Лесса Кананьопуа Пелайо-Лозада (Lessa Kanani’opua Pelayo-Lozada), автор статьи «Глобальное влияние. От общих профессиональных ценностей – к коллективному действию» (A Global Impact. Transforming shared professional values into collective action), привлекает внимание к общим проблемам и задачам библиотечного сообщества. Эти вопросы были озвучены и обсуждались, в том числе, на Всемирном библиотечном и информационном конгрессе Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA WLIC), состоявшемся в Дублине (Ирландия) в июле 2023 г., а также на Международной библиотечной конференции и книжной ярмарке в Шардже (Объединенные Арабские Эмираты) в ноябре 2022 г.

В последние несколько лет мы имели возможность убедиться в том, насколько все в нашем мире взаимосвязано. Несмотря на различия в государственном строительстве, ценностях, экономических характеристиках, у всех нас одни и те же человеческие потребности и проблемы. Об общих задачах в экологии говорила на Всемирном библиотечном и информационном конгрессе IFLA WLIC бывший президент Ирландии Мэри Робинсон. В своей речи на Конгрессе она подчеркнула, что проблемы, связанные с изменением климата, затрагивают население планеты неодинаково, и указала на пять аспектов, характеризующих эту «несправедливость»: расовый, гендерный, межпоколенческий, технологический, природный. Она подчеркнула не только моральный императив, заставляющий говорить об этих проблемах, но и практическую неизбежность диалога на эти темы. Если не предпринимать никаких шагов и не действовать коллективно, мир не станет таким, о каком мы мечтаем, и, возможно, в таком мире не будет места библиотекам.

На конференции в Шардже состоялось множество презентаций, посвященных, в частности, проблемам дезинформации о пандемии COVID-19 и вакцинации, обучению информационной грамотности школьников в гибридной образовательной среде и защите библиотечной профессии. Тематика докладов, представляемых на международных форумах и в профессиональных изданиях, позволяет убедиться в том, что, несмотря на географическую разделенность, библиотечное сообщество решает одни и те же или во многом схожие задачи, поэтому обмен мнениями и опытом в международном масштабе мотивирует к коллективным действиям. То, что происходит на уровне местного сообщества, значимо для региона, страны, мира, – в качестве примера автор ссылается на деятельность Комитета по устойчивому развитию Американской библиотечной ассоциации и Подкомитета по целям устойчивого развития Комитета по международным отношениям ООН. Профессиональные ценности и стандарты являются общими для библиотекарей всего мира.

  

УДК: 02:061.1(100) + 023.5(100)

ГРНТИ: 13.31.11

 

Источник:

https://americanlibrariesmagazine.org/2023/05/01/a-global-impact/

Интересная инициатива библиотеки Университета Макьюэна (Эдмонтон, провинция Альберта, Канада) раскрывает новые возможности и роли академической библиотеки как структурного подразделения вуза. Об этом рассказано в статье Мартины Кинг (Martina King) и Линдси Уилсон (Lindsey Whitson) «Новый подход к материальной помощи студентам для преодоления цифрового неравенства: библиотечно-университетская программа дотаций на приобретение ноутбуков» (Bursaries Reimagined: Addressing Digital Inequity through a Library-Led, University-Wide Laptop Bursary Program). Экстренный переход учащихся вузов к онлайн-обучению в начале 2020 г. усугубил проблемы студентов, не имеющих современных электронных устройств и надежного Интернет-соединения. В самом начале пандемии библиотека Университета Макьюэна предоставляла в прокат ноутбуки на 4-месячный срок, однако скоро стало очевидно, что этого недостаточно. Проведя консультации со студентами и профессорско-преподавательским составом, библиотека нашла возможность предоставлять студентам дотации на приобретение ноутбуков через университетскую программу поддержки технологий (фонд, формируемый из студенческих выплат и имеющий целью поддержку студенческих технологических проектов — Student Technology Fee). Дотационный проект был запущен в пилотном варианте в первом квартале 2022 г., а в четвертом квартале он был распространен на университет в целом. Вполне вероятно, что проект этот не будет долгим, но, тем не менее, можно говорить о его положительных результатах: это коммуникация и рабочие связи между библиотекой и подразделением финансовой поддержки студентам, признание возможностей, вытекающих из сотрудничества отраслевых библиотекарей университета и представителей различных учебных программ и факультетов. В статье продемонстрирована актуальность подхода и вклад проекта в реализацию принципов равенства и доступности информации. Авторы подчеркивают соответствие инициативы миссии библиотеки и ее ценность в рамках обслуживания, ориентированного на пользователя-студента. Авторы видят перспективы в распространении подобных программ и на другие сферы университетской жизни — например, на поддержку студентов, имеющих детей. Ценность инициативы состоит в творческом подходе к использованию имеющихся ресурсов и внутриуниверситетском сотрудничестве, а в целом — в обеспечении цифрового равенства и качественного образования.

  

УДК: 004:025.5 + 021.1:004 + 364.4-787.7

ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.21

DOI: 10.1080/10572317.2023.2198877

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2023.2198877?af=R

Проблемы равенства, разнообразия, инклюзии как важных составляющих этики и стратегического планирования привлекают пристальное внимание представителей библиотечно-информационных профессий. Этому посвящена статья Саймона Махони (Simon Mahony) и Яминг Фу (Yaming Fu) «К обеспечению равенства, разнообразия, инклюзии в виртуальных конференциях в области библиотечно-информационных наук» (Toward implementing equality, diversity, and inclusion for virtual conferences within the LIS professions). В рамках тематического исследования на основании анализа материалов конференций iSchools обсуждается, можно ли на практике реализовать принципы равенства, разнообразия и инклюзивности и более эффективно продвигать их среди нашего сообщества в виртуальном контексте и в онлайновых конференциях. Сообщество iSchools есть пример глобального сообщества информационных специалистов, деятельность которого перешла на институциональный уровень: Институт инклюзии iSchool (i3, iSchool Inclusion Institute) — оригинальный проект Университета Питтсбурга (шт. Пенсильвания, США), реализованный при поддержке фонда Эндрю Меллона. По сути, это программа летних школ («институтов») и проектов, призванных знакомить студентов начальных курсов с задачами и возможностями профессии, готовить новое поколение лидеров библиотечно-информационной профессии. Среди задач этих программ — поощрение разнообразия и инклюзии в библиотечной сфере. Деятельность сообщества документируется онлайн так же, как и сведения об участии членов сообщества в предыдущих конференциях. Авторы статьи пишут как о положительных, так и об отрицательных аспектах в использовании платформ онлайновых конференций, например, о невольной предвзятости и предубежденности по отношению к отдельным категориям участников (новички, меньшинства). Авторы доказывают, что онлайновые конференции должны определенно и открыто формулировать требования к конфиденциальности, контенту, процедурам участия, а также демонстрировать признание разнообразного опыта участников сообщества. Глобальная пандемия открыла новое окно возможностей для развития профессиональной и научной коммуникации. Виртуальные конференции позволяют исключить часть расходов, но не устраняют «неравенства» в доступе и собственно участии — так, неопытным участникам не так легко вступать в коммуникацию и устанавливать профессиональные связи в этом пространстве. Между тем, участие в них — необходимый этап профессионального развития студентов как начинающих исследователей и специалистов-практиков, поскольку выступление на такой конференции приносит профессиональное признание и уважение. Все больше онлайновых событий проводится в глобальном масштабе, и возможность для участия различных категорий участников и их онлайнового взаимодействия со временем потребует разработки практической стратегии реализации принципов равенства, разнообразия, инклюзии и соответствующих документов для цифрового будущего мира.

  

УДК: 021.1:004.773.7

ГРНТИ: 13.31.21; 19.31; 20.51

DOI: 10.1177/09610006231164145

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006231164145

Амелия Андерсон (Amelia Anderson) и Абигейл Филлипс (Abigail Phillips) представляют свое исследование «Возможности и пути развития творческих пространств для взрослых читателей с ограниченными возможностями в публичных библиотеках» (Opportunities and Areas for Improvement in Public Library Makerspaces for Adults with Disabilities). Творческие пространства стали реальностью уже многих публичных библиотек в США. Однако пока не рассматривался вопрос о том, как эти пространства функционируют с учетом потребностей читателей с ограниченными возможностями. В настоящем исследовании приведены качественные данные, полученные на основе методики фокус-групп с участием как читателей библиотек, так и самих библиотекарей. Кроме того, с той же целью проведен онлайн-опрос. Результаты позволяют говорить о реальных потребностях этого значимого сегмента пользовательской аудитории публичных библиотек, проанализировать существующую практику, связанную с использованием творческих пространств и предложить пути реализации более эффективного инклюзивного обслуживания.

  

УДК: 027.4.022:364.65-056.26

ГРНТИ: 13.31.21

DOI: 10.1086/726323

 

Источник:

https://www.journals.uchicago.edu/doi/pdf/10.1086/726323

О потребностях пользователей с ограниченными возможностями пишут в статье «Скрытое неравенство доступа. Доступность документов в агрегированных базах данных» (Hidden Inequities of Access. Document Accessibility in an Aggregated Database) Аманда Ховиус (Amanda Hovious) и Конгвен Ванг (Congwen Wang). Авторы приводят определение, согласно которому доступность – это возможность всех и каждого, в том числе лиц с ограничениями здоровья, пользоваться чем-либо, понимать, получать что-либо, достигать чего-либо. Особое упоминание в определении лиц с особыми потребностями и ограничениями здоровья соотносится с законодательными документами США, такими как Закон об американских гражданах с инвалидностью (Americans with Disabilities Act), который содержит стандарты и рекомендации по обеспечению доступности ресурсов и сервисов для граждан с ограничениями по здоровью, в том числе цифровых или электронных ресурсов. Раздел 508 данного закона скоординирован с международным Руководством по обеспечению доступности веб-контента ((WCAG, Web Content Accessibility Guidelines 2.0). Анализ обеспечения доступности в рамках агрегированных систем, подобных EBSCO, показывает, что есть разница между доступностью баз данных и доступностью документов. Это означает, что, даже если поисковый интерфейс базы данных совместим со вспомогательными технологиями, для пользователей с ограниченными возможностями, тем не менее, существуют барьеры в доступе к документам, к которым приводит поиск, то есть с большой вероятностью такие пользователи столкнутся с ситуацией, когда статьи окажутся несовместимыми с программами чтения с экрана. Чтобы оценить масштаб проблемы, была проведена оценка доступности документов — случайным образом отобранных полнотекстовых статей из 12 научных и отраслевых журналов, включенных в базу данных EBSCO по библиотековедению и информатике. Журналы отбирались по критерию их признания со стороны профессионального сообщества и охвата проблем библиотечной практики и библиотековедения. Статьи подверглись оценке по двум показателям совместимости с программами чтения с экрана: соответствие им форматов HTML (оптимального для таких программ) и PDF. Результаты исследования продемонстрировали некоторые несоответствия формата HTML в отобранных журналах. Кроме того, вся выборка статей, представленных в формате PDF, не отвечает даже минимальным требованиям стандарта PDF Universal Accessibility в отношении теговой структуры. Однако все статьи в PDF-формате прошли тест на доступ к специальным возможностям, так что могут быть прочитаны при обращении пользователя к сервисам третьей стороны.

EBSCO отозвалась на проведенное исследование сообщением, что компания активно работает с издательствами, побуждая их использовать тегированный формат PDF, однако сама она обладает ограниченным контролем над доступностью полнотекстового контента. Авторы утверждают, однако, что крупные поставщики баз данных, такие как EBSCO, обладают достаточным влиянием на издательства и могут сделать доступность контента необходимым условием включения в свои базы данных.

  

УДК: 027.6:364.65 + 004.774:027.6

ГРНТИ: 13.31.35; 20.51.15, 20.51.23

DOI: 10.5860/ital.v43i1.16661

 

Источник:

https://ital.corejournals.org/index.php/ital/article/view/16661

Статья «Как в идеале должен выглядеть процесс обучения РРИ специалистов университетских библиотек? Анализ опыта обучения РРИ методом позитивной оценки» (What is ideal EDI learning for academic librarians? Discovering EDI learning stories through appreciative inquiry). Авторы – Меган Фитцгиббонс (Megan Fitzgibbons) и Хлоя Леи (Chloe Lei), сотрудники Библиотеки им. Уэбстера Университета Конкордия, Монреаль, Канада.

Одним из важных направлений деятельности университетских библиотек Северной Америки является поддержка равенства, разнообразия и инклюзии (РРИ, EDI). Равенство понимается как справедливый доступ, равные возможности и уважительное отношение ко всем без исключения людям. Разнообразие связано с осознанием ценности каждого индивида и пониманием того, как разнообразие может быть реализовано в организациях. Инклюзивность понимается как осознанное включение в различные сферы жизнедеятельности разных групп людей.

Для настоящего исследования с целью изучения поведения библиотекарей был проинтервьюирован 21 специалист университетских библиотек Канады. Интервью были персонализированы, данные собирались через электронную почту и социальные сети. Видеоинтервью проводились онлайн на платформе Zoom.

Респонденты рассказали свои истории обучения РРИ. Для анализа ответов был использован метод позитивной оценки ситуации. Представленные истории обучения носили как формальный, так и неформальный характер. В профессиональном контексте обучение РРИ проходило в неформальной обстановке и было персонально ориентированным. Отмечается, что представленные истории могут мотивировать к обучению многих библиотекарей. Также предполагается, что прохождение одной программы обучения РРИ может послужить толчком к освоению других аспектов РРИ. Отмечается, однако, что полученный в результате обучения опыт имеет как позитивные, так и в ряде случаев негативные стороны.

Делается вывод о том, что в идеале обучение библиотекарей университетских библиотек должно происходить при поддержке организации в комфортных условиях, способствующих осмысленным обсуждениям. Однако на индивидуальном уровне были выявлены несоответствия между полученным индивидом знанием и его/ее способностью изменить ситуацию в своей организации.

Данное исследование позволяет сделать выводы относительно важности постановки задачи при формировании реального опыта обучения; необходимости комплексной организации процесса обучения в противоположность отдельным акциям, а также соотнесения динамики профессионального, личного, формального и неформального обучения; и наконец, относительно необходимости выверенного сочетания учебных, структурных и внутренних факторов при формировании реального опыта обучения.

Представлены также шесть приложений к статье, в которых приводятся: определение РРИ, данное Канадской библиотечной ассоциацией (Canadian Library Association); список вопросов, список рассылки респондентам по электронной почте и список литературы и других источников для респондентов; список литературы и других источников, которые указали сами респонденты, а также фрагменты некоторых интервью.

  

УДК: 023.5 + 005.963:02(71)

ГРНТИ: 13.31.16, 13.31.91

DOI: 10.1016/j.acalib.2024.102908

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133324000697