В июле в журнале Library Management опубликована статья Деграфта Джонсона (De-Graft Johnson) и Франциски Йаба Асанте (Francisca Yaba Asante) «Роль университетских библиотек в достижении качественного образования как цели устойчивого развития» (Role of academic libraries in the achievement of quality education as a sustainable development goal). Объектом изучения стали библиотеки четырех университетов Ганы. В каждой из них было отобрано по четыре респондента, занимающих должности директора библиотеки, его заместителей и двух рядовых библиотекарей. Первичные данные были получены в рамках полуструктурированных интервью, наблюдений и изучения документов. Результаты были проанализированы, представлены в описательной форме и интерпретированы.

В ходе исследования было обнаружено, что в большинстве своем библиотекари осведомлены о Четвертой Цели устойчивого развития (ЦУР4). Библиотеки обеспечивают предоставление релевантных материалов для обучения студентов информационной грамотности и участие пользователей в систематических программах по данному профилю, поддерживая их осведомленность о ЦУР4. Поскольку библиотеки не имеют собственной стратегии в отношении ЦУР, они ориентируются в своей деятельности на документы ООН, посвященные повестке устойчивого развития, в целом, и ЦУР4, в частности; а также на политику своих университетов по информационному обслуживанию и обучению. Исследование было проведено на базе университетских библиотек Ганы с использованием методики целевой выборки, что не позволяет говорить о высокой степени обобщения. Результаты исследования помогут университетским библиотекам и библиотекарям в реализации ЦУР4, в том числе позволят сформулировать библиотечную политику в этом направлении. Кроме прочего, на этой же основе разработаны систематические рекомендации. Новизна данного исследования состоит в том, что утверждается роль университетских библиотек в актуализации ЦУР4 в Гане и разработке рекомендаций для библиотекарей и библиотек. Отечественным ученым будет полезным ознакомиться с кругом исследовательских проблем в области библиотечного дела, на стыке научных дисциплин и всемирной повестки устойчивого развития.

  

УДК: 027.7:[37.016:002]

ГРНТИ: 30.31; 20.15.31, 20.51

DOI: 10.1177/09610006211020104

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-02-2022-0013/full/html

Кейт-Риин Конт (Kate-Riin Kont), Институт внутренней безопасности Эстонской академии научных проблем безопасности, опубликовала статью «Роль библиотек в создании более безопасного киберпространства: осведомленность эстонских библиотекарей в сфере информационной безопасности» (The Role of Libraries in Creating a Safer Cyberspace: Awareness of Estonian Library Employees in Information Security). Задача исследования состояла в том, чтобы определить, какими знаниями обладают специалисты библиотек в сфере информационной безопасности, каковы их установки и поведение. Анализ происходил, в частности, по семи направлениям политики информационной безопасности, которые так или иначе касаются сотрудников: управление паролями, использование электронной почты, пользование Интернетом, социальными сетями, мобильными устройствами, работа с информацией и реакция на киберинциденты. В теоретической части работы автор переводит проблему в библиотечный контекст, говорит о причинах, по которым информационная безопасность и кибербезопасность должны поддерживаться в библиотеках на таком же высоком уровне, как, например, в банках или учреждениях здравоохранения – страшно представить себе, например, что оцифрованное национальной библиотекой наследие может исчезнуть в результате утечки данных. Для сбора данных был использован опросник по гуманитарным аспектам информационной безопасности (Human Aspects of Information Security Questionnaire, The HAIS-Q), на основе которого оценивалась осведомленность в области информационной безопасности в учреждении. Данный метод опирается на анализ трех факторов: это знания, установки и поведение, которые определяют уровень осведомленности сотрудников о безопасности. Целевой группой явились библиотекари; всего на вопросы анкеты ответило 388 библиотекарей публичных, школьных и специальных библиотек Эстонии. Для получения валидных результатов принимались во внимание среднее и стандартное отклонение, описательные статистические данные, применен коэффициент надежности Кронбаха и корреляция Пирсона. Выбранная методика позволяет оценивать киберграмотность специалистов не только библиотек, но и других институтов, связанных с сохранением культурной памяти (архивов, музеев). Также методика пригодна для выявления потребностей в обучении в данной сфере.

  

УДК: 004.056:021

ГРНТИ: 20.89; 50.55; 81.93.29; 13.31.19

DOI: 10.1080/10572317.2024.2315630

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2024.2315630