Студенты, выступающие в качестве создателей контента, - это развивающаяся тенденция в области открытой образовательной практики. Принципы открытой педагогики или педагогики с поддержкой открытых образовательных ресурсов (ООР) заставляют преподавателей решать проблемы, связанные с правами интеллектуальной собственности на студенческие работы. В статье Кэтрин Уильямс (Katherine Williams) и Эрика Верта (Eric Werth) из Университета Пайквилла (штат Кентукки, США) «Выбор студентами лицензий на контент в педагогике с использованием ООР» (Student Selection of Content Licenses in OER-enabled Pedagogy) рассматриваются проблемы, связанные с правами интеллектуальной собственности студентов, в частности, с лицензированием Creative Commons и соответствующей осведомленностью преподавателей. Исследование проводилось в небольшом колледже гуманитарных наук в регионе Аппалачей в США. Все студенты первого курса приняли участие в педагогическом проекте с использованием ООР; студентам предлагалось выбрать тему и разработать творческий проект, соответствующий их собственному образовательному опыту. По завершении работы над проектом каждый из участников выбирал предпочитаемую лицензию для своего проекта, а те, кто работал в группах, выбирали лицензию для общего проекта совместно. Затем студентам и преподавателям были заданы вопросы:

1. Какой вариант лицензирования выбран студентом для проекта с использованием ООР?

2. Какие факторы повлияли на выбор типа лицензии?

3. Помогали ли преподаватели в выборе типа лицензии?

Результаты показали, что студенты заинтересованы в лицензировании своих работ в рамках Creative Commons. Но важно обеспечить понимание преподавателями принципов лицензирования Creative Commons, особенно это касается учебных курсов с использованием ООР. Исследование было также полезно для тех преподавателей, которые стремятся следовать этой модели обучения, но не вполне готовы обсуждать вопросы лицензирования со своими студентами.

  

УДК: 347.78

ГРНТИ: 10.41

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.13881

 

Источник:

https://www.jcel-pub.org/article/view/13881

Эми Ри (Amy Rea) представляет проведенное журналом Library Journal исследование «Обзор состояния университетских библиотек: задачи и приоритеты» (LJ ’s State of Academic Libraries Survey Reveals Challenges, Priorities). В мае-июле 2021 г. журнал и компания ProQuest, провели совместное исследование тенденций в развитии библиотек высших учебных заведений разных стран мира в течение 2020-21 учебного года — в период стремительных перемен и распространения пандемии. Всего на инициативу журнала откликнулись 1843 библиотеки данного типа. Результаты опроса показывают, что глубокие изменения охватили большинство библиотек.

Основной вопрос для библиотек на современном этапе — их бюджет; 61% библиотек выразили согласие с данным утверждением. Нехватку персонала, которую также можно отнести к проблемам финансирования, отметили 53,9% респондентов, и 41,1% сообщили о сокращении финансовых вливаний. Более 60% откликнувшихся библиотек подтвердили, что происходят изменения, связанные с увеличением числа студентов на удаленном обучении. Более половины респондентов (55,7%) сообщили, что их библиотеки предоставляют доступ к открытым образовательным ресурсам, и 40,6% библиотек занимается развитием таких ресурсов. Библиотекари подчеркивали, что идея открытых образовательных ресурсов должна быть поддержана комплектованием библиотек печатными и электронными книгами, журналами, учебными материалами, что избавит студентов от необходимости их приобретения. С сокращением бюджета на каталогизацию могут быть связаны планы по использованию в каталогизации связанных данных (54,2%), при этом некоторые библиотеки уже большей частью или частично перешли на такую форму каталогизации (9,1% и 12,4%). Неудивительно, что 81,3% респондентов обеспечивают доступ научно-преподавательского состава своих колледжей и университетов к научным ресурсам, к ресурсам, контент которых не может быть отнесен к научному – 55,7% респондентов, и 47,7% предлагают пользователям программное обеспечение управления цитированием.

В этом году респонденты дополнительно отмечали, что их тревожит волна увольнений и недостаточность карьерных возможностей, а также установка на то, чтобы «достигать большего меньшими силами», которая за последние годы стала довольно популярной, но является тупиковой для развития профессии. В долгосрочной перспективе многие респонденты прогнозируют культурный сдвиг в направлении превращения доступных учебных материалов в новую норму.

Отчет можно получить бесплатно, заполнив заявку: https://storeapi.libraryjournal.com/magento2-ib/customform/form.php?name=State-of-Academic-Libraries-2021.

  

УДК: 027.7

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=LJs-State-of-Academic-Libraries-Survey-Reveals-Challenges-Priorities

Статья Джозефа Летрица (Joseph Letriz) «Открытые образовательные ресурсы, созданные профессорско-преподавательским составом с размещением на локальном сервере» (Local Hosting of Faculty-Created Open Education Resources) рассказывает о возможностях издания учебной литературы малыми университетским издательствами. Рост цен на обучение и возросшая стоимость учебных изданий заставляют студентов принимать вынужденные решения относительно приобретения этих материалов. Кроме того, издатели ограничивают доступ к электронным изданиям таким образом, чтобы книги нельзя было скопировать, распечатать, поделиться ими с однокурсниками или продать учебник по окончании курса. В последние годы многие учебные заведения стараются поддерживать инициативы по развитию открытых образовательных ресурсов, призванные дать студентам возможность пользоваться учебными и дополняющими их материалами бесплатно. Качественные издания такого рода позволяют студентам глубже изучить курс, выполнять домашние задания и участвовать в семинарах и дискуссиях. Крупные учебные заведения и партнерские организации, такие как MnPALS, действующая в штате Миннесота, обеспечивают доступ к платформам типа Pressbooks, между тем малые учебные заведения и частные колледжи не всегда имеют возможность организовать подобную коллаборацию. В настоящем исследовании рассказывается о том, как создать недорогую систему открытых образовательных ресурсов и материалов с размещением их на локальном сервере. Представлен опыт Университета Дюбука (штат Айова, США) и ресурсы, которые были для этого задействованы, документация, системы и сервисы поддержки.

Pressbooks — система управления книжным контентом с открытым исходным кодом, позволяющая бесплатно использовать, адаптировать и комбинировать программное обеспечение. Возможности Pressbooks реализуются в разнообразных форматах: электронные книги, веб-публикации, готовые к печати PDF-файлы, различные виды XML. Pressbooks широко используется образовательными учреждениями, университетскими и малыми издательствами, а также авторами для независимой публикации.

Используя программное обеспечение Pressbooks, библиотека Университета Дюбука имела возможность менять кодовую базу в соответствии с конкретными потребностями и создавать платформу для публикации преподавателями открытого образовательного контента для своих курсов. Фактически работа проведена силами одного специалиста библиотеки, работавшего с приложением и управлением через сервер, и второго библиотекаря, который был знаком с языком запросов MySQL и имел навыки управления данными. Такое сотрудничество оказалось весьма эффективным для решения конкретных проблем конфигурирования языка базы данных SQL в соответствии с техническими требованиями. Доступным языком описаны знания и навыки, необходимые для реализации подобных инициатив.

  

УДК: 025.2-028.27+004.655

ГРНТИ: 20.23.29; 14.35; 20.15.31; 13.31

DOI: 10.6017/ital.v41i1.13803

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/13803

В том же выпуске опубликована статья «Оценка тенденций и современного состояния открытых образовательных ресурсов: библиометрический анализ» (Assessment of trend and current pattern of open educational resources: A bibliometric analysis). Авторский коллектив — Маноранджан Мишра (Manoranjan Mishra), Манож Кумар Даш (Manoj Kumar Dash), Десул Сударсан (Desul Sudarsan), Челсо Аугусто Гимарес Сантос (Celso Augusto Guimaraes Santos), Шайлендра Кумар Мишра (Shailendra Kumar Mishra), Дипика Кар (Dipika Kar), Икбал Ахмад Бхат (Iqbal Ahmad Bhat), Бандита Кумари Панда (Bandita Kumari Panda), Мрутьюнжай Сети (Mrutyunjay Sethy), Рикарде Маркес да Силва (Richarde Marques da Silva).

С развитием открытых образовательных ресурсов (ООР) образовательный ландшафт подвергся огромным трансформациям. Данная миссия — сделать образовательные ресурсы открытыми и доступными — находит отражение в научной литературе, что представляет собой серьезную тенденцию. В настоящем исследовании выполнен библиометрический анализ и оценка задач научных публикаций о развитии сферы ООР. В качестве главного источника библиографических данных выбрана база данных Scopus; выделены 5 главных подтем: открытые учебные публикации, открытые онлайновые курсы, открытые материалы к учебным курсам, программное обеспечение с открытым исходным кодом для открытого образования, открытое социальное обучение. Библиометрический анализ проведен по нескольким темам, например, тенденции в научных исследованиях и распределение научно-исследовательский тематики. В статье сделаны выводы о развитии ООР в период 2002-2020 гг., приведен краткий обзор материалов, названы ограничения и задачи развития исследований в области открытых образовательных ресурсов. Результаты исследования широко интерпретируются и представлены наглядно в графическом и табличном виде.

  

УДК: [001.83:01]-047.44

ГРНТИ: 14.01.87; 20.19.15

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102520

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322000362

Мария Милошевич (Mаrija Milosevic), Инес Хорват (Ines Horvat) и Дамир Хасенай (Damir Hasenay), представляющие отделение информационных наук Осиекского университета (Сербия), опубликовали статью «Открытые информационные ресурсы по обеспечению сохранности: обзор» (Open educational resources on preservation: An overview). Среди многих целей современного общества — доступное образование и совершенствование формальных образовательных практик. В последнее десятилетие появилось множество инициатив и проектов, связанных с открытыми образовательными ресурсами. Проект Erasmus+ — это Международная образовательная программа Европейской комиссии по образованию, профессиональной подготовке, молодежи и спорту, принятая на период 2021-2027 гг. В рамках данного проекта подготовлена программа «Цифровое образование для кризисных ситуаций: когда нет альтернативы» —инициатива, одним из интеллектуальных продуктов которой должен стать некий новый открытый образовательный ресурс по обеспечению сохранности аналоговых и цифровых материалов. Планирование и создание такого ресурса должно основываться на понимании темы, охватывающей весь комплекс проблематики обеспечения сохранности. Представлена универсальная схема управления сохранностью, учитывающая различные аспекты этой деятельности: 1) стратегический и теоретический, 2) экономический и юридический, 3) культурный и социальный, 4) технический и функциональный, и 5) образовательный аспект. Всего проанализировано 277 открытых образовательных ресурсов, которые автор разделяет на большие (60 - 22%) и малые (217 - 78%). К большим отнесены преимущественно массовые открытые курсы дистанционного обучения, вебинары и открытые учебники. Малые ресурсы существуют в форме различных курсов, учебных программ и дидактических моделей, инструментов оценки, упражнений и экзаменационных тестов. Важно отметить, что среди малых образовательных ресурсов практически отсутствуют такие формы, как мультимедиа, интерактивные материалы, симуляции и игры, компьютерные или мобильные приложения. Анализ показал также, что в проектировании открытых образовательных ресурсов отсутствует единый универсальный подход. Статья дает довольно полное представление об открытых образовательных ресурсах в области обеспечения сохранности и содержит рекомендации по их разработке.

  

УДК: 025:002.1-021.341 + 37.018.43:004.77

ГРНТИ: 13.31.19; 14.15.07

DOI: 10.1177/03400352231219660

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352231219660

Статья Энн Форд (Anne Ford), Брианы Шемроске (Briana Shemroske) и Маришки Коннолли (Maryska Connolly) «Пять вещей, которые публичные библиотеки должны знать об открытом доступе. Не только сфера науки и высшего образования» (Five Things Public Libraries Should Know about Open Access. It’s not just for academia) носит отчасти рекламный характер, но может оказаться полезной библиотекарям для понимания характеристик различных форм открытого доступа (ОД) к научным и образовательным ресурсам.

Все больше авторитетных научных журналов выбирает издательскую стратегию открытого доступа. В таких условиях публичные библиотеки обладают всем необходимым для того, чтобы возможностями ОД могли в полной мере воспользоваться их читатели и местные сообщества. Поэтому публичным библиотекам следует принять во внимание следующие соображения:

1. ОД помогает бороться с дезинформацией и предвзятостью информации. Популярным источником новостей в США являются социальные медиа, которые не могут гарантировать точности распространяемой в них информации. При этом проверенная, нейтральная информация часто доступна только по подписке или на платных каналах. ОД позволяет получить важную, проверенную специалистами информацию медицинского и научного характера, информацию о климатических изменениях, политических и социальных вопросах и пр.

2. Научно-исследовательские ресурсы открытого доступа и открытые образовательные ресурсы (ООР) помогают решать проблему материального неравенства. ОД и ООР помогают библиотеками обслуживать социально незащищенные группы населения, отражая многообразие мнений и информационных потребностей в своих электронных коллекциях, а также позволяют реализовывать цели образования взрослого населения, концепцию непрерывного образования и т.п.

3. ОД решает некоторые проблемы, связанные с сокращением бюджета библиотек в условиях роста стоимости комплексной подписки на издания. Отмечается, что 60% всех научных статей 2023 г. опубликованы по лицензии ОД. Так, например, сервис CloudSource, поисковая платформа компании SirsiDynix, работающая по контрактам ОД, предлагает пользователям доступ к 60 млн ресурсов, включая статьи, книги, ООР.

4. Ресурсы ОД — это не только статьи в научных журналах; кроме того, не все журналы включены в указатель открытого доступа DOAJ (Directory of Open Access Journals). Данный указатель охватывает лишь 16% научных журналов ОД — это полностью открытые для читателей так называемые «золотые» и «бриллиантовые» журналы. Ситуация напоминает айсберг: к остальным 84% относятся гибридные журналы, в которых открытые статьи соседствуют с платным доступом к части публикаций, а также электронные книги, электронные учебники, аудиовизуальные материалы и ООР. Таким образом, те библиотеки, которые работают лишь с указателем DOAJ, теряют до 84% контента ОД.

Золотой ОД – свободный доступ к контенту открывается сразу после публикации, а финансирование происходит за счет платы за обработку статей, которую вносят авторы или их организации.

Бриллиантовый (или платиновый) ОД – полностью открытый контент, часто с финансированием по альтернативным моделям, таким как институциональные субсидии или добровольные пожертвования.

Также отмечается, что более 40% публичных библиотек США предлагают программы и уроки для домашней формы обучения по школьной программе, между тем указатель DOAJ не охватывает ООР (учебники, планы уроков, методические пособия). Платформа ОД CloudSource не только агрегирует такой контент, но и позволяет осуществлять поиск ресурсов по различным характеристикам: целевой и возрастной аудитории, задачам обучения и пр.

5. Платформа CloudSource позволяет находить релевантные запросу ресурсы, подобно поисковым системам и социальным сетям. Платформа проста в использовании и выдает по запросу множество результатов, но, в отличие от вышеназванных сервисов, результаты поиска CloudSource — это высококачественная информация без рекламы или статей коммерческого характера.

Платформа позволяет использовать как естественный, так и программный язык поиска, а также содержит такие метаданные, как инструменты цитирования, веб-обзоры, информацию об авторах и организациях, дает возможность перемещаться по результатам поиска.

  

УДК: 027.4:[002.1-021.341] + 004.77:021

ГРНТИ: 13.31.19; 20.23.29

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/blogs/the-scoop/five-things-public-libraries-should-know-about-open-access/