Кэтрин Гриноч (Catherine T. Grynoch) из Медицинской школы Университета Массачусетса, в статье «Общее в подходах к ведению и переносу электронных исследовательских журналов» (Finding Connections in Policies Covering Electronic Laboratory Notebook Retention and Transferal), представила кейс-стади, основанное на данных веб-сайтов 25 университетов. Была проанализирована политика исследовательских организаций в отношении электронных лабораторных журналов, их ведения, защиты и передачи научно-исследовательских данных.
УДК: 002.1:004
ГРНТИ: 20.01; 50.53
Источник:
В журнале Library Management (том 42, выпуск 1/2) опубликована статья Джейшри Мамторы (Jayshree Mamtora) из Университета Джеймса Кука (Таунсвилл, Австралия) и Прашанта Панди (Prashant Pandey) из Университета Флиндерса (Аделаида, Австралия) «Переосмысление доступа к исследованиям» (Reframing research access). В ней авторы рассказывают об опыте использования в Университете Чарльза Дарвина (Charles Darwin University) трехстороннего подхода к результатам исследований: был разработан единый интерфейс для повышения их доступности и обнаружения, объединены соответствующие методики и процедуры и реализованы программы обучения для поддержки нового портала. Принципы FAIR (Findable, Accessible, Interoperable and Reusable) – легкость обнаружения, доступ, функциональная совместимость и возможность повторного использования – делают результаты исследований, проводимых Университетом Чарльза Дарвина, более заметными и доступными для ученых, что способствует развитию сотрудничества как на локальном, так и на международном уровне.
УДК: 001.892
ГРНТИ: 12.41.45
Источник:
https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-10-2020-0155/full/html
Авторы Джейсон С. Янг (Jason C. Young), Брэндин Бойд (Brandyn Boyd), Катя Ефимова (Katya Yefimova), Стейси Ведлейк (Stacey Wedlake), Крис Кауард (Chris Coward) и Рольф Хапель (Rolf Hapel) опубликовали совместную статью «Роль библиотек в борьбе с ложной информацией: постановка проблемы» (The role of libraries in misinformation programming: A research agenda), в которой говорится о том, что в последние несколько лет дезинформация и фейковые новости распространились по платформам социальных сетей и сообществам, что имеет серьезные социальные и политические последствия. Библиотекари уверены, что могут и должны играть центральную роль в просвещении населения и борьбе с дезинформацией, однако при этом отсутствует понимание того, какими средствами и на какой основе эта борьба должна осуществляться. В данной статье, на основании анализа интервью и результатов обсуждений на семинаре, проведенном среди сотрудников публичных библиотек штата Вашингтон, очерчена новая область исследований. Обобщены эмпирические данные. Выявлены три направления, по которым научное сообщество могло бы помочь библиотекам эффективно решать проблемы, связанные с дезинформацией, фейковой информацией и т.п. Это разработка эффективных программ, инструментария, релевантного возникающим проблемам подобного характера, а также понимание политического и экономического контекста, который ограничивает свободу библиотек в обращении к неоднозначным темам, а порой ставит под угрозу их финансирование и сотрудничество с тем или иным сообществом. Рассмотрены форматы разработки программ, как уже существующих, так и перспективных и наиболее эффективных с точки зрения библиотекарей. Под форматами здесь подразумеваются различные типы и формы организации публичных мероприятий, проводимых в библиотеках. На сложную информационную экосистему, в которой возможно появление ложной информации, можно воздействовать, в частности, методами обучения технологической грамотности. Проведенное исследование носит пилотный характер и открывает возможности для более глубокого изучения проблемы, что поможет публичным библиотекам реализовать свой потенциал в борьбе с дезинформацией.
УДК: 021.4:001.9
ГРНТИ: 12.01; 13.31; 20.15.31; 50.41.25
Источник:
Статья сотрудников библиотек двух университетов, Утрехтского и Лейденского (Нидерланды), Йерона Сондервана (Jeroen Sondervan), Арьяна Схалкена (Arjan Schalken), Йана де Боэра (Jan de Boer) и Саскии Вутерсен-Виндхауэр (Saskia Woutersen-Windhouwer) носит название «Коллективное использование малых научных публикаций в институциональных репозиториях по истечении шести месяцев после публикации. Реализация статьи 25fa («поправка Таверне») Закона об авторском праве Нидерландов» (Sharing published short academic works in institutional repositories after six months. The implementation of the article 25fa (Taverne Amendment) in the Dutch Copyright Act). Национальный план поддержки открытой науки предусматривает реализацию амбициозного плана по обеспечению 100-процентного открытого доступа к научным публикациям. Согласно плану, эта цель должна была быть достигнута уже к 2020 г. Однако на самом деле в 2020 г. открытый доступ обеспечен к 70-75% статей. До недавнего времени Нидерланды отдавали предпочтение традиционной модели обеспечения открытого доступа, так называемого «золотого маршрута» — через платформы журналов и издательств. Как правило, это дорогостоящий вариант, кроме того, не позволяющий охватить все статьи и иные виды публикаций. Начиная с 2015 г., с принятием статьи 25fa (известной также как «поправка Таверне»), закон об авторском праве позволяет задействовать также «зеленый маршрут», то есть открытый доступ через надежные репозитории. Благодаря данной поправке ученые получили возможность обмениваться небольшими научными работами (например, статьями или главами из книг в сборниках), минуя ограничительные указания издателей. Аналогичное законодательство в области авторского права (право обмениваться научными работами) в той или иной мере действует или принято к рассмотрению в других странах Европейского союза, таких как Германия, Бельгия и Франция. С февраля по август 2019 г. все нидерландские университеты-участники пилотного проекта ‘You Share, we Take Care!’ («Вы обмениваетесь, остальное — наша забота») тестировали, как данная поправка к закону об авторском праве может интерпретироваться и использоваться организациями для реализации открытого, «зеленого» доступа и политики самоархивирования. В 2020 г. были предприняты шаги для расширения сферы применения данной поправки. В статье раскрыт механизм реализации маршрута открытого доступа, описаны результаты пилотного проекта и опыт университетов Утрехта и Лейдена по его реализации и ознакомлению с ним исследователей с момента запуска и до начала 2021 г. Ведущая роль библиотек заключалась во внедрении данной модели на уровне их материнских организаций и выстраивании политики доверия. Авторы указывают, что было бы целесообразно привести законодательство европейских стран к общему знаменателю. Не так давно Европейская комиссия заявила, что намерена изучить определенные аспекты авторского права, с тем чтобы обеспечить возможность обмена, без каких-либо ограничений, рецензированными статьями, опубликованными при финансировании из государственных бюджетов.
УДК: 025.5:004.77+347.78
ГРНТИ: 13.31; 10.41; 20.23.29
DOI: 10.53377/lq.10915
Источник:
Автор Черн Лай Лью (Chern Li Liew) (Школа управления информацией, Университет Виктории в Веллингтоне, Новая Зеландия) представляет статью «Национальные институты по сохранению наследия: политика в сфере социальных сетей и управление рисками. Контент-анализ» (National memory institutions' social media policies and risk management: a content analysis). В современных дискурсах социальные сети воспринимаются организациями как некая возможность, которую необходимо использовать, но иногда и как риск, которого следует избегать или свести к абсолютному минимуму. Автор задается вопросом о том, как строится политика организаций по управлению рисками при взаимодействии с социальными сетями, каким образом происходит регулирование и управление этими процессами и связанными с этим практиками. В настоящее время отсутствует литература, посвященная управлению данными рисками в организациях, призванных сохранять культурную память (библиотеках, архивах, музеях, галереях), для которых, однако, взаимодействие с социальными сетями является необходимостью, продиктованной требованиями гражданского общества. В данном исследовании сделана попытка ликвидировать этот пробел. Названы потенциальные риски (юридические, репутационные, поведенческие) и стратегии их преодоления, принимаемые национальными институтами.
Данное исследование строится на обширном обзоре литературы и анализе политики управления рисками при взаимодействии с социальными сетями в различных сферах деятельности. На этой основе выявлены сопоставляемые характеристики. Названо восемь моделей политики, принятых национальными институтами по сохранению культурного наследия. В рамках контент-анализа определены 8 базовых направлений разработки стратегии организации и 36 характеристик, которые так или иначе должны быть приняты во внимание. К стратегическим направлениям относятся такие вопросы, как управление профилями, управление пользовательской аудиторией, правила использования, защита институциональных интересов, юридическая основа, цели, природа постов в сетях и информация, отсылающая к источнику. Обозначены проблемы в данной области, на которые будет направлено внимание будущих исследователей.
УДК: 004.773:316.77
ГРНТИ: 19.31; 13.31, 13.51, 13.71; 31.93.29
Источник:
https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-09-2020-0421/full/html
В первом номере журнала за 2022 г. опубликована статья Брэди Лунда (Brady Lund) «Сначала стратегия, потом технологии» (Policy Before Technology. Don’t Outkick the Coverage). В погоне за новейшими и интереснейшими технологическими достижениями часто не обращают должного внимания на некоторые аспекты их практического применения. Безусловно, на современном этапе внедрение новейших технологий позволяет библиотеке продемонстрировать свою ценность. Между тем, их использование может иметь дополнительные, потенциально неприятные последствия; в частности, под угрозой оказывается безопасность и конфиденциальность данных, вероятным становится ограничение доступности, риски для здоровья, возникновение барьеров в образовании, распространение ложной информации. В статье рассмотрены две популярные технологии, инновационные для библиотек – виртуальная реальность и анализ данных. С ними, в частности, связаны угрозы, которые можно предусмотреть в стратегических решениях библиотек, например, в виде особых правил использования технологий виртуальной реальности в библиотеке, требующих обязательного инструктажа пользователей. Подчеркивается, что сама библиотека не в состоянии оценить все угрозы и риски использования новейших технологий, хотя это следует сделать до того, как они будут внедрены.
УДК: [025.5:004.77]:004.056
ГРНТИ: 19.31; 13.31.11
Источник:
В июле в журнале Library Management опубликована статья Деграфта Джонсона (De-Graft Johnson) и Франциски Йаба Асанте (Francisca Yaba Asante) «Роль университетских библиотек в достижении качественного образования как цели устойчивого развития» (Role of academic libraries in the achievement of quality education as a sustainable development goal). Объектом изучения стали библиотеки четырех университетов Ганы. В каждой из них было отобрано по четыре респондента, занимающих должности директора библиотеки, его заместителей и двух рядовых библиотекарей. Первичные данные были получены в рамках полуструктурированных интервью, наблюдений и изучения документов. Результаты были проанализированы, представлены в описательной форме и интерпретированы.
В ходе исследования было обнаружено, что в большинстве своем библиотекари осведомлены о Четвертой Цели устойчивого развития (ЦУР4). Библиотеки обеспечивают предоставление релевантных материалов для обучения студентов информационной грамотности и участие пользователей в систематических программах по данному профилю, поддерживая их осведомленность о ЦУР4. Поскольку библиотеки не имеют собственной стратегии в отношении ЦУР, они ориентируются в своей деятельности на документы ООН, посвященные повестке устойчивого развития, в целом, и ЦУР4, в частности; а также на политику своих университетов по информационному обслуживанию и обучению. Исследование было проведено на базе университетских библиотек Ганы с использованием методики целевой выборки, что не позволяет говорить о высокой степени обобщения. Результаты исследования помогут университетским библиотекам и библиотекарям в реализации ЦУР4, в том числе позволят сформулировать библиотечную политику в этом направлении. Кроме прочего, на этой же основе разработаны систематические рекомендации. Новизна данного исследования состоит в том, что утверждается роль университетских библиотек в актуализации ЦУР4 в Гане и разработке рекомендаций для библиотекарей и библиотек. Отечественным ученым будет полезным ознакомиться с кругом исследовательских проблем в области библиотечного дела, на стыке научных дисциплин и всемирной повестки устойчивого развития.
УДК: 027.7:[37.016:002]
ГРНТИ: 30.31; 20.15.31, 20.51
DOI: 10.1177/09610006211020104
Источник:
https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-02-2022-0013/full/html
Принципы FAIR (легкость обнаружения, доступ, функциональная совместимость и возможность повторного использования) разработаны с целью обеспечения многократного использования научных и исследовательских данных и должны стать основополагающими для научно-исследовательских и образовательных учреждений. Этой теме посвящена статья Клары Ллебо (Clara Llebot) и Дайаны Кастильо (Diana J. Castillo) из Университета шт. Орегон, США, «Придерживаются ли американские организации принципов FAIR в отношении научных данных? Контент-анализ» (Are Institutional Research Data Policies in the US Supporting the FAIR Principles? A Content Analysis). Рассмотрена политика в отношении исследовательских данных, принятая в «передовых исследовательских учреждениях» США. Авторы анализируют, каким образом принятая научными учреждениями политика в отношении таких данных стимулирует исследователей к соблюдению этих принципов. Использована методика контент-анализа: на основании предшествующих исследований выбран 31 критерий для оценки политики 40 учреждений, в документах которых дано определение научно-исследовательских данных и приведены принципы, которыми должны руководствоваться исследователи. При этом анализ показал, что декларируемые принципы не означают их реализацию. Более того, само понятие FAIR упоминается лишь в одном документе. В половине документов, определяющих политику исследовательских учреждений, говорится об обмене данными; еще в 11 данная концепция присутствует в контексте условий предоставления финансирования. Разделы, посвященные доступу и сохранности данных, составлены в большинстве случаев без учета данных, доступ к которым должен быть открыт для широкой публики. В 29 случаях политика учреждений не предусматривает документирование данных. Авторы утверждают, что разработка политики в соответствии с принципами FAIR может повлиять на то, какую поддержку будут получать исследователи от своей организации.
УДК: 001.103:001.89(73)
ГРНТИ: 20.21; 12.31
DOI: 10.7191/jeslib.614
Источник:
https://publishing.escholarship.umassmed.edu/jeslib/article/id/614
В статье Лео Ло (Leo S. Lo) «Международная политика в области искусственного интеллекта: значение и рекомендации для библиотек» (AI policies across the globe: Implications and recommendations for libraries) перспективная политика в отношении использования технологии искусственного интеллекта и ее влияние на библиотеки рассматривается на основе сравнительного анализа законодательных актов США, Великобритании, Европейского Союза, Канады и Китая. Искусственный интеллект (ИИ) революционизирует работу библиотек, при этом он ставит перед ними сложные проблемы, связанные с этикой, вопросами конфиденциальности данных и равенства доступа. В статье рассмотрены решения, предложенные названными странами, в этих и других ключевых направлениях. Автор указывает также на области, требующие дополнительной проработки, такие как необходимость специальных рекомендаций по исключению предвзятости в системах ИИ, а также вопросы конфиденциальности личных данных. Даются практические рекомендации для библиотек, которые должны не только адаптироваться к предлагаемой политике, но и активно вносить свой вклад в ее разработку. Выбор стран для сравнительного анализа объясняется их значимостью как игроков на мировом пространстве ИИ при разнообразии подходов к регулированию использования этих технологий, от политики минимального вмешательства и поддержки инновационных решений, характерной для Великобритании, до основанном на анализе рисков универсальном подходе ЕС. Красной нитью в статье проходит мысль о безусловном влиянии принимаемых решений на развитие библиотек; приводятся практические рекомендации для библиотек, такие как учреждение комитетов по этике использования ИИ, подготовка установочных документов, совместная с библиотечными ассоциациями поддержка политики инклюзивности и равенства. Автор предлагает рассматривать законодательные акты, принимаемые в различных странах, как «дорожную карту» для библиотек на неизведанном поле использования технологии ИИ. Помимо этого, библиотеки должны использовать свои возможности для обучения ИИ-грамотности в защиту прозрачности, ответственности, критического отношения к продуктам, сгенерированным ИИ.
УДК: 004.8:02 + 021.89
ГРНТИ: 28.23; 13.31.20
DOI: 10.1177/03400352231196172
Источник:
https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352231196172
Начало января 2024г. журнал отметил большой статьей «Обзор года 2023: события, повлиявшие на библиотеки и библиотечных работников» (2023 Year in Review. A look back at news that affected libraries and library workers). Тема, сменившая на страницах американской профессиональной печати популярную тему пандемии, касается запрета книг и реакции на это библиотек. Несколько разделов обзора посвящено именно ей. Отметим, что вопросы запрета на комплектование/выдачу сомнительных в этическом отношении книг рассматриваются не столько на федеральном уровне, сколько на уровне штатов и местных сообществ. В целом, американское библиотечное сообщество считает своей обязанностью обеспечивать свободный доступ ко всей информации и противостоять тенденции к запретам. Можно наблюдать, как в профессиональном и публичном пространстве происходит борьба между двумя тенденциями. Так, губернатор шт. Иллинойс подписал закон, позволяющий задерживать финансирование библиотек, изымающих книги из обращения по необъявленным причинам и отказывающихся принимать Библиотечный билль о правах Американской библиотечной ассоциации (ALA). Аналогичный закон принят в шт. Калифорния в отношении школьных библиотек. Кроме того, многие библиотеки, книгораспространители и издатели, а также Фонд ALA «Свобода читать» (Freedom to Read Foundation) возбудили в прошедшем году судебные иски против запрета книг, ссылаясь на Первую поправку к Конституции США. Между тем, некоторые библиотеки уровня штатов (шт. Миссури, Монтана, Южная Калифорния, Техас) выражают свое несогласие с общедоступностью литературы спорного характера тем, что прерывают свое членство в ALA.
В июне 2023 г. ALA отметила 70-летие своего «Заявления о свободе чтения», призвав издателей, авторов, библиотеки и все книжное сообщество подтвердить свою верность принципам, провозглашенным в документе, первый из которых гласит «Свобода чтения — условие демократии». Бывший президент США Барак Обама 17 июля 2023 г. опубликовал открытое письмо американским библиотекарям, в котором говорится: «В самом буквальном смысле вы находитесь на передовой ежедневной борьбы за то, чтобы весь возможный спектр мнений, точек зрения и идей был доступен каждому».
На ежегодной конференции и выставке ALA, состоявшейся летом 2023 г. в Чикаго, были приняты новые «Стандарты библиотечного обслуживания лиц в местах лишения свободы и задержания» (Standard for Library Services for the Incarcerated or Detained). Ранее, в апреле 2023 г. был представлен Акт о тюремных библиотеках, согласно которому, в случае принятия, на обновление материалов и наем библиотекарей в тюремные библиотеки будет выделено 60 млн долларов.
Популярной темой года стало появление генеративного искусственного интеллекта, что многие рассматривают как угрозу авторским правам или даже существованию некоторых профессий, в том числе библиотечных. В этой связи Гильдия авторов и еще 17 независимых писателей США выдвинули иск против компании OpenAI, запустившей чат-бот ChatGPT. Заявители считают, что использование компанией их работ как части данных, включенных в обучение чат-ботов, является нарушением авторских прав.
Как тенденция на издательском рынке в обзоре отмечена консолидация книгоиздательской индустрии, последствия которой могут негативно сказаться на доступности информации. Общество и государство пытаются противодействовать этому. Так, федеральным судом была блокирована продажа издательства Simon & Schuster компании Penguin Random House, однако в августе 2023 г. владелец издательства, крупнейшая медиакомпания Paramount, объявила о продаже издательства частной инвестиционной компании KKR, лидеру поставки цифрового контента библиотекам.
В марте 2023 г. Федеральная комиссия по коммуникациям объявила о выделении грантов в размере 66 млн долларов на поддержку проектов по программе доступной связи. Программа предусматривает предоставление специальных скидок на Интернет-обслуживание некоторым категориям семей, а также семьям на территориях традиционного проживания коренных народов. Подавать заявки на грант могут и библиотеки.
Американские библиотеки рассматривают свою обязанность в поддержке пользователей не только в узкопрофессиональном или информационном аспекте, но и как реальную материальную и социальную поддержку. Повсеместно организуются кампании по раздаче медицинских и гигиенических средств, собираются дискуссионные клубы, проходят художественные программы с участием подростков, предоставляется доступ в Интернет, прокат мобильных телефонов, книги и медианосители доставляются на дом, например, молодым родителям. Все это служит сплочению и организации местного сообщества.
УДК: 342.732 + 004.8:021 + 027.6(73)
ГРНТИ: 13.31.11, 13.31.19, 13.31.21, 13.31.35; 20.15.31; 19.31; 13.31.91
Источник:
https://americanlibrariesmagazine.org/2024/01/02/2023-year-in-review/
В своей статье «Университетские библиотекари, искусственный интеллект и ИИ-грамотность: задачи, обязанности, ответственность» (Academic Librarians in Times of AI and AI Literacy: Tasks, Responsibilities, and Leadership) Пламен Милтенофф (Plamen Miltenoff), Университет Миннесоты, Дулут, США, исследует вопросы практического взаимодействия библиотечных специалистов с искусственным интеллектом (ИИ).
Необходимость просвещения всех заинтересованных сторон в области использования ИИ заставляет высшие учебные заведения формулировать свою политику и тактику, исходя из общегосударственной стратегии в данной области. Библиотекари и информационные специалисты, имеющие огромный опыт в обучении информационной, цифровой и медийной грамотности, способны стать наилучшими проводниками грамотности в области ИИ. В статье описан и проанализирован опыт университетских библиотекарей в данном направлении. Практический опыт в консультировании, обучении и обеспечении научных коммуникаций, в частности, в вопросах соблюдения авторских прав, принципов конфиденциальности и других вопросах юридического и этического характера, а также педагогические навыки делают их незаменимыми участниками процесса принятия технологий ИИ в университетском кампусе.
УДК: 004.8:021.1 + 025.5:027.7
ГРНТИ: 13.31.19; 20.15.31
DOI: 10.1080/10572317.2024.2381182
Источник:
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2024.2381182
В своей статье «Политика открытой науки с точки зрения представителей фундаментальных дисциплин с научной периферии» (Open science policies as regarded by the communities of researchers from the basic sciences in the scientific periphery) Алехандра Манко (Alejandra Manco), Университет Клода Бернара, Лион, Франция, рассматривает различные аспекты влияния политики открытой науки на производство знаний в фундаментальных науках: в биологии, химии, физике. В исследовании применены качественные методы, в частности метод контент-анализа. Всего проведено 17 полунаправленных интервью ученых двух стран, Бразилии и Перу.
В полунаправленных интервью интервьюер имеет список тем, которые должны обсуждаться в ходе опроса. В рамках отдельной темы интервьюируемый высказывается свободно, в случае необходимости интервьюер помогает интервьюируемому с формулировками высказываний.
По мнению респондентов, политика открытой науки влияет не на все этапы цикла производства научного знания. Так, например, опрошенные представители трех разных дисциплин отметили, что формат научной коммуникации не претерпевает никаких изменений, и по-прежнему предпочтительным форматом является научная статья. Также интервьюируемые не увидели никакого влияния политики открытой науки на результативность научных исследований.
Главными следствиями реализации такой политики ученые считают доступ к исходным научным данным, доступ к результатам исследований, возможность многократного использования, а также использования параданных и кодов. Концепцию открытой науки респонденты называли фундаментальной для определения целей и задач научных исследований.
Отмечены несколько элементов влияния открытой науки на процессы создания научного знания. Во-первых, это совершившийся культурный сдвиг, зависящий, однако, от конкретной дисциплины, возраста и опыта исследователя. Автор статьи указывает на ускорение работы коллабораций, что означает, что доступ к информации и данным помогает преодолеть неравенство – у всех участников одинаковая стартовая позиция.
Открытая наука означает также расширение сотрудничества и активный обмен идеями. Неформальный обмен мнениями с коллегами делает проект видимым и позволяет получить более качественный финальный продукт, но формализуется такой контакт значительно реже, преимущественно в форме соавторства, и не трансформируется в разделение труда в рамках больших транснациональных команд. Отмечаются такие неблагоприятные аспекты, как временные затраты на очистку данных, возможность нежелательных заимствований и прочие этические вопросы, связанные с открытым доступом к научной информации, процветание хищнических журналов.
Основной ожидаемый эффект политики открытой науки — это доступ к научным исследованиям, к исходным данным, использование открытых научных данных и кодов в качестве источников. Вывод, который делает автор, состоит в том, что такая политика должна быть главным образом нацелена на научный процесс как таковой, а не его результат или продукт.
УДК: 001.83 + 002.1-021.341
ГРНТИ: 12.31.31, 12.21.65, 12.41.55
Источник:
https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/oir-03-2023-0135/full/html
Сара Бенсон (Sara R. Benson), Мелисса Очепек (Melissa Ocepek) и Сийао Чен (Siyao Cheng), Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн, США, представили результаты проведенного ими исследования в статье «Защита культурного наследия коренных народов: Дельфи-метод в изучении международного законодательства в области традиционных форм культурного самовыражения» (Protecting indigenous cultural heritage across borders: A Delphi study of international traditional cultural expression laws).
С 2000 г. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) работает над проблемой сохранения традиционных форм самовыражения на международном уровне. В международном юридическом поле появлялось немало версий принципов защиты традиционных форм самовыражения, комментариев и дополнений к этим документам. Однако ни одного обязывающего договора так и не было заключено. В ходе исследования для решения данной проблемы была привлечена экспертная группа юристов, обладающих опытом в деле защиты традиционного культурного наследия и способны указать на области достижения международного консенсуса. В исследовании применен метод Дельфи.
Метод Дельфи — это способ коллективного решения задач с помощью анонимного анкетирования экспертов, который проводится в несколько этапов. Цель опроса — собрать индивидуальные мнения экспертов и принять общее решение на их основе. Метод получил название в честь дельфийского оракула.
В онлайн-анкетировании приняли участие 37 человек; интервьюирование прошли 29. Эксперты представляли все пять мировых регионов по определению ЮНЕСКО и 23 страны мира. Из 29 интервьюированных экспертов девять отнесли себя к представителям коренных народов, а 17 сообщили, что являются юристами.
Согласно данным опроса, в наибольшей степени эксперты выразили свое согласие с необходимостью принятия обязывающего международного соглашения о защите традиционных форм культурного самовыражения. Самыми частыми ответами о задачах такого договора среди опрошенных были следующие: возвращение похищенных артефактов коренного населения, международная юридическая ответственность за соблюдение норм защиты, обеспечение сохранения традиционных культурных форм самими коренными народами и учреждение минимальных стандартов по международной защите традиционных форм культурного самовыражения.
В ходе проведенных интервью большинство экспертов назвали элементы, которые должны быть включены в определение традиционных форм культурного самовыражения. Эти элементы отражают их межпоколенческий характер, материальную и нематериальную природу, культурную ценность, автохтонный или местный контекст, эволюционность, надзор за соблюдением со стороны сообщества.
Результаты исследования позволили выявить разделы национальных законодательств, выполняющих задачу защиты традиционных форм культурного самовыражения в границах той или иной страны, а также национальных законов, которые могут распространяться на некоторые другие области или предусматривать ответственность в этих областях. Авторский коллектив обобщил и сформулировал вопросы, по которым достигнут и не достигнут консенсус международных экспертов, участвовавших в данном проекте.
Авторы считают, что результаты исследования могут помочь ВОИС и другим международным организациям при формировании принципов защиты и сохранения культурного наследия коренных народов и автохтонных сообществ. Кроме того, использование опыта национальных законодательных систем в данной сфере поможет гармонизировать международные усилия. Авторы выражают надежду, что их исследование обогатит повестку ВОИС и послужит отправной точкой для изучения вопросов, оставшихся за пределами данного исследования, таких как традиционное знания и защита генетического ресурса, которые также находятся в фокусе внимания Межправительственного комитета ВОИС.
УДК: 021.6:008(100) + 002.1:347.78
ГРНТИ: 13.11.44, 13.31.21, 13.31.17; 10.41.91
DOI: 10.1177/03400352251321191
Источник:
В своей статье «Разработка политики использования генеративного искусственного интеллекта в университетах Великобритании» (The development of policies on generative artificial intelligence in UK universities), Томас Уилсон (Thomas D. Wilson), Шведская школа библиотековедения и информатики, Университет Бороса, Швеция, обращается к теме, актуальной для научно-исследовательских и образовательных организаций, которые все активнее принимают технологии генеративного искусственного интеллекта (ИИ), пользуются их преимуществами и решают связанные с ними проблемы и задачи. В частности, автор указывает на то, что вторжение генеративного ИИ нарушило традиционную практику высшего образования, что требует трансформации образовательной политики академических учреждений в сложившихся условиях.
В 2023 г. группа университетов «Рассел» опубликовала коллективное заявление, в котором декларированы следующие принципы:
1. Поддержка студентов и преподавателей в формировании ИИ-грамотности.
2. Формирование компетенций сотрудников для обеспечения добросовестного и грамотного использования ИИ студентами.
3. Адаптация процессов обучения и оценки с учетом этики использования ИИ.
4. Обеспечение академической строгости и добросовестности.
5. Коллективная работа и обмен опытом.
Группа «Рассел» — объединение 24 университетов Великобритании, созданное в 1994 г., чтобы представлять интересы вузов. По данным 2012 г., в совокупности на данную группу приходилось две трети всех исследовательских грантов и финансирования исследовательских контрактов в Великобритании и 56 % всех присуждённых в Великобритании докторских степеней.
Автор исследует, как университеты группы «Рассел» реализуют заявленные ими принципы и в какой степени сформирована политика в области ИИ в образовательных организациях, не входящих в данную группу. Выявлены общие для большинства университетов принципы: академическая добросовестность и разработка системы оценки; этичное использование ИИ и формирование цифровой грамотности; обучение и поддержка преподавательского состава; прозрачность и коммуникация; актуальность исследований по проблемам использования ИИ и их оценка.
Автор указывает на различные теоретические основания построения политики университетов в области использования ИИ: это институциональная теория, согласно которой политика формируется под влиянием внешних факторов — законов, стандартов, социальных норм; теория коалиции взаимозависимости организованных групп – в данном случае студентов, преподавателей, администрации, технических специалистов; теория рационального выбора; теория диффузии политики — политика, принятая одной ветвью власти/страной, проникает в другие ветви власти или страны; теория прерывистого равновесия социальных систем.
Автор указывает на то, что не во всех случаях образовательные организации обладают достаточными ресурсами для выработки собственной политики в области ИИ, а также приходит к выводу о необходимости постоянного сотрудничества, разработки политики, оперативного реагирования на потребности студенческой аудитории.
УДК: 004.8:378.147(410)
ГРНТИ: 14.01.87; 28.23.01
DOI: 10.1177/03400352251333796
Источник:
https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352251333796