йорка. Веб-сайты университетских библиотек призваны обслуживать различные группы пользователей (студентов, профессорского-преподавательский состав, сотрудников, руководителей, выпускников и т.д.). Их потребности связаны с интеллектуальной деятельностью — научными исследованиями, преподаванием, обучением, управлением. При этом веб-сайт должен быть дружественным пользователю, ценным и информативным. Несмотря на неоднократное обновление веб-сайта библиотеки Колледжа Квинса, формальное изучение сайта и его пользовательской аудитории не было произведено ни разу. В данном проекте реализована идея ориентированного на пользователя проектирования — концепция, рассматривающая пользователя как важный элемент процессов проектирования и развития веб-сайтов. Была применен метод триангуляции, включавший в себя опросы пользователей, их интервью и анализ веб-сайта. Необходимо было получить ответы на следующие вопросы: что известно о пользователях библиотеки Колледжа Квинса? Каким образом в настоящее время они используют веб-сайт? Как это знание может улучшить пользовательский опыт?
Результаты исследования показали, что большинству пользователей веб-сайт библиотеки нравится, а его контент они считают ценным для целей образования и науки, однако при этом дизайн сайта им представляется устаревшим (несовременным), часть контента — нелогичной, но главными для всех являются проблемы доступа. По результатам исследования представлены рекомендации по перепроектированию веб-сайта, которые помогут библиотекам данного типа лучше понять пользователей и их потребности, и на этой основе проектировать и развивать свои веб-сайты. Рекомендации основаны на данных, полученных от пользователей, а также на информации о проблемах, идеях и опыте обращения к веб-сайту. Опираясь на известный тезис о том, что веб-сайты библиотек существуют для их читателей, а не библиотекарей, автор утверждает, что ориентированное на пользователя перепроектирование веб-сайта может происходить постепенно, без радикальных изменений пользовательского опыта.
УДК: 004.774:027.7
ГРНТИ: 13.31.19; 19.31
DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102675
Источник:
https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0099133323000149?via%3Dihub
Во втором выпуске журнала за 2023 г. опубликована статья Джослин Бойс (Jocelyn Boice), Мары Седлинс (Mara Sedlins) и Джулии Шарп (Julia L. Sharp) «Семинары для исследователей: успешный опыт партнерства между библиотекой и лабораторией консультационной статистики» (R Workshops for Researchers: A Successful Partnership Between a Library and a Statistical Consulting Laboratory). В ней рассказано о том, что Библиотеки Университета штата Колорадо (США) совместно с университетской Лабораторией статистики и анализа данных осуществляют партнерский проект по организации учебных семинаров для университетских ученых и исследователей. Это серия семинаров, посвященных управлению данными, которая призвана восполнить пробел в обучении будущих ученых и исследователей. Некоторые из презентаций в рамках семинаров носят оригинальный характер, другие же построены на существующих учебных материалах, прежде всего на уроках Data Carpentry, например, таком как «Анализ и визуализация данных в научных исследованиях по экологии».
The Carpentries – некоммерческая организация, предлагающая семинары по обучению исследователей навыкам разработки программного обеспечения и науке о данных. Отдельное направление в деятельности компании занимает обучение навыкам программирования и управления данными библиотечных специалистов. Все содержание уроков в рамках программ Carpentries может использоваться бесплатно согласно лицензии Creative Commons.
Серия семинаров получила название «Данные и бублики» (Data and Donuts) и была представлена университетскому сообществу как конкурентоспособный продукт. В качестве преподавателя на семинарах выступает специалист по управлению данными библиотек университета; другие библиотекари осуществляют техническую поддержку и готовы ответить на возникающие в ходе занятий вопросы. Старшекурсники, обучающиеся по специальности «статистика», также работают на занятиях как инструкторы. Партнерские отношения укрепили внутриуниверситетские связи и позволили использовать потенциал двух подразделений. Описан опыт разработки проекта, его история, оценка, задачи, преимущества и результат — эффективное и продолжающееся сотрудничество.
УДК: 027.7 + 005.963.1:001.103
ГРНТИ: 13.31.35; 20.21
DOI: 10.7191/jeslib.647
Источник:
https://publishing.escholarship.umassmed.edu/jeslib/article/id/647/
В своей статье «Не упустить момент: пересмотр концепции библиотеки университетского кампуса» (Embracing the Moment - Reconceptualizing the Campus Library) директор архитектурного бюро Perkins Eastman Джили Меерович (Gili Meerovitch) продемонстрировала понимание миссии и задач университетской библиотеки на современном этапе, которые должны найти отражение в дизайне библиотечного пространства. Важно мыслить стратегически и использовать пространство в соответствии с приоритетами учебного заведения, что подразумевает концептуализацию библиотечных сервисов как неотъемлемого элемента учебного процесса.
Последние два десятилетия академические библиотеки переживают существенный сдвиг, связанный как с развитием цифровых технологий, так и с новой реальностью, которую создала пандемия, а также с признанием важности принципов разнообразия, равенства, инклюзивности и доступности.
Библиотеки постоянно расширяют диапазон сервисов, которые обеспечивают доступ к информации и тем самым способствуют росту благополучия; они обеспечивают открытый доступ ко все большему количеству материалов, внедряют виртуальные образовательные и обучающие сервисы, развивают партнерские отношения со студенческими объединениями, профессиональными и общественными организациями. Автор характеризует динамику тенденций развития библиотечных пространств, указывая на основные ее векторы: это физическое взаимодействие студентов с библиотекой как значимый опыт в постпандемийную эпоху; организация труда сотрудников библиотеки в гибридном режиме; оборудование помещений для индивидуальной исследовательской работы; внутриуниверситетское сотрудничество и сотрудничество с внешними организациями, сообществом и бизнесом; новая роль библиотеки в реализации потенциала учащихся (через медиа-коллекции) и подготовки их к карьерному развитию; обеспечение равноправия в получении позитивного образовательного опыта. Автор подчеркивает, что руководители библиотек должны рассматривать библиотечное пространство как ценнейший ресурс и инструмент в создании возможностей для библиотекарей, студентов и профессорско-преподавательского состава, а также библиотек и университетов в целом.
УДК: 027.7(73):021 + 022.1
ГРНТИ: 13.31.21, 13.31.91
Источник:
В исследовании Бренды ван Вик (Brenda van Wyk) «Инновации и поддержка библиотечно-информационного обслуживания в условиях пандемии» (Library and information services’ reflections on emergency remote support and crisis-driven innovations during pandemic conditions) речь идет о выстраивании кризисных стратегий университетских библиотек в условиях преодоления цифрового неравенства и информационной бедности. Внезапные перемены в относительно стабильной среде высшего образования потребовали немедленных и решительных инновационных мер, в частности, в отношении того, что составляет библиотечную поддержку образования. Пандемия и реализованная в экстренном порядке модель предоставления обслуживания выявили значительное социоэкономическое и социотехническое неравенство и исключенность пользователей из цифровой среды.
Были проведены интервью в фокус-группах с участием 26 информационных специалистов и 6 библиотечных руководителей, которые поделились опытом предоставления услуг по поддержке образовательного процесса. Качественные данные, полученные в фокус-группах, были подвергнуты тематическому анализу и систематизированы по категориям и темам, таким как «реакция на кризисную модель преподавания онлайн», «стратегия обучения», «социальные связи», «готовность к поддержке образовательного процесса онлайн», «управление и контроль», «социотехнические аспекты», «человеческий фактор — потребности, навыки и возможности». В своей работе автор апеллирует к таким конструктам, как кризисная модель инноваций, критическое цифровое библиотековедение, цифровая исключенность и информационная бедность, обучение в мобильных приложениях, цифровая грамотность. В статье предложена модель организации библиотечно-информационного обслуживания в экстренных ситуациях, которой смогут воспользоваться другие организации.
УДК: 027.7 + 025.5:004.77-048.35
ГРНТИ: 13.31.21; 04.51.54
DOI: 10.1177/03400352231166747
Источник:
https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352231166747
Статья независимого автора Эмили Аделл (Emilu Udell) «Мир ИИ: как библиотеки внедряют и используют интеллектуальную технологию» (The World of AI. How libraries are integrating and navigating this powerful technology) представляет актуальные вопросы внедрения технологий ИИ в библиотечную практику. Речь, в первую очередь, идет о генеративном искусственном интеллекте. Автор провела интервью с заинтересованными представителями крупных библиотек США. Это Карим Бугида (Karim Boughida), руководитель библиотек Университета Стони-Брук, Николь Хеннинг (Nicole Hennig), разработчик систем электронного образования библиотек Университета Аризоны в Тусоне, Элисса Малеспина (Elissa Malespina), библиотекарь-педагог, Высшая школа Юниона (шт. Нью-Джерси), Ник Танзи (Nick Tanzi), заместитель директора Публичной библиотеки Саут-Хантингтона (шт. Нью-Йорк), Тревор Уоткинс (Trevor Watkins), Университет Джорджа Мейсона (шт. Вирджиния).
Прежде всего, автор отсылает собеседников и читателей к Приказу президента США от 1 октября 2023 г. «О безопасном, защищенном и надежном искусственном интеллекте» (Executive Order on Safe, Secure, and Trustworthy Artificial Intelligence), направленном на использование потенциала и управление рисками, связанными с данной технологией. Документ задает новые стандарты безопасности и защиты ИИ, призывает защитить право американцев на частную жизнь и конфиденциальность, а также гражданские права и принципы равенства, указывает на права потребителей и работников, обеспечивает поддержку инноваций и конкуренции, а также задает направление на лидерство США в данной области при сотрудничестве с другими странами.
Отмечается, что документ подготовлен в результате предварительной работы, в частности, добровольного обязательства, взятого 15 лидирующими в данной сфере компаниями по разработке безопасных, защищенных и достойных доверия продуктов ИИ. Администрацией ранее были опубликованы такие документы, как проект Билла о правах, связанных с ИИ (Blueprint for an AI Bill of Rights), а также Приказ для организаций по противодействию алгоритмической дискриминации (Executive Order directing agencies to combat algorithmic discrimination).
Интервьюируемые отмечают, что президентский приказ — это лишь план и указание, данное федеральным агентствам для разработки стандартов и процедур, связанных с искусственным интеллектом и направленных на минимизацию вреда и максимальное использование его преимуществ. Именно таких регулирующих документов библиотекам следует ждать от министерства образования США. Вместе с тем, такие указы не могут заменить собой действующее законодательство, да и носят временный характер, хотя в названном документе отражена озабоченность профессионалов такими проблемами, как сохранение конфиденциальности, алгоритмическая предвзятость, дезинформация и безопасность. Отдельно отмечается респондентами вторжение ИИ на рынок труда; тем не менее, опрошенные выражают уверенность в том, что, будучи информационным специалистами, библиотекари найдут свое место в новом технологическом ландшафте.
Вопросы конфиденциальности и плагиата, авторского права, возможности использования генеративного ИИ для подготовки студенческих работ, правомерности и этичности применения продуктов ИИ, точности и достоверности сгенерированных данных широко обсуждаются библиотеками высших учебных заведений.
Многие академические библиотеки пытаются внедрять данные технологии, организуют дискуссионные и учебные группы, помогают своим специалистам получить практический опыт, работают с преподавательским составом учебных заведений, преодолевая предубежденность и демонстрируя возможности ИИ, в частности ChatGPT, для организации учебного процесса, готовят рекомендации для студентов по использованию чат-бота, разрабатывают с его помощью библиотечные продукты.
Использование ИИ и ChatGPT современными студентами — явление непростое. С одной стороны, владение технологиями дает им преимущество как будущим профессионалам. С другой стороны, можно ли полностью полагаться на технологии и продукты, которые приходят и уходят, хотя бы в связи с тем, что их разработка может оказаться не столь прибыльной для производящих компаний?
Преимущества — это пользовательский опыт, персонализированные рекомендации, рост эффективности и продуктивности, обучение языкам, поддержка образовательного процесса. Студенты активно используют ИИ через популярные приложения и социальные сети.
Библиотекари вновь возвращаются к вопросу об информационной грамотности — в данном случае ИИ-грамотности. На проблему использования студентами ChatGPT один из интервьюируемых предлагает взглянуть как на проблему педагогическую, а не как на проблему плагиата. Отдельно стоит проблема оценки работ, созданных студентами с использованием ИИ.
Необъективность, предвзятость алгоритмов связана с необъективностью моделей их обучения, когда разработчики изначально отдают предпочтение одной группе пользователей или источников. Есть проблема и в том, что для обучения могут использоваться произведения искусства, защищенные авторским правом, или же контент, созданный на иностранном языке. Статья представила мнение авторитетных специалистов, при этом обозначила лишь малый круг вопросов, связанный с ИИ.
УДК: 004.8:027.7
ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.20, 13.31.11; 20.15.31; 13.31.91
Источник:
https://americanlibrariesmagazine.org/2024/03/01/the-world-of-ai/
Целью исследования Нармины Абдуллаевой (Narmina Abdullayeva) «Библиотеки и академическая успеваемость: тематическое исследование на примере азербайджанских университетских библиотек» (The role of libraries in academic achievement: case study of Azerbaijan university libraries) является изучение роли библиотек высших учебных заведений Азербайджана, в частности, Баку. Объектом анализа стали информационные службы, физическое пространство и техническая оснащенность библиотек. Студенты и сотрудники библиотек нескольких азербайджанских университетов ответили на вопросы анкеты. Результаты исследования подверглись сравнительному анализу и представлены в многочисленных таблицах и графиках. На основании ответов на вопросы анкеты и полученных данных утверждается, что пользование университетской библиотекой положительно сказывается на академической успеваемости; студенты, которые пользуются библиотекой, с большей вероятностью показывают лучший академический результат. Роль библиотек при этом не сводится к поддержке традиционной учебной деятельности, такой как выполнение заданий и написание рефератов и иных работ. Установлена позитивная зависимость между пользованием библиотекой и академической успеваемостью в нескольких университетах Азербайджана. Будущие исследования могут установить взаимосвязь между сервисами академических библиотек, успеваемостью и личной успешностью студентов.
УДК: 027.7:378.091.2(479.24)
ГРНТИ: 14.35.07, 14.35.19; 13.31.35
Источник:
https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-06-2023-0056/full/html
В своей статье «Должность отраслевого библиотекаря, определение и обязанности в университетской библиотеке» (Subject librarian definition and duties: Connecting the library and the university) Дуэйн Уилсон (Duane E. Wilson), Кэнделл Кэмпбелл (Kendall Campbell) и Изабелла Билс (Isabella Beals) представляют качественное тематическое исследование (кейс) роли отраслевого библиотекаря в Библиотеке Гарольда Ли, относящейся к Университету Бригама Янга (Прово, штат Юта, США). Отраслевые библиотекари видят свою миссию в том, чтобы сделать библиотечные ресурсы неотъемлемой частью университета в его образовательной и общественной деятельности. Отраслевые библиотекари названного университета отметили следующие функции и аспекты своей работы: комплектование, справочное обслуживание, обучение, обмен, взаимодействие с сообществом, профессиональное развитие, научные исследования. Поскольку эти функции наиболее эффективны в своем взаимодействии, вероятно, библиотекам следует объединять их в единой должности отраслевого библиотекаря. Исследовательская деятельность и взаимодействие с университетским сообществом помогают отраслевым специалистам глубже понять научно-исследовательские процессы, идти в ногу с развитием отрасли науки и профессионально в нем участвовать. Если говорить об отраслевых специалистах названной библиотеки, то они выражают удовлетворенность своей работой и ее определенной автономией. Отмечается, что озабоченность у них вызывают стереотипы, которые распространены об их профессии, а также неосведомленность сообщества об их статусе и задачах в библиотеке. Отраслевые знания важны для их специализации, вместе с тем они считают, что формальное отраслевое образование для них необязательно. Проведенное исследование может способствовать формированию программ подготовки отраслевых специалистов библиотеки, послужить основой информированной кадровой политики, а также совершенствованию работы отраслевых библиотекарей через развитие ключевых навыков работы с людьми и отраслевой информацией.
УДК: 023.5 + 005.96:027.7
ГРНТИ: 13.31.16; 15.81.49
DOI: 10.1016/j.acalib.2024.102867
Источник:
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133324000284