Очередной номер журнала Catalogue and Index, опубликованный 1 апреля 2021 г., содержит обзор материалов онлайн-конференции CIG MDG Conference Metadata and Discovery, которая прошла с 9 по 11 сентября 2020 г. на платформе Zoom (запись доступна на канале CILIP Metadata & Discovery Group: https://www.youtube.com/channel/UClJYEsN-AGCvOlFKNR98TAw/playlists). В номере представлены следующие материалы:

1. Кэтрин Салливан (Kathryn Sullivan), дискавери-менеджер библиотеки Манчестерского университета, в докладе «Метаданные в Манчестерском университете: управление большими массивами, проблемы, возможности, взаимодействие и сотрудничество» (Manchester metadata: how managing bigness can provide significant challenges and equivalent opportunities through collaboration and co-operation at University of Manchester), подробно описывает проблемы, возникающие при управлении многоформатным контентом с помощью мультисистемных метаданных, и возможности как внутреннего, так и внешнего сотрудничества.

2. Бетан Раддок (Bethan Ruddock), старший специалист по развитию, JISC; Ширли Казинс (Shirley Cousins), менеджер по обслуживанию, JISC, в докладе «Национальная библиографическая база знаний и Library Hub: последние события и текущие планы» (NBK and Library Hub: recent developments and current plans) представляют обзор услуг JISC Library Hub и Национальной библиографической базы знаний, рассказывают о потенциальных возможностях для совместной деятельности, а также дают рекомендации для «плана М», направленного на упрощение и облегчение управления потоком библиографических метаданных путем устранения ограничений и препятствий для их повторного использования.

3. Наташа Аберроу-Джонс (Natasha Aburrow-Jones), системный библиотекарь Библиотеки адвокатов (Эдинбург, Шотландия) в докладе «Каталогизация сериальных изданий: Обзор панельной дискуссии на конференции MDG 2020 (7-11 сентября 2020 г.)» (Reviewing the serials cataloguing landscape: a panel discussion for the MDG 2020 Conference (7th-11th September, 2020)) подводит итоги панельной дискуссии по каталогизации сериальных изданий, в ходе которой участники обсудили множество вопросов, начиная от "что такое сериальное издание?" и заканчивая "мертв ли MARC в отношении каталогизации сериальных изданий?", а также вопросы, связанные со службами генерации оглавлений, RDA и централизованной индексацией.

4. Томас Михан (Thomas Meehan), руководитель отдела каталогизации и метаданных библиотечных служб Университетского колледжа Лондона в докладе «Реклассификация незападного искусства в библиотеке Университетского колледжа Лондона» (The reclassification of non-Western art at UCL library) рассказывает о проекте, в котором пришлось решать некоторые этические проблемы предвзятого отношения к незападному искусству (особенно в отношении африканского искусства). В статье подробно описываются все пройденные процедуры, технические проблемы и извлеченные уроки, которые могут быть применены к аналогичным небольшим проектам.

5. Д-р Карен Э. Маколей (Karen E. McAulay), Королевская консерватория Шотландии, в докладе «Золушка из Stationers’ Hall: музыка (и метаданные) георгианской эпохи в библиотеках-депозитариях» (The Cinderella of Stationers’ Hall: music (and metadata) in Georgian legal deposit libraries) рассказывает о важности точной и подробной каталогизация нотных записей в исторических музыкальных коллекциях, охраняемых авторским правом Соединенного Королевства и о своей работе в рамках музыкального исследовательского проекта «Claimed From Stationers’ Hall».

6. Мартин Келлехер (Martin Kelleher), менеджер метаданных Ливерпульского университета, в докладе «Преобразование локальных авторитетных заголовков в глобальные с использованием данных OCLC Worldshare в Ливерпульском университете» (Going to the Co-Op: converting authority headings from local to global headings using data from OCLC Worldshare at the University of Liverpool) рассказывает о проблемах, связанных с этим процессом, и поиске путей их решения.

7. Доклад Дженни Мэй (Jenny May), координатора служб метаданных Имперского колледжа Лондона и советника по метаданным Консорциума по приобретению ресурсов Южных университетов, «Темные искусства: партнерство в области метаданных и закупок для повышения ценности библиотек» (Dark arts: partnering metadata and procurement to invoke greater value for libraries) основан на презентации, представленной совместно с Гэвином Филипсом (Gavin Philips) и посвященной работе Консорциума по приобретению ресурсов Южных университетов (SUPC) по обеспечению соблюдения стандартов метаданных в рамках рамочных соглашений о закупках UKUPC.

8. Эмма Бут (Emma Booth), специалист по метаданным электронных ресурсов библиотеки Манчестерского университета, в докладе «Пропаганда качественных метаданных: готовые к хранению записи MARC и Рамочное соглашение о консорциумах» (Advocating for quality metadata: shelf-ready MARC records and the Joint Consortia Framework Agreement) выступает за качественные метаданные в рамках Рамочного соглашения о консорциумах в отношении готовых к хранению записей MARC. В докладе содержится краткое изложение основных моментов и рекомендаций по результатам оценки качества готовых к хранению метаданных.

9. Алан Данскин (Alan Danskin), менеджер по стандартам метаданных Британской библиотеки, в докладе «Реализация RDA 3R: планы Британской библиотеки» (RDA 3R implementation: British Library plans) рассказывает о планах внедрения RDA 3R в Британской библиотеке и напоминает, что 15 декабря инструментарий RDA переходит на новую версию.

  

УДК: 02

ГРНТИ: 13.31

 

Источник:

https://cdn.ymaws.com/www.cilip.org.uk/resource/collection/F71F19C3-49CF-462D-8165-B07967EE07F0/C&I201.pdf

Вниманию читателей предлагается статья «Инструментарий для представления диссертаций в формате викиданных» (Introducing the Wikidata Thesis Toolkit). Авторы – Хелен Уильямс (Helen Williams), библиотека Лондонской школы экономики, и Рут Элдер (Ruth Elder), библиотека Йоркского университета, Великобритания.

«Инструментарий» явился результатом проекта, осуществленного авторами, которые разработали процедуру трансформации метаданных научных диссертаций в викиданные (Wikidata).

Викиданные понимаются как структурированная база данных, функционирующая как центральное хранилище данных для всех проектов Викимедиа. Это бесплатная и открытая база знаний, содержащая данные на многих языках, которые могут быть прочитаны, отредактированы и повторно использованы как людьми, так и цифровыми средствами. Главная задача данного проекта заключалась в том, чтобы использовать все преимущества викиданных для диссертаций и разработать устойчивый процесс переноса диссертационных метаданных (обязательных для институциональных репозиториев и больших массивов данных) в викиданные. Таким образом обеспечивается глобальный доступ к научной информации.

Отмечается, что временные затраты на приобретение библиотекарями навыков работы с викиданными оправдываются повышением эффективности обеспечения доступа к ресурсам библиотеки, в частности, к докторским диссертациям университетов. Это соответствует стратегическому приоритету университетских библиотек и вузов —максимально открытый доступ к результатам научных исследований, видимость научного контента. Также это будет способствовать утверждению роли университета как генератора научного знания, открытого для национального и глобального сообщества. Уникальные идентификаторы, присваиваемые научным работам, сделают контент, созданный в том или ином университете, и его элементы частью экосистемы открытых связанных данных. Также информация о докторских диссертациях будет обнаруживаться поисковыми системами, которые собирают информацию, обращаясь, в том числе, к викиданным.

В практическом смысле инструментарий, который предстоит освоить библиотекарям, представляет собой следующее:

• ресурсы, знакомящие библиотекаря с основами викиданных, и базовые сведения;

• рекомендованные ознакомительные материалы;

• руководство по созданию аккаунта;

• практические задания, позволяющие получить и развить навык редактирования викиданных;

• руководство по подготовке данных и их редактированию в OpenRefine, выверке имен и названий по викиданным, созданию идентификаторов Qids для авторов и заглавий диссертаций;

• инструкции, обучающие тому, как привязать диссертацию к внешним идентификаторам, а страницы Википедии — к диссертации;

• обучение использованию языка запросов SPARQL для визуализации данных в тех случаях, когда это невозможно сделать через университетский репозиторий.

Использование викиданных дает дополнительные преимущества исследовательским коллективам, диссертантам и другим выпускникам университетов, а также утверждает роль библиотеки как информационного хаба, позволяет продвигать уникальный контент университетской библиотеки, который может быть понят и использован на просторах семантического веба.

  

УДК: 001.103.2:027.7 + 004.658:(043.3)

ГРНТИ: 13.31.91, 13.31.19; 20.23.29, 20.15.31

 

Источник:

https://journals.cilip.org.uk/catalogue-and-index/article/view/622