В статье «Меняем ли мы жизни людей? Отношение библиотекарей к справочно-информационному обслуживанию как к деятельности во имя социальной справедливости» (“We Bring Change to the People” or Not: Understanding Librarians’ Views on Reference and Information Service as Social Justice Work) Эми Ванской (Amy VanScoy) представляет результаты дополнительного качественного исследования, проведенного по методу Q-методологии. Цель исследования заключается в определении внутренней структуры установок и мнений пользователей. Q-методология является качественным методом в том смысле, что используются выборки небольших размеров, и в то же время количественным, так как для анализа данных используются сложные статистические методы. Респондентами стали 66 представителей библиотек разных типов из Словении, Южной Африки и США. В рамках первоначального оригинального исследования многие его участники отметили утверждение «библиотекарь — агент [социальных] перемен» как важную концептуализацию справочно-информационного обслуживания. Для прояснения данного результата и для понимания того, как библиотекари представляют себе — или не представляют — эту роль, были проанализированы качественные данные, также имеющие отношение к данному утверждению. Было обнаружено, что для библиотекарей, которые видят себя как агентов перемен, эти перемены есть обязательства, которые накладывает на них сама профессия. Кроме того, в их представлении, перемены реализуются на различных уровнях: индивидуальном, организационном и общественном. Результаты анализа показали, однако, что принцип нейтральности справочно-информационного обслуживания не позволяет некоторым библиотекарям принять на себя активную общественную роль, в том числе, в отстаивании гражданских прав и свобод.

  

УДК: 025.5:021.1

ГРНТИ: 13.31.35; 20.15

DOI: 10.1086/723846

 

Источник:

https://www.journals.uchicago.edu/doi/10.1086/723846