В апрельском выпуске Library Quarterly опубликована статья аспиранта Копенгагенского университета Арни Мар Эйнарссона (Árni Már Einarsson) «Творческие мастерские в библиотечном пространстве: перспективы, опыт, интеграция» (Sustaining Library Makerspaces: Perspectives on Participation, Expertise, and Embeddedness). Функционирование библиотечных пространств рассматривается в статье на метатеоретической основе культурно-исторической теории деятельности, предложенной финским ученым Юрьё Энгестрёмом, с привлечением полуструктурированных опросов 13-ти датских библиотек и анализа данных о системах и устойчивых совместных инициативах. Полученные в результате исследования данные определили три принципа, которые помогут библиотекам в организации устойчивых библиотечных пространств и более глубокой интеграции в местное сообщество:
1. Сбалансированное участие различных групп пользователей с учетом их пользовательского опыта и потребностей;
2. Мобилизация и эффективное использование технических, ресурсных, организационных, партнерских и сопутствующих возможностей, повышающие ценность библиотечного обслуживания;
3. Гибкость структуры, учитывающей как разнообразие интересов, потребностей, пожеланий пользовательского сообщества, так и ресурсы, опыт и ценности библиотеки, и в долгосрочной перспективе превращение этой структуры в интегрированный ресурс.
Makerspace – творческая мастерская – совместное публичное рабочее пространство в школе, библиотеке или другом объекте, где можно пользоваться оборудованием, общаться с единомышленниками и работать над своими изобретениями. Эти пространства открыты для детей, взрослых и предпринимателей и часто имеют разнообразное производственное оборудование для создания, обучения, изучения и обмена.
УДК: 02
ГРНТИ: 13.31
DOI: 10.1086/713050
Источник:
Интересный опыт работы с читателями представлен Кристиной Риман-Мерфи (Christina Riehman-Murphy), Энн Холлоуэй (Anne Holloway) и Марком Маттсоном (Mark Mattson) в статье «Организация взаимодействия в эпоху пандемии: международный кулинарный конкурс на базе коллекции редких книг, организованный библиотеками Университета Пенсильвании и библиотекой Университета Монаша» (Cooking up engagement during a pandemic: The international Great Rare Books Bake Off between the Penn State and Monash University Libraries). В июле 2020 г., в самый разгар пандемии COVID-19, библиотеки-побратимы — библиотеки Университета Монаша в Мельбурне (Австралия) и библиотеки Университета Пенсильвании (США) приняли решение о проведении международного мероприятия в продолжение своего давнего партнерского взаимодействия. Цель его — развитие сотрудничества и пропаганда специальных коллекций, принадлежащих этим организациям. Дружеское соревнование готовилось совместно обеими университетскими библиотеками. Пользователям было предложено принять участие в конкурсе на лучшее кулинарное изделие, приготовленное по рецептам из книг фонда библиотек. Участники должны были также презентовать свое блюдо в социальных сетях. Конкурс способствовал не только формированию осведомленности о сотрудничестве библиотек и об их коллекциях, но и позволил реализовать творческую энергию сообщества и поддержать его дух в столь трудное время. В статье, реализованной в формате тематического исследования, описаны этапы планирования, реализации и оценки проекта.
УДК: 027.7+616-036.2
ГРНТИ: 13.31.23; 76.33.43
DOI: 10.1177/03400352211023087
Источник:
https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352211023087
В статье Кэтрин Смит (Catherine Smith) «Автоматизация и интеллектуальная свобода: искусственный интеллект, субъективизм и информационный ландшафт» (Automating intellectual freedom: Artificial intelligence, bias, and the information landscape) поднимаются проблемы интеллектуальной и личной свободы, возникающие в связи с внедрением искусственного интеллекта (ИИ) в библиотечные процессы. В данном случае искусственный интеллект рассматривается как потенциальный инструмент для применения в двух специфичных и взаимосвязанных областях: в описании ресурсов и поиске. Результат его применения должен выражаться в простоте обнаружения ресурса пользователями и доступа к нему. Если говорить об эффективности и качестве услуг, то технологии ИИ несут в себе огромные выгоды и для библиотек, и для их читателей — как это произошло с поисковыми системами. Безусловно, интеграция искусственного интеллекта в процесс описания ресурсов трансформирует цифровой информационный ландшафт — но при этом грозит потерей доверия пользователей. Описание ресурсов непосредственно влияет на то, как ресурсы будут представлены в библиотеке, а значит, на то, как пользователи будут воспринимать информацию и взаимодействовать с ней. Традиционные, вручную создаваемые каталоги неизбежно несли в себе ошибки культурного характера или обусловленные человеческим фактором, но искусственный интеллект может привнести искажения в невиданном ранее масштабе. Автоматизация может обернуться еще большей угрозой в сравнении с манипуляциями, источником которых являлся человек. Библиотекари должны увидеть риски, связанные с искусственным интеллектом, и узнать, какие меры следует предусмотреть, чтобы не навредить себе и своим пользователям, передавая функцию описания ресурсов искусственному интеллекту, который придет на смену «профессиональной основе», на которой обеспечивается доступ к библиотечным материалам, о чем говорится в Заявлении о библиотеках и интеллектуальной свободе IFLA (1999). В статье анализируются возможные методы использования ИИ в описании ресурсов и поисковой деятельности, дается оценка этическим вызовам, связанным с данной технологией, делаются предположения относительно контрмер, которые смягчат вред, которые данные трансформации могут нанести пользователям библиотек.
УДК: 02:004.8
ГРНТИ: 13.31.23; 20.23, 20.51; 28.23
DOI: 10.1177/03400352211057145
Источник:
Развитие новых технологий, таких как большие данные, искусственный интеллект, исследовательские платформы и пр., открывает множество возможностей для создания, хранения и анализа научно-исследовательских данных. Европейская комиссия и другие научные организации подчеркивают важность внедрения систем управления научно-исследовательскими данными (Research data management systems, RDMS) в высших учебных заведениях для обеспечения устойчивого и полноценного использования этих данных. Ключевым условием успешного внедрения являются понимание процессов управления этими видами данных и изучение мнений всех заинтересованных сторон.
Ева Катарина Доннер (Eva Katharina Donner), докторант кафедры международного менеджмента и социального предпринимательства Университета Пассау (Германия), в статье «Системы управления научно-исследовательскими данными и организационная структура университетов и научно-исследовательских институтов: систематический обзор литературы» (Research data management systems and the organization of universities and research institutes: A systematic literature review) предприняла анализ литературы для поиска ответов на следующие вопросы: какие организационные факторы необходимо учитывать при внедрении систем управления научно-исследовательскими данными? как эти организационные факторы взаимодействуют друг с другом и как они влияют на внедрение систем управления? Анализ проводился с использованием классической модели организационных изменений Г. Ливитта («алмаз Ливитта»), построенной на четырех компонентах: задачи, структура, технология и персонал. В этой модели все компоненты организации связаны между собой, и изменение одного неизбежно ведет к изменению остальных. Выяснилось, что на внедрение систем управления научно-исследовательскими данными существенно влияют организационная структура организации, инфраструктура, культура труда, а также стратегические соображения. В статье автор обобщает различные подходы к реализации систем управления и формулирует направления для будущих исследований – например, более глубокое изучение взаимосвязей между выявленными организационными факторами.
УДК: 002.6:001.89+004.65
ГРНТИ: 20.15, 20.23; 12.41.55; 20.19
DOI: 10.1177/09610006211070282
Источник:
https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211070282
Во втором выпуске журнала за 2023 г. опубликована статья Фредрика Отике (Fredrick Otike) и Агнес Хайду Барат (Ágnes Hajdu Barát) «Роль IFLA в реализации Марракешского договора» (IFLA’s role in the implementation of the Marrakesh Treaty).
Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям (Marrakesh Treaty to Facilitate Access to Published Works for Persons Who Are Blind, Visually Impaired or Otherwise Print Disabled - VIP Treaty) был принят 27 июня 2013 г. в Марракеше, Марроко. В РФ он вступил в силу 8 мая 2018 г., и его положения реализованы в законодательстве об авторском праве.
Марракешский договор предусматривает:
• установление ограничений и исключений из авторского права в интересах слепых и лиц с нарушениями зрения или другими ограниченными способностями воспринимать печатную информацию, позволяющих вносить необходимые изменения для изготовления экземпляров произведений в доступном формате, воспроизводить, распространять и доводить до всеобщего сведения произведения в форматах, доступных для таких лиц;
• международный обмен произведениями в таких форматах посредством деятельности специально уполномоченных органов.
Роль IFLA в принятии и реализации Марракешского договора библиотеками-участницами действительно велика. Между тем, авторы указывают на трудности и препятствия на пути этого процесса, связанные, в частности, с неготовностью издательств или несоответствием законов об авторском праве разных стран. Роль IFLA, представляющей библиотеки на международном уровне, состоит в выработке соответствующих рекомендаций и стандартов, мониторинге ситуации и реализации провозглашенных принципов, консультациях, работе с национальными ассоциациями, распространении и популяризации Договора, защите интересов библиотек и их пользователей. Авторы выработали ряд рекомендаций для IFLA, среди которых привлечение новых членов, расширение круга языков, на которые переводятся документы Федерации; обучение необходимым навыкам и компетенциям, организация регулярных семинаров и конференций, посвященных принципам Марракешского договора. Работа в этих направлениях ведется в IFLA, в том числе, Секцией библиотек для людей с проблемами чтения плоскопечатных текстов, а также Консультативным комитетом по авторскому праву и другим правовым вопросам. В целях реализации принципов Марракешского договора, концепции виртуальной всемирной библиотеки альтернативных форматов и преодоления границ и ограничений, связанных с различием национальных законодательств, авторы даже предлагают учредить отдельный орган в структуре IFLA, секцию или комитет, отвечающие за реализацию принципов Марракешского договора.
УДК: 094:364.65-056.262 + 342.72/.73 + 347.78
ГРНТИ: 13.31.17; 10.41, 10.87.27
Источник:
В организации информации и знаний в рамках библиотечно-информационной деятельности, а также в современной теории классификации фасетный подход занимает огромное место. В статье «Фасетный анализ: эволюция идеи» (Facet Analysis: The Evolution of an Idea) Ванда Броутон (Vanda Broughton) рассматривает историю таких концепций, как «фасет», «фасетный анализ» и «фасетная классификация», и их интерпретацию в различных контекстах. Она отмечает, что интерпретация этих идей допускает множество разночтений, более того, термины зачастую используются как взаимозаменяемые без особого внимания к тем или иным техническим различиям. Так, например, термин «фасетная классификация» может быть интерпретирован достаточно узко для описания той или иной системы организации знаний, выстроенной средствами фасетного анализа, или же более широко — в отношении всего спектра деятельности, связанной с организацией информации с использованием фасетов. В статье более глубоко анализируется то, что называется классической школой фасетной классификации, в том числе идеи Ранганатана и Исследовательской группы по классификации, которая внесла значительный вклад в исследования и теорию классификации в области библиотечного дела и информатики.
Исследовательская группа по классификации (Classification Research Group) была образована в Англии в 1952 г. и действовала до 1968 г. В 1955 г. Группой был опубликован манифест «Необходимость фасетной классификации как основы всех методов информационного поиска» (The need for a faceted classification as the basis of all methods of information retrieval).
Автор обращается не только к идее фасетного анализа и целям его применения, но также говорит о языке, используемом для описания фасетного анализа. Сегодня влияние фасетного подхода можно увидеть в каждом из инструментов предметной каталогизации и поиска: классификациях, тезаурусах, предметных рубриках, директориях, онтологиях; как в библиотеках, так и во Всемирной сети. Автор отмечает, что со временем фасеты стали применяться для решения широкого круга задач: расстановки изданий, организации знаний, поиска, навигации и визуализации. Они также используются в предметном анализе, семантическом анализе текстов и изображений, для решения теоретических задач библиотечно-информационных наук.
УДК: 025.4.016
ГРНТИ: 13.31.33
DOI: 10.1080/01639374.2023.2196291
Источник:
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01639374.2023.2196291
Журнал опубликовал статью Джонатана Фёрнера (Jonathan Furner) и Бёрджера Хьорланда (Birger Hjorland) «Информационная наука и организация знаний в предметных рубриках Библиотеки Конгресса» (The coverage of information science and knowledge organization in the Library of Congress Subject Headings). Предметные рубрики Библиотеки Конгресса (Library of Congress Subject Headings, LCSH) – самая популярная в мире система предметизации и наглядный пример контролируемого словаря. Основываясь на своих экспертных знаниях в области информационной науки и систем организации знаний, авторы анализируют Предметные рубрики Библиотеки Конгресса. Они уточняют, присутствуют ли базовые концепции информационной дисциплины как области знания в упомянутой системе классификации. В случае отсутствия в ней этих концепций необходимо было определить, содержат ли LCSH альтернативные термины, которые можно использовать при поиске документов, соответствующих отсутствующей концепции; с этой же целью проанализированы книги, проиндексированные Библиотекой Конгресса. Наконец, выявлены семантические отношения между предметными рубриками. Результаты продемонстрировали фундаментальные проблемы в логике представления информационных наук и организации знаний в LCSH. Авторы обсуждают общие вопросы практического использования контролируемого словаря.
УДК: 025.4.05 + 002:004
ГРНТИ: 13.31.33
Источник:
https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-11-2022-0256/full/html
Статья независимого эксперта Пламена Милтеноффа (Plamen Miltenoff) «Организация иммерсивного преподавания и обучения в университетских библиотеках. Часть 1: Сервисы виртуальной реальности в библиотеках» (Initiating Immersive Teaching and Learning Service in Academic Libraries. Part 1: The Approach to VR Services and the Role of the Library) нацелена на помощь университетским библиотекам в планировании и внедрении иммерсивных технологий и сервисов, поддерживающих образовательные процессы. Использован метод контекстуального анализа; предпринят обзор литературы по теме. В опубликованной первой части исследования по результатам проведенного анализа предлагается использовать метод масштабирования и осуществлять сотрудничество с преподавателями. Библиотеки могут стать местом, где читатели получат доступ к технологиям виртуальной реальности. Освоение библиотеками сервисов виртуальной реальности предполагает комплектование, управление арендой оборудования. Библиотекам предлагается начинать с 3D изображений, постепенно расширяя сервисы данного профиля. Комплексная природа иммерсивных технологий подразумевает также мотивацию к профессиональному росту, приобретению навыков и знаний в области технологий и педагогики.
УДК: 027.7:021.4 + 004.946
ГРНТИ: 13.31.19; 20.15.31; 28.17.33
DOI: 10.1080/10572317.2024.2301864
Источник:
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2024.2301864?scroll=top&needAccess=true
Келси Беджер (Kelsey Badger), доцент, специалист по научным данным библиотеки Университета Огайо (США) опубликовал статью «К распределенной инфраструктуре: классификационная матрица для обучения стандартам данных» (Towards a Shared Framework: A Classificatory Matrix for Teaching Data Standards). Словосочетание «стандарты данных» описывает великое множество попыток нормализации путем использования специальных форматов, инструментов и процедур идентификации провенанса материалов, а также методик документирования. Эти попытки указывают на необходимость стандартов, но вместе с тем разнообразие подходов само по себе является препятствием к стандартизации данных. Информационные специалисты понимают, что классификация — это та конструкция, в которой легче передвигаться по огромному массиву знаний. Но несмотря на весь накопившийся опыт разработки таких систем организации знаний, не существует единого универсального пути их построения для классификации стандартов научных данных.
Стандарты научных данных — самая загадочная тема для исследователей и специалистов по данным. Источником путаницы и непонимания является их многоцелевой характер; стандарты могут (и должны) применяться как к первичным данным, так и к метаданным, что позволяет реализовать широкий спектр функций: от возможности поиска в репозиториях до интеграции разрозненных источников данных. По результатам обзора тематической литературы составлена классификационная матрица, позволяющая описать тот или иной вид стандартов. Матрица построена на основе двух организационных принципов: цель (поиск или использование данных) и вид контролируемой информации (смысл или синтаксис). Предлагаемая классификационная матрица – лишь один из многих возможных способов представления всего диапазона стандартов научных данных. Более того, она и была разработана для того, чтобы указать на их противоречивую природу, и указывает на различие между стандартами, призванными обеспечить поиск данных, и теми, что способствовали бы повторному их использованию. Всегда существует некое противоречие между теорией и практикой, между описанием ландшафта стандартов данных и применением конкретных стандартов на практике. Цель данной классификационной модели — придать новый импульс дискуссии и разрешить недопонимание между учеными и информационными специалистами, подтолкнуть специалистов к разработке обучающих материалов, которые помогут лучше понимать и использовать стандарты данных.
УДК: 025.4.03 + 001.103-027.531
ГРНТИ: 20.21
DOI: 10.7191/jeslib.758
Источник:
https://publishing.escholarship.umassmed.edu/jeslib/article/id/758
В майском номере опубликовано продолжение статьи независимого эксперта Пламена Милтеноффа (Plamen Miltenoff) «Организация иммерсивного преподавания и обучения в университетских библиотеках. Часть 2: Педагогические возможности и интеграция в программы информационной грамотности» (Initiating immersive teaching and learning service in academic libraries. Part 2 Pedagogical opportunities, including integration in an information literacy program). Первая часть вышла в феврале этого года и нашла отражение в номере 1 дайджеста «БиблиоГоризонт» за 2024 г. Автор обращается к методологии контекстуального анализа и систематического обзора литературы. Он доказывает, что виртуальная реальность как технология имеет огромный потенциал для образования и социализации студентов университетов. Отмечена необходимость в выработке четкой технологической политики и инвестиций в инфраструктуру и ресурсы, в развитии сотрудничества между заинтересованными сторонами и соблюдении принципов равенства и доступности. Научные и университетские библиотеки являются идеальными кандидатами на размещение университетской экспериментальной площадки для внедрения иммерсивных технологий в обучение и образование, как и других образовательных инноваций.
УДК: 027.7:021.4 + 004.946
ГРНТИ: 14.01.87; 13.31.19; 20.15.31; 28.17.33
DOI: 10.1080/10572317.2024.2337603
Источник:
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2024.2337603