В очередном номере журнала опубликована статья Хейди Джулиена (Heidi Julien), Мелиссы Гросс (Melissa Gross) и Дона Лэтем (Don Latham) «Сложности образовательной роли специалистов университетских библиотек» (Teaching and its discontents. How academic librarians are negotiating a complicated role). Интерес авторов к проблеме объясняется тем, что обучение информационной грамотности относится к основным функциональным обязанностям библиотекаря образовательного учреждения, особенно университетского типа. Несмотря на это, большинство специалистов оказываются формально не подготовленными к этой роли и сталкиваются с существенными проблемами, к которым относится и взаимодействие с коллегами по кампусу. Цель представленного исследования – выяснить, как библиотекари университетских библиотек — группа, изученная очевидно недостаточно — понимает свою образовательную роль. Состоялось 30 онлайновых полуструктурированных интервью длительностью 15-74 минуты со специалистами, осуществляющими обучение информационной грамотности (ИГ) в университетах штатов Нью-Йорк и Флорида (США). Заданные респондентам вопросы относились к практической стороне их образовательной работы; записи интервью были расшифрованы и проанализированы с использованием качественных параметров. Участники исследования отмечали позитивность отношений со студентами и существенные проблемы во взаимодействии с профессорско-преподавательским составом и администрацией. Недостаточность формальной подготовки к преподавательской роли приводит к тому, что библиотекари не в состоянии оценить результаты своей работы и прогресс обучаемых. Необходимая подготовка к реализации образовательной роли, овладение набором навыков придаст специалистам уверенности, позволит повысить качество обучения ИГ как одному из основных условий успешной учебы, карьерного и личностного роста. Авторы утверждают, что профессиональная подготовка должна включать в себя овладение навыками педагогического проектирования и разработки учебных программ, оценки и демонстрации результатов обучения, защиты интересов библиотечной профессии. Когда образовательная роль библиотекаря будет признана центральной, значимой и сложной, требующей серьезной подготовки, только тогда будут формироваться высокоэффективные, уважительные взаимоотношения между библиотекарями, преподавателями и администрацией университетов и только тогда можно ожидать позитивных результатов в обучении студентов информационной грамотности.

Ролевая теория (или теория ролей) — теория в социальной психологии и социологии, позволяющая описывать личность через социальные функции и модели поведения, то есть через роли, обусловленные социальным статусом индивида в данном сообществе или социальной группе.

  

УДК: 027.7:[37.016:002] + 023.5

ГРНТИ: 13.31.16; 20.01.04

DOI: 10.11645/16.2.3189

 

Источник:

https://ojs.lboro.ac.uk/JIL/article/view/PRA-V16-I2-3

Каролина Андерсдоттер (Karolina Andersdotter) опубликовала статью «Навыки и знания для работы с искусственным интеллектом в библиотеках. По результатам анализа опыта учебной группы библиотечных специалистов» (Artificial intelligence skills and knowledge in libraries. Experiences and critical impressions from a learning circle).

Данное исследование проведено на базе учебной группы библиотечных специалистов, прошедшей предварительное онлайн-обучение работе с ИИ. Группа насчитывала 123 участника; регулярно проходили встречи, на которых обсуждалось содержание курса в его связи с библиотечной деятельностью. Углубление знаний о взаимодействии библиотек с ИИ и возможность передачи этих знаний читателям библиотек измерены в рамках 3 независимых тестов по оценке самоэффективности, выполненных в разные периоды обучения группы. Тестирование показало, что по результатам обучения знания участников группы об ИИ расширились, несмотря на то, что малая выборка не позволяет делать определенные выводы. В рамках того же курса были проведены интервью в фокус-группах, которые позволили выявить главные сомнения и надежды библиотекарей, связанные с ИИ в библиотеках. Темами, на которых было сосредоточено внимание участников дискуссии, стали трансформация фондов и каталогов, изменение структуры медийного пространства библиотеки, обучение информационной грамотности библиотечных пользователей, ИИ в физическом пространстве библиотеки, отношение библиотекарей к ИИ. Данная тематика позволяет связать конкретную практику библиотек с общечеловеческими ценностями и нормами, положенными в основу этических принципов в описании библиотечной профессии, выдвинутом IFLA в 2012 г.

Полученные в ходе исследования знания будут полезны при планировании программ обучения и разработки стратегий развития, связанных с ИИ в библиотеках и использования его библиотечными пользователями. Политические и технологические изменения, вызванные распространением технологий ИИ, требуют активного участия образовательного общества, которое может сформировать свое мнение о вопросах, относящихся к сфере личных данных и коммуникации, к вопросам здравоохранения, экономики и иных сфер, в которых может быть задействован искусственный интеллект.

  

УДК: 004.8:021 + 005.963(485)

ГРНТИ: 13.31.19

DOI: 10.11645/17.2.14

 

Источник:

https://journals.cilip.org.uk/jil/article/view/14