В октябрьском номере опубликована статья канадских специалистов Хезер Геншорн (Heather Ganshorn) и Зары Премжи (Zahra Premji) «Управление данными для систематических обзоров: необходимость в руководстве» (Data Management for Systematic Reviews: Guidance is Needed). Управление данными — компетенция, соответствующая роли, которую библиотекари могут играть в реализации систематических обзоров (под систематическим обзором авторы понимают все формы синтеза знаний). К данной компетенции авторы относят такие навыки, как использование программного обеспечения сервисов цитирования и систематических обзоров, инструментов извлечения данных, архивация данных и процессов, в том числе отслеживание версий и сбор данных по методу PRISMA. Управление данными в рамках подготовки систематических обзоров и в целях иных способов синтеза знаний осуществляется по-разному: некоторые обзоры базируются на принципах открытой науки, другие остаются недоступными для широкого круга пользователей, что оставляет знание непрозрачным и невоспроизводимым. Стандарты представления полученных данных позволили повысить уровень детализации публикуемых обзоров, а также способствовали более открытому обмену данными, полученными на разных этапах процесса подготовки обзора. Так же, как при планировании любого проекта или при заполнении формы соответствия этическим стандартам, специалисты, выполняющие систематический обзор, должны составить план управления данными, который будет дополнять протокол исследования. В статье приведено краткое описание схемы такого плана по управлению данными конкретно при проведении систематических обзоров. Также представлено сопровождающее данный план руководство LibGuide с примерами, в который пользователи могут вносить собственные дополнения и рекомендации. Разработка модели осуществлена при финансовой поддержке Portage Network.

Систематический обзор – вид научного исследования, представляющий собой анализ опубликованных законченных работ, выполненных учёными или практикующими специалистами с целью оценки и обобщения данных в рамках чётко сформулированного вопроса с использованием заранее определённых методологии и протокола, позволяющих исключить случайные и систематические ошибки, а также для обеспечения полного отчета обо всех имеющихся исследованиях по данной теме, включая серую литературу.

  

УДК: 02:004+004.65

ГРНТИ: 13.31.23; 20.19.21, 20.15.31, 20.23.17, 20.23.21

DOI: 10.7191/jeslib.2021.1220

 

Источник:

https://escholarship.umassmed.edu/jeslib/vol10/iss4/3

В том же номере журнала представлена статья «Модели гражданского участия в процессах цифровизации. Cистематический обзор литературы» (Citizen involvement in digital transformation: a systematic review and a framework). Авторы, Кайуа Лиу (Caihua Liu) и Дидар Зоуги (Didar Zowghi), анализируют факторы, влияющие на цифровую трансформацию (ЦТ) общества, проблемы/задачи ЦТ и методы коммуникации для вовлечения граждан в эти процессы. Они предлагают систематический обзор научных статей, опубликованных в период с января 2010 по май 2021 г. и посвященных вопросам участия граждан в процессах цифровизации. На основании определенных критериев включения/исключения из первоначальных 547 статей анализу подверглись 33 статьи эмпирического характера.

Факторы успеха и противопоставленные им проблемы объединены в несколько групп, которым относятся: ценности организации, управленческие ресурсы, структура организации и компетенции сотрудников. Методы коммуникации, определяющие активное участие граждан в процессах ЦТ, также рассмотрены по трем направлениям: 1) прямая коммуникация между людьми, 2) коммуникация при помощи компьютерных средств и 3) смешанные способы коммуникации.

В статье глубоко проанализированы конкретные факторы, влияющие на цифровизацию и подразумевающие участие в ней граждан. Анализ методов коммуникации выходит за рамки рассмотрения в предшествующих работах, в которых в фокусе внимания находились, как правило, решения органов управления, а также коммуникация с использованием компьютеров. Кроме того, полученные данные позволяют разрабатывать модели участия граждан в цифровой трансформации, выбирая те или иные методы коммуникации для решения проблем, связанных с цифровизацией.

  

УДК: 021.1 + 004.8:02

ГРНТИ: 13.31.21, 13.31.19

DOI: 10.1108/OIR-04-2022-0237

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-04-2022-0237/full/html

Специалисты библиотеки Университета Алабамы (США) Карлей Ризен (Karleigh Riesen), Лэнс Майкл Симпсон (Lance Michael Simpson) и Алекс Боучер (Alex Boucher) представляют свое тематическое исследование «Программное обучение систематическим обзорам: разработка междисциплинарной модели обучения и оценки» (Programmatic instruction for systematic reviews: Developing an interdisciplinary framework for instruction and assessment).

Систематические обзоры — популярное направление научных исследований и студенческих работ, вышедшее сегодня за пределы медицинских и социальных наук. Университетские библиотеки получают все больше запросов от своих читателей и пользователей относительно этой новой для многих дисциплин методики. Университетские библиотеки обладают уникальной возможностью поддержки междисциплинарной исследовательской деятельности, и исследования показывают, что качество систематических обзоров, выполняемых студентами и профессорско-преподавательским составом вузов при поддержке библиотек, растет. Сообщается, что библиотеками Университета Алабамы была проведена серия опорных семинаров, каждую итерацию которых посетило не менее 300 человек. Наибольшей популярностью пользовались те семинары, на которых обсуждались начальные этапы работы над систематическим обзором и базовые поисковые стратегии. В статье также представлена детальная модель междисциплинарного курса по обучению методике систематического обзора.

Систематический обзор – это аналитико-синтетическая работа, представляющая статистически выверенную, всеобъемлющую информацию по конкретному вопросу, созданная с соблюдением ряда критериев: строгая методология, объективность, обобщение, воспроизводимость, критический анализ. Методология систематического обзора включает в себя несколько ключевых этапов: определение главного вопроса, поиск и отбор релевантных исследований, оценка их качества, извлечение и анализ данных, интерпретация результатов и написание систематического обзора.

Данная модель поможет библиотекарям в разработке программ обучения исследователей, занятых в различных дисциплинах. Включенные в библиотечные программы обучения систематические обзоры и связанная с этим работа позволяет увеличить присутствие библиотек в исследовательской и образовательной среде, развивать партнерские отношения с университетскими подразделениями и, в конечном итоге, повысить качество и результативность научно-исследовательской деятельности вуза. В статье обсуждается вопрос о практическом сообществе, формирование которого обеспечивает универсальность и устойчивость программы обучения. Отмечается, что библиотекари могут выступать как соавторы систематических обзоров, формализуя такую свою работу с пользователями, студентами, преподавателями и исследователями), как проверка данных и разработка методологии.

  

УДК: 027.7:378.091.2 + 001.83-047.44

ГРНТИ: 20.19.21; 12.41.51; 13.31.16

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102838

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133323001775