В тематической колонке редактора журнала Андреа Фальконе (Andrea Falcone) «Перспективы обслуживания», опубликована статья координатора служб доступа и библиотекаря по научным коммуникациям Библиотеки Ньютона Грэшема Государственного университета Сэма Хьюстона (США) Эрин Оуэнс (Erin Owens) «Переосмысление роли персонала отдела книговыдачи в университетских библиотеках» (Rethinking the Role of Circulation Staff in Academic Libraries). Эрин Оуэнс заняла должность руководителя службы доступа библиотеки в 2016 г., а в 2018 г. после объединения службы доступа с межбиблиотечным абонементом, возглавила это объединенное подразделение. В своей работе она столкнулась с тем, что количество физических обращений читателей в библиотеку снижается, так как многие отдают предпочтение удаленному доступу, поэтому библиотечному персоналу приходится переосмысливать и расширять свои профессиональные обязанности для обеспечения эффективной работы в рамках структуры библиотеки. В этой статье Эрин Оуэнс рассказывает о своем поиске новых способов функционирования и взаимодействия с другими отделами, связанных не только с традиционными концепциями обслуживания студентов и преподавателей, но и с актуализацией основной миссии университетской библиотеки.
УДК: 025.6
ГРНТИ: 13.31
DOI: 10.1080/10572317.2021.1909259
Источник:
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2021.1909259?src=
В июньском выпуске журнала опубликована статья Дженнифер Франс Томпсон (Jennifer France Thompson) «Система управления электронными ресурсами в консорциум: выбор и реализация в Университете Миссури» (Selection and implementation of a consortial e-resource management system: The University of Missouri System’s experience).
Эффективность систем управления электронными ресурсами — задача, которую консорциумам приходится решать непрерывно. Бюро объединенных электронных ресурсов в системе Университета шт. Миссури (UMECO) управляет ресурсами консорциума. Выделенный на электронные ресурсы бюджет Университета составляет приблизительно 2,5 млн долларов на 45 лицензионных электронных ресурсов. Кроме того, в управлении UMECO находятся электронные ресурсы отдельных библиотек кампуса, а также ряда филиалов. Это 340 электронных ресурсов, подписка и оплата которых обходится в 4,7 млн долларов. К филиалам относятся местный колледж, три государственных университета, три частных университета и медицинская клиника с отделениями по всему штату. Бюро приняло решение о внедрении системы эффективного, прозрачного и коллективного управления лицензионными электронными ресурсами консорциума. Автор делится опытом выбора и реализации такой системы, отвечающей потребностям членов консорциума и установленным требованиям. Модули управления электронными ресурсами в автоматизированных библиотечных системах последнего поколения позволяют отслеживать лицензии и подписки, по необходимости возобновлять их, осуществлять сбор статистических данных, реализовывать функционал баз знаний. При этом функции управления электронными ресурсами множественных библиотек в рамках консорциума не всегда удается реализовать в равной или удовлетворительной степени. Однако в целом эффективное использование функциональных возможностей такой системы консорциуму активно участвовать в специальных проектах и привлекать дополнительные электронные ресурсы на благо участников.
УДК: 02:004
ГРНТИ: 13.20.31
DOI: 10.1080/1941126X.2021.1911452
Источник:
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1911452
Управление различными этапами жизненного цикла электронных ресурсов библиотеки является сложной задачей и включает в себя администрирование нескольких рабочих процессов. Авторы из библиотеки Университета Мальмё (Швеция) Шарлотта Херцберг (Charlotte Hertzberg) и Карин Эриксон Лагерас (Karin Ericson Lagerås) в статье «Путь к ROAM: сотрудничество с системным провайдером в разработке и внедрении системы управления электронными ресурсами» (A road to ROAM: collaborating with a system provider in developing and implementing an electronic resource management system) делятся своим опытом участия в проекте разработки новой системы управления электронными ресурсами ROAM (Research Output & Acquisition Management - управление результатами исследований и комплектованием), с этапа первоначального обсуждения и до внедрения. Работы по проекту велись совместно с компанией Subscription People.
Авторы отмечают важность осведомленности о внутренних и внешних процессах жизненного цикла электронных ресурсов, основанного на технологиях для систем управления электронными ресурсами (Techniques for Electronic Resource Management Systems, TERMS). TERMS – это совокупность рабочих процессов, формирующая основу системы управления электронными ресурсами. К ней, в частности, предъявляются следующие требования:
- хранение информации о лицензиях, включая количество пользователей, даты, сроки и т.д.;
- отображение информации о лицензии в меню определителя ссылок;
- получение напоминаний о предстоящих обновлениях;
- сохранение копий лицензий (в виде PDF-файлов);
- сохранение административной информации (ссылки на URL-адреса, идентификаторы пользователей и пароли);
- отображение списков заголовков приобретенных материалов;
- отображение финансовой информации и ее динамики за последние несколько лет;
- сохранение информации об испытаниях продуктов и новых предложениях электронных ресурсов (период, результаты и решения);
- сбор и сохранение статистики использования.
Инструмент оптимизации рабочих процессов ROAM используется в библиотеке Университета Мальмё с осени 2019 г. для управления электронными ресурсами: для получения сведений о подписке, доступа к логинам и другой административной информации, создания финансовых отчетов и других отчетов и т.п. Самый важный урок, извлеченный за первые годы использования ROAM, заключается в том, что нужно быть готовым к переоценке и корректировке процессов и процедур. Авторы делают вывод о том, что наиболее эффективна система, поддерживающая гибкий и итеративный подход к рабочим процессам библиотеки, а не жесткая система, которая не предусматривает никаких отклонений. ROAM поддерживает самые важные потребности библиотеки Университета Мальмё в управлении электронными ресурсами, обеспечивая эффективную работу.
УДК: 025.2-028.27
ГРНТИ: 13.20.31, 13.31.91; 20.15.31, 20.23
DOI: 10.1080/1941126X.2021.1988467
Источник:
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1988467
В первом номере журнала Information Technology and Libraries опубликована статья научного сотрудника Цифровой публичной библиотеки Америки Доминика Берд-Макдевитта (Dominic Byrd-McDevitt) и руководителя службы оцифровки Публичной библиотеки округа Лукас в Толедо (США) Джона Дьюиса (John Dewees) «Сотрудничество Цифровой публичной библиотеки Америки и фонда Викимедиа для расширения использования оцифрованных ресурсов» (Using DPLA and the Wikimedia Foundation to Increase Usage of Digitized Resources).
В начале 2020 г. Цифровая публичная библиотека Америки (Digital Public Library of America, DPLA) запустила проект, в рамках которого ресурсы библиотеки без авторских прав или с открытой лицензией могут быть автоматически скопированы в Викисклад, общее централизованное виртуальное хранилище для изображений, звукозаписей, видеороликов и других мультимедийных файлов, включаемых в страницы Википедии и других проектов фонда Викимедиа. Цель данного проекта – расширение использования материалов цифровых коллекций библиотеки и упрощение включения их в статьи Википедии.
Цифровая публичная библиотека Америки – дискавери-портал, объединяющий оцифрованные ресурсы из более чем 4000 библиотек, архивов и музеев США. Он имеет единый интерфейс, позволяющий осуществлять одновременный поиск по миллионам цифровых записей. Агрегирование этих записей – результат работы Центров контента и Центров обслуживания. Центры контента – это либо организации, непосредственно пополняющие Цифровую публичную библиотеку Америки (такие как Библиотека Конгресса или Библиотека Гарвардского университета), либо цифровые библиотеки, работающие с крупными репозиториями цифрового контента (такими как HathiTrust или Internet Archive). Центры обслуживания выступают в качестве посредников между национальной службой агрегирования и отдельными организациями в штатах или регионах.
Более подробная информация о Цифровой публичной библиотеке Америки (DPLA): https://pro.dp.la/
Данные, предоставленные учреждениями-участниками, проходят отбор с использованием фильтров, и для них создается вики-разметка на основе описательных метаданных, после чего медиафайлы загружаются на сервер с помощью скрипта программной среды Pywikibot. После того, как эти файлы попали в Викисклад, встроить изображения в статьи Википедии несложно, тем самым достигнув цели расширенного использования и доступа к оцифрованным ресурсам. С помощью такого централизованного процесса менее чем за полтора года было загружено более 2,25 млн файлов для 780000 единиц хранения, что стало крупнейшим единовременным пополнением Викисклада за всю историю (более чем в четыре раза по сравнению с предыдущим рекордом). Такой подход обеспечивает простоту размещения материалов в Википедии для учреждений DPLA, так как требуется только описать их собственные цифровые коллекции перед агрегированием, а затем принять редакционные решения в Википедии после загрузки. Предоставление доступа к локальным оцифрованным ресурсам через DPLA, копирование их на Викисклад, а затем встраивание этих изображений в статьи Википедии — отличная возможность познакомить пользователей Интернета с цифровыми коллекциями библиотек, архивов и музеев.
УДК: 001.103.2+025.2-028.27
ГРНТИ: 20.23.29; 13.31; 20.15.31; 19.31
Источник:
Авторы из Библиотеки Эдит Гарленд Дюпре Университета Луизианы в Лафайете (США) Джанель Зетти (Janelle Zetty) и Хизер Плезанс (Heather C. Plaisance) в статье «Взаимодействие различных подразделений при создании авторитетного заголовка: тематическое исследование» (Cross-Departmental Authority Heading Creation: A Case Study) предлагают нетрадиционные методы каталогизации для упрощения процесса создания авторитетных заголовков.
Отделы каталогизации и справочно-исследовательской службы Библиотеки Эдит Гарленд Дюпре совместно создали авторитетные заголовки для авторитетного файла имен Библиотеки Конгресса. Основная цель проекта состояла в том, чтобы увеличить долю участия библиотеки в совместной программе Name Authority. Руководитель отдела каталогизации определил, для каких персоналий Луизианы необходимо создать авторитетные заголовки имен, и предоставил этот список сотрудникам справочно-исследовательской службы для изучения. После сбора биографической информации с использованием различных онлайн-ресурсов сотрудники службы загрузили собранные данные через форму Google. Затем эти данные были преобразованы из формата электронной таблицы в формат MARC с помощью пакета программного обеспечения для редактирования метаданных MarcEdit. После этого авторитетные заголовки для файла имен были отправлены в Библиотеку Конгресса.
Такие совместные проекты различных библиотечных подразделений имеют множество потенциальных преимуществ. Во-первых, они могут способствовать более активному участию в программе NACO, что снизило бы стоимость каталогизации материалов и расширило бы доступ к библиотечным фондам. Кроме того, проект Библиотеки Эдит Гарленд Дюпре продемонстрировал существующие возможности для сотрудничества между различными службами библиотеки.
УДК: 025.355
ГРНТИ: 20.15.31; 13.31; 19.31
DOI: 10.1080/07317131.2021.2011121
Источник:
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/07317131.2021.2011121
В настоящее время в библиотеках объем метаданных растет пропорционально увеличению цифровых коллекций, причем сейчас, как правило, работа с метаданными – это совместный процесс, в котором задействованы нескольких библиотечных отделов. Сотрудники Университета штата Иллинойс в Чикаго (США) Мингьян Ли (Mingyan Li), Трейси Сенека (Tracy Seneca) и Меган Келлер Янг (Megan Keller Young) в статье «Контент и контекст: тематическое исследование сотрудничества в области метаданных» (Content and Context: A Case Study of Metadata Collaboration) показывают, как учет различий в поведении конечных пользователей и точек зрения различных подразделений на метаданные может улучшить рабочий процесс создания цифровых объектов.
Библиотека Университета штата Иллинойс в Чикаго предоставляет доступ к более чем тридцати цифровым коллекциям через платформу CONTENTdm (https://www.oclc.org/en/contentdm.html), которой также пользуются более девяноста библиотек штата. В библиотеке никогда не было собственной платформы для управления и хранения цифровых файлов, и поскольку платформа CONTENTdm используется совместно с другими библиотеками и нет общего стандарта метаданных, пользователи не могли эффективно осуществлять поиск по коллекциям университета. Также в CONTENTdm представлена лишь небольшая часть оцифрованных фондов библиотеки.
Для устранения этих проблем было решено внедрить систему управления цифровыми ресурсами LibSafe DAMS (Digital Asset Management System) от компании LibNova. Система предусматривает комплексные решения для сохранения цифровых данных, миграции форматов, настраиваемый пользовательский интерфейс и возможность поиска по всем коллекциям библиотеки. Также среди функций, которые предлагает LibSafe DAMS – использование средств просмотра контента, соответствующих Международной структуре совместимости изображений (International Image Interoperability Framework, IIIF). Традиционно созданием метаданных для цифровых коллекций занимались два отдела библиотеки: отдел специальных коллекций и архивов и отдел цифровых программ и сервисов. С переходом на LibSafe к рабочему процессу также подключился отдел комплектования и управления ресурсами, и таким образом была создана многопрофильная рабочая группа по метаданным. В статье представлены три направления работы с метаданными для цифровых объектов. Как правило, библиотекари, работающие со специальными коллекциями и архивами, сосредоточены на сохранении ценной контекстуальной информации и интеллектуальном контроле над оригиналами единиц хранения; между тем, каталогизаторы уделяют больше внимания точному описанию контента для улучшения доступа и обнаружения, а сотрудники цифровых служб больше сфокусированы на представлении и поиске метаданных в DAMS. В статье описан рабочий процесс, в ходе которого специалисты трех отделов библиотеки смогли привнести свой уникальный опыт в процесс создания метаданных; показано, как такое объединение помогает удовлетворить запросы различных групп конечных пользователей; приведены два конкретных примера и предложены дальнейшие шаги по совершенствованию рабочего процесса. По мнению авторов, будущие усилия по укреплению баланса контента и контекста метаданных могут быть сосредоточены в трех областях: агрегированная оцифровка и описание, усовершенствование технологий и переход от линейной к круговой модели рабочего процесса.
УДК: 021.6:001.103.2
ГРНТИ: 13.31; 20.15.31, 20.19.15, 20.23.29
DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.1.234
Источник:
https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/234
В январе 2021 г. был опубликован «Этический кодекс каталогизации», явившийся итогом многолетней работы международной группы экспертов – Комиссии по этике каталогизации при участии международного профессионального сообщества. В комиссию вошли шесть представителей США, Великобритании и Канады: Мэй Чен (May Chan), Джейн Дэниэлс (Jane Daniels), Сара Фёргер (Sarah Furger), Диана Пеннингтон Расмуссен (Diane Pennington Rasmussen), Элизабет Шумейкер (Elizabeth Shoemaker) и Карен Сноу (Karen Snow). В статье «Развитие и будущее Этического кодекса каталогизации» (The Development and Future of the Cataloguing Code of Ethics) они делятся воспоминаниями о совместной подготовке данного документа, говорят об извлеченных из этой работы уроках и будущем кодекса. Целью работы по разработке кодекса было создание динамичного документа, который стал бы основой для обсуждения текущих вопросов каталогизации, связанных с ее этической стороной, обобщение практического опыта и знаний. Этика каталогизации – совокупность принципов и ценностей, руководствуясь которыми каталогизаторы и специалисты по метаданным могут принимать обоснованные решения. Такими фундаментальными принципами являются:
- доступ к ресурсам и метаданным;
- понимание неизбежной предвзятости и признание ошибок;
- защита профессиональных интересов;
- сотрудничество;
- критическое применение стандартов;
- многообразие, равенство, инклюзивность;
- обучение и образование;
- уважение конфиденциальности и предпочтений сотрудников;
- ответственность и прозрачность;
- понимание и удовлетворение потребностей пользователей.
Полный текст Этического кодекса каталогизации см.: https://docs.google.com/document/d/1IBz7nXQPfr3U1P6Xiar9cLAkzoNX_P9fq7eHvzfSlZ0/edit
УДК: 025.355 + 174:021.1
ГРНТИ: 13.31.33
DOI: 10.1080/01639374.2022.2134247
Источник:
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2022.2134247
Во втором выпуске журнала за 2023 г. опубликована статья Джослин Бойс (Jocelyn Boice), Мары Седлинс (Mara Sedlins) и Джулии Шарп (Julia L. Sharp) «Семинары для исследователей: успешный опыт партнерства между библиотекой и лабораторией консультационной статистики» (R Workshops for Researchers: A Successful Partnership Between a Library and a Statistical Consulting Laboratory). В ней рассказано о том, что Библиотеки Университета штата Колорадо (США) совместно с университетской Лабораторией статистики и анализа данных осуществляют партнерский проект по организации учебных семинаров для университетских ученых и исследователей. Это серия семинаров, посвященных управлению данными, которая призвана восполнить пробел в обучении будущих ученых и исследователей. Некоторые из презентаций в рамках семинаров носят оригинальный характер, другие же построены на существующих учебных материалах, прежде всего на уроках Data Carpentry, например, таком как «Анализ и визуализация данных в научных исследованиях по экологии».
The Carpentries – некоммерческая организация, предлагающая семинары по обучению исследователей навыкам разработки программного обеспечения и науке о данных. Отдельное направление в деятельности компании занимает обучение навыкам программирования и управления данными библиотечных специалистов. Все содержание уроков в рамках программ Carpentries может использоваться бесплатно согласно лицензии Creative Commons.
Серия семинаров получила название «Данные и бублики» (Data and Donuts) и была представлена университетскому сообществу как конкурентоспособный продукт. В качестве преподавателя на семинарах выступает специалист по управлению данными библиотек университета; другие библиотекари осуществляют техническую поддержку и готовы ответить на возникающие в ходе занятий вопросы. Старшекурсники, обучающиеся по специальности «статистика», также работают на занятиях как инструкторы. Партнерские отношения укрепили внутриуниверситетские связи и позволили использовать потенциал двух подразделений. Описан опыт разработки проекта, его история, оценка, задачи, преимущества и результат — эффективное и продолжающееся сотрудничество.
УДК: 027.7 + 005.963.1:001.103
ГРНТИ: 13.31.35; 20.21
DOI: 10.7191/jeslib.647
Источник:
https://publishing.escholarship.umassmed.edu/jeslib/article/id/647/
Профессор Школы информатики Колледжа коммуникации и информации Университета Кентукки (США), Янгок Чой (Youngok Choi) и выпускница магистерской программы Факультета библиотековедения и информатики Американского католического университета Эмма Бродфуэрер Хастингс (Emma Brodfuehrer Hastings) представили исследовательскую статью «Анализ опыта организации цифровых выставок университетскими библиотеками» (Exploring the use of digital exhibits by academic libraries).
Выставки, организуемые университетскими библиотеками, получают все большее распространение как инструмент информационно-просветительской работы. В целях данного исследования цифровыми выставками авторы называют курируемые, структурируемые коллекции цифровых объектов и относящуюся к ним информацию заданной или родственной тематики.
Объектом данного исследования стали выставки, организованные библиотеками-членами Ассоциации научных библиотек. Отобрано и рассмотрено 147 цифровых выставок, созданных 68 университетскими библиотеками, разработана оригинальная схема анализа содержания и характеристик таких выставок.
В статье даны ответы на следующие вопросы: В какой мере академические библиотеки используют цифровые выставки для популяризации своих фондов? Какие темы выбирают университетские библиотеки с тем, чтобы выставочные объекты могли быть полезными в контексте обнаружения, использования и интерпретации информации? В какой степени цифровые выставки отражают проблемы и интересы своих учебных заведений? Как и в какой степени университетские библиотеки сотрудничают со студентами, членами сообщества и иными группами при создании цифровых выставок?
Результаты исследования подтверждают, что университетские библиотеки используют выставки как возможность познакомить пользователей со своими фондами, информировать пользователей, обучать студентов, а также выстраивать и укреплять отношения с различными сообществами путем коллективной организации таких экспозиций.
Ученые и библиотекари утверждают, что выставка может служить самым различным целям: знакомство с фондами библиотеки, привлечение новых читателей, просвещение аудитории, создание контекста для различных материалов, поощрение к новым исследовательским проектам, поддержание культурного дискурса, обмен знаниями, обеспечение учебной успеваемости студентов, пропаганда учебного заведения и его библиотеки как репозитория, помощь библиотекарям в демонстрации своей ценности как интерпретаторов информации и исследователей.
Анализ контента показал, что наиболее популярной темой цифровых выставок является история (n = 45, 30.6 %), за которой следует тема равенства, разнообразия, инклюзивности (n = 28, 19.0 %), тема жизни замечательных людей (n = 23, 15.6 %), искусства (n = 19, 12.9 %), литературы (n = 17, 11.6 %), науки/технологий (n = 11, 7.5 %), культуры (n = 6, 4.1 %), религии (n = 4, 2.7 %). Примерно три четверти всех выставок (n = 113, 76.9 %) посвящено по меньшей мере одной из названных тем. Часть выставок не представляет материалы из фондов библиотек. Как правило, они касаются таких тем, как равенство, разнообразие, инклюзивность, современная культура, история вуза.
Чтобы пользователи могли обнаружить и увидеть выставку, извлечь пользу из программы цифровых выставок в целом, авторы рекомендуют библиотекам вести единый сводный перечень всех цифровых выставок библиотечной системы вуза, разместив ссылку на этот перечень на главной странице веб-сайта библиотеки.
Кроме того, выставки являются также досуговым инструментом. Результаты исследования могут быть предложены библиотекарям-практикам для дальнейшей разработки данного инструмента в контексте библиотеки и вуза.
УДК: 027.7:021.4 + 004:021
ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.21
DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102814
Источник:
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133323001532?via%3Dihub
В статье «Обнаруживаемость открытых ресурсов: коллективный подход для лучшего доступа» (Making Open Resources Discoverable: Collaborative Approaches for Enhanced Access) автор, Джиа Ми (Jia Mi), представляющая Колледж Нью-Джерси (США), анализирует коллективные усилия, необходимые для увеличения обнаруживаемости ресурсов открытого доступа. Одна общая проблема, связанная с материалами открытого доступа — это трудность в их обнаружении при поиске стандартизованными методами. Многие журналы открытого доступа (ОД) не включены в систему стандартного аннотирования и каталогизации или же, пройдя подобную обработку, они не обеспечивают точность и правильность поиска. Ландшафт публикации материалов открытого доступа еще больше осложняет научную коммуникацию в рамках различных моделей. Схема «зеленого» ОД, или самоархивация, предполагает депонирование авторами препринтов или постпринтов статей в репозиториях открытого доступа, что обеспечивает открытый доступ с возможным периодом эмбарго. Гибридный ОД, предлагаемый издательствами, объединяет в себе открытый доступ и модели подписки с оплатой авторами обработки статьи; при этом доступ открывается для пользователей незамедлительно, а остальной контент является платным. «Золотой» ОД – это журналы, доступ к которым открыт полностью, и весь контент которых становится незамедлительно доступен читателям без каких-либо барьеров в виде подписки, а плата за обработку (пошлина) вносится авторами, институтами или спонсорами. Опираясь на опыт Колледжа Нью-Джерси, автор раскрывает ключевую роль библиотек, преподавателей, производителей библиотечных платформ, издателей в обеспечении доступа к столь ценным ресурсам. Отмечено, что академические библиотеки часто полагаются на коммерческие базы данных, такие как WorldCat Discovery, EBSCO Discovery Service, и Ex Libris Alma Primo. В 2019 г. Колледж Нью-Джерси перешел на облачную платформу, интегрировав ее с ExLibris Primo для обеспечения поиска и получения материалов. С самого начала был активирован весь контент открытого доступа, включенный в индекс Primo Central Index (с 2020 г. это Central Discovery Index). Названы связанные с этим проблемы и найденные библиотекой решения. Коллективное знание и сотрудничество библиотекарей, профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников способны раскрыть весь потенциал открытых ресурсов на благо ученым, студентам, всему широкому исследовательскому сообществу. Отмечается, что пользователи библиотек должны находить ресурсы ОД так же легко, как и традиционные библиотечные ресурсы. Предпринят обзор литературы, посвященной этому вопросу.
УДК: 025.4.03:002.1-021.341
ГРНТИ: 13.31.19
DOI: 10.23974/ijol
Источник:
В статье «Составление глобальной карты исследований по информационной грамотности в области данных. Ключевые и перспективные вопросы и библиотечная практика» (Mapping the field of global research on data literacy: Key and emerging issues and the library connection) Уильямса Нвагву (Williams E. Nwagwu), факультет информатики, Университет Ибадана, Нигерия, рассматривается эволюция исследований, опубликованных в 2005-2022 гг. и посвященных вопросам информационной грамотности в области данных. Проанализировано 997 документов, выявленных в базе данных Scopus компании Elsevier. Указано на поворотные моменты, такие как первое упоминание грамотности в области данных в 2005 г., а также на постепенное увеличение ежегодного потока публикаций по данной тематике. В потоке доминируют научные статьи в области компьютерных наук и вычислительной техники, образования и общественных/гуманитарных наук. Обнаруженные междисциплинарные исследования свидетельствуют об универсальном характере применения навыков грамотности в области данных. Кластер ключевых слов формируется вокруг фундаментальных концепций, образовательного контента и специализированной тематики, а также перспективных направлений, таких как цифровая трансформация и информированность по вопросам здоровья и его охраны. Автор подчеркивает роль библиотек в формировании навыков грамотности в области данных, их роли как информационного хаба и образовательной среды. Также по итогам исследования сделаны выводы о росте научного интереса к проблеме информационной грамотности в области данных, междисциплинарном характере данного вида грамотности и ключевой роли библиотек в ее формировании. Выявленный массив ключевых слов отражает в том числе, новейшие тенденции в развитии данного вида грамотности, связанных с ней этических принципов и вопросов конфиденциальности.
УДК: 001.103 + [001.83:004.65]-047.44
ГРНТИ: 13.31.19
DOI: 10.1177/03400352241257669
Источник: