16 февраля 2021 г. вышла статья «Самая сложная работа в библиотеке» (Toughest job in the library) автора Яна Д. Гордона (Ian D. Gordon). Цель этой статьи – описание уникальной роли менеджеров среднего звена в библиотеках. Менеджеры среднего звена на оперативном уровне реализуют стратегические директивы, исходящие от высшего руководства библиотеки. Условия работы менеджеров среднего звена, в частности, библиотекарей книговыдачи, можно назвать уникальными, поскольку их работа характеризуется многофункциональностью, многозадачностью и вместе с тем нахождением на переднем крае обслуживания пользовательского сообщества. Вместе с тем библиотеки развиваются, меняют стратегию своей деятельности, внедряют новые услуги, удовлетворяя изменившиеся потребности пользователей. Такая специфика работы может привести к профессиональному выгоранию, изоляции, стрессу. Статья основана на личном разнообразном опыте автора и его размышлениях в качестве главы отдела обслуживания университетской библиотеки. В статье описываются возможности и проблемы, с которыми сталкиваются библиотекари, а также навыки и компетенции, необходимые библиотекарям, возглавляющим функциональные отделы.

  

УДК: 023.4

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-04-2020-0072

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-04-2020-0072/full/html

В июне в журнале Library Journal также опубликована статья Деннис Пирс (Dennis Pierce) «Библиотеки XXI века: изменения с нуля» (21st Century Libraries: Changing from the Ground Up). Несмотря на то, что статья носит очевидный рекламный характер, интересно познакомиться с технологиями и сервисами, повсеместно внедренными в практику американских библиотек, и убедиться, что коммерческие компании активно заинтересованы в развитии библиотечных сервисов, предлагая библиотекам инновационные продукты, сервисы и дизайн. «Библиотеки больше не просто место для выдачи книг; это модные заведения с беспроводным Интернетом; здесь можно найти и швейные машины, и удочки, и многое другое… Они превратились в арену для творчества и программирования, для ведения блогов и записи подкастов, для изучения языков и подготовки к новому этапу профессиональной карьеры». В статье рассказывается, в частности, о таком коммерческом сервисе библиотек, как проверка ноутбуков, планшетов и мобильных устройств. Сервис реализован компанией Laptops Anytime. Она предлагает полностью автоматизированное решение – специальные киоски выдачи электронных устройств, что исключает попадание к пользователю неисправных и незаряженных планшетов, ноутбуков, электронных книг. Программное обеспечение LUNA — облачное решение для управления цифровыми ресурсами библиотеки и сохранения изображений, видеозаписей, аудиофайлов, PDF, оцифрованных книг и рукописей. Коллекции, опубликованные в LUNA, автоматически оптимизируются для поиска через Google и другие поисковые системы, а программное обеспечение интегрируется с Summon, WorldCat и др. Кроме того, на базе Luna Imaging создана глобальная коллекция загруженного в систему контента, LUNA Commons. Библиотеки-участницы могут представлять в ней свои цифровые ресурсы: www.lunaimaging.com/luna-commons. Важным аспектом деятельности библиотек является организация внутреннего пространства. В сотрудничестве со школьными и публичными библиотеками центральным для архитектурной компании Kodet Architectural Group является вопрос о том, как здание, построенное для сообщества, может помочь выстроить это самое сообщество. Австралийская компания FE Technologies продает терминалы книговыдачи, базирующиеся на использовании RFID-технологии, а также ворота контроля, терминалы самообслуживания, считывающие устройства. С 2008 г. компания Library Ideas (буквально — «библиотечные идеи») разрабатывает продукты, ориентированные на различные потребности читателей библиотек. Компания имеет более 5000 клиентов-библиотек более чем 20 странах мира. Ее первым продуктом был облачный музыкальный сервис Freegal Music, а сейчас компания основала собственное издательство — VOX Publishing, выпускающее аудио книги VOX Books, а также IR Books, книги, создающие иммерсивную реальность, предназначенные для детей 5-12 лет.

  

УДК: 02:004

ГРНТИ: 13.20.31

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/?detailStory=2-st-century-lbraries-changing-from-the-ground-up-lj210616

В тематической колонке редактора журнала Андреа Фальконе (Andrea Falcone) «Перспективы обслуживания», опубликована статья координатора служб доступа и библиотекаря по научным коммуникациям Библиотеки Ньютона Грэшема Государственного университета Сэма Хьюстона (США) Эрин Оуэнс (Erin Owens) «Переосмысление роли персонала отдела книговыдачи в университетских библиотеках» (Rethinking the Role of Circulation Staff in Academic Libraries). Эрин Оуэнс заняла должность руководителя службы доступа библиотеки в 2016 г., а в 2018 г. после объединения службы доступа с межбиблиотечным абонементом, возглавила это объединенное подразделение. В своей работе она столкнулась с тем, что количество физических обращений читателей в библиотеку снижается, так как многие отдают предпочтение удаленному доступу, поэтому библиотечному персоналу приходится переосмысливать и расширять свои профессиональные обязанности для обеспечения эффективной работы в рамках структуры библиотеки. В этой статье Эрин Оуэнс рассказывает о своем поиске новых способов функционирования и взаимодействия с другими отделами, связанных не только с традиционными концепциями обслуживания студентов и преподавателей, но и с актуализацией основной миссии университетской библиотеки.

  

УДК: 025.6

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1080/10572317.2021.1909259

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2021.1909259?src=

В очередном номере Library Management опубликована статья-призыв «Не теряйте потенциала кризиса» (Never waste a good crisis). Автор — Линда О’Брайен (Linda O’Brien), Школа бизнеса, Университет Гриффита (Саутпорт, Австралия). Всякий кризис, утверждает она, несет в себе не только угрозы, но и возможности, и в этом смысле пандемия COVID-19 – не исключение. Благодаря экстремальной ситуации, многие изменения, которые уже должны были произойти и планировались, стали происходить в ускоренном темпе; на вопросы, которые стояли перед нами, пришлось срочно искать ответы; мы призвали весь свой творческий потенциал для поисков новых методов работы. Во многом статья — итог размышлений автора на протяжении 30-летней профессиональной деятельности. Автор выделяет две группы возможностей, которые предлагает нам нынешняя ситуация: это движение в сторону открытого доступа на принципах FAIR (Findable, Accessible, Interoperable and Reusable – легкость обнаружения, доступ, функциональная совместимость и возможность повторного использования); вторая возможность позволяет нам вдохнуть новую жизнь в библиотечную профессию, использовать цифровые методы работы. Все эти перемены назревали десятилетиями, но произошли, как это обычно бывает, почти мгновенно.

  

УДК: 022.42+27.9

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-11-2020-0165

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-11-2020-0165/full/html

В третьем выпуске журнала Journal of Electronic Resources в колонке «Идеи и инновации» опубликована статья редактора данной рубрики Рэндалла А. Лоу (Randall A. Lowe) «Управление электронными ресурсами во время пандемии COVID-19: проблемы и возможности на примере шести университетских библиотек» (Electronic Resources Management in the Time of COVID-19: Challenges and Opportunities Experienced by Six Academic Libraries). В этом материале библиотекари из шести государственных и частных высших учебных заведений США отвечают на следующие вопросы: с какой самой большой проблемой (или проблемами) в управлении электронными ресурсами столкнулась их библиотека во время пандемии COVID-19? Какие возможности, запланированные или неожиданные, возникли в результате? Приведут ли эти проблемы или возможности к постоянным изменениям в управлении электронными ресурсами в их библиотеке?

Своим мнением и опытом поделились:

1. Джудит Нагата (Judith Nagata), специалист по контент-стратегии библиотеки колледжа Святого Креста (Вустер, штат Массачусетс);

2. Александр Додд (Alexander Dodd), специалист по электронным ресурсам и дискавери-сервисам библиотеки Университета Лойолы и Университета Нотр-Дам (Балтимор, штат Мэриленд);

3. Фануэль Хиромбо (Fanuel Chirombo), библиотекарь по управлению электронными ресурсами, комплектованию и работе с сериальными изданиями библиотеки Эрла С. Ричардсона Государственного университета Моргана (Балтимор, штат Мэриленд);

4. Корри Хатчинсон (Corrie Hutchinson), младший библиотекарь по вопросам комплектования, фондов и технических услуг библиотеки Университета Миссури (Колумбия, штат Миссури);

5. Рэндалл А. Лоу (Randall A. Lowe), специалист по развитию фондов, комплектованию и работе с сериальными изданиями библиотеки Льюиса Дж. Орта Государственного университета Фростбурга (Фростбург, штат Мэриленд);

6. Джон Ф. Куган (John F. Coogan), библиотекарь по системам и электронным ресурсам библиотеки Университета Мэриленда Global Campus (Адельфи, штат Мэриленд).

  

УДК: 02:004+025.355

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1080/1941126X.2021.1949162

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2021.1949162

Развитие новых технологий, таких как большие данные, искусственный интеллект, исследовательские платформы и пр., открывает множество возможностей для создания, хранения и анализа научно-исследовательских данных. Европейская комиссия и другие научные организации подчеркивают важность внедрения систем управления научно-исследовательскими данными (Research data management systems, RDMS) в высших учебных заведениях для обеспечения устойчивого и полноценного использования этих данных. Ключевым условием успешного внедрения являются понимание процессов управления этими видами данных и изучение мнений всех заинтересованных сторон.

Ева Катарина Доннер (Eva Katharina Donner), докторант кафедры международного менеджмента и социального предпринимательства Университета Пассау (Германия), в статье «Системы управления научно-исследовательскими данными и организационная структура университетов и научно-исследовательских институтов: систематический обзор литературы» (Research data management systems and the organization of universities and research institutes: A systematic literature review) предприняла анализ литературы для поиска ответов на следующие вопросы: какие организационные факторы необходимо учитывать при внедрении систем управления научно-исследовательскими данными? как эти организационные факторы взаимодействуют друг с другом и как они влияют на внедрение систем управления? Анализ проводился с использованием классической модели организационных изменений Г. Ливитта («алмаз Ливитта»), построенной на четырех компонентах: задачи, структура, технология и персонал. В этой модели все компоненты организации связаны между собой, и изменение одного неизбежно ведет к изменению остальных. Выяснилось, что на внедрение систем управления научно-исследовательскими данными существенно влияют организационная структура организации, инфраструктура, культура труда, а также стратегические соображения. В статье автор обобщает различные подходы к реализации систем управления и формулирует направления для будущих исследований – например, более глубокое изучение взаимосвязей между выявленными организационными факторами.

  

УДК: 002.6:001.89+004.65

ГРНТИ: 20.15, 20.23; 12.41.55; 20.19

DOI: 10.1177/09610006211070282

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211070282

В новом номере журнала опубликована статья Эрин Вал (Erin Wahl) «Трансформация библиотечного обучения с ориентацией на устойчивость: уроки пандемии» (Shifting Instruction for Sustainability: Lessons from COVID). Пандемия COVID-19 изменила отношение к библиотекам, их функциям и функционированию. Автор, будучи координатором учебных программ Библиотеки Университета штата Нью-Мексико, рассматривает эти изменения как окно новых возможностей, в частности, для реализации концепций устойчивости и гибкости в учебных программах библиотеки, а также в инструментарии, которым располагает как библиотека, так и университет в целом. Определение устойчивости через такие понятия, как окружающая среда (в том числе система коммуникаций в университетской среде), равенство, экономика и образование, позволило выстроить понимание того, каким быть библиотечным образовательным программам, поскольку с этими понятиями были связаны основные проблемы, стоявшие перед университетской библиотекой в период пандемии. Ставка делалась на малые изменения и их постепенность, поскольку масштабные и кардинальные перемены могут быть настороженно встречены сообществом. Выбор принципа устойчивости в качестве основополагающего помог задать вектор трансформаций, движение вдоль которого заставляло обращаться к новым аспектам решений. Это, в свою очередь, оказалось серьезным мотивирующим фактором для изменения системы и проявления инициативы. Таким образом был запущен непрерывный процесс, и трансформации не носили случайный или ограниченный характер. Предпринятые шаги были простыми, легко инициируемыми, устойчивыми во времени, на них постепенно выстраивалась стандартная структура образовательной работы библиотеки, состоящая из множества библиотечных модулей. Эффективность такого подхода позволяет сообщить университетскому сообществу о ценности библиотечных образовательных программ, а также, в перспективе, распространить опыт на университетское сообщество, в целом. Выводы автора проиллюстрированы примерами конкретных решений для организации образовательной работы библиотеки в период пандемии.

  

УДК: [025.5:004.77]-048.35

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31

DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.1.236

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/236

В статье «Стратегия управления знаниями в области изменения климата в Южной Африке: рекомендации» (Knowledge management for climate change in South Africa: A proposed strategy) Мадлейн Фомбад (Madeleine С. Fombad), представляющая факультет информационных наук Университета Южной Африки в Претории, называет экономические, политические, социальные и экологические аспекты изменения климата, составляющие угрозу для реализации Национального плана развития ЮАР и устойчивого развития, в частности. Управление знаниями автор считает ключевой стратегией реагирования, адаптации и сведения к минимуму воздействия таких изменений на окружающую среду. Данная стратегия принята во всем мире и реализуется через государственные и неправительственные организации. Последствия климатических изменений и отсутствие интереса к управлению знаниями в Южной Африке заставляет автора детально изучить ситуацию. Она предпринимает систематический анализ литературы — учебных пособий, статей, стратегических документов, моделей и законодательных актов, связанных с управлением знаниями в области изменения климата. Поиск в базах данных Scopus, ProQuest, EBSCO, Science Direct, Emerald, Elsevier, Taylor and Francis, Springer, Wiley и Inderscience осуществлялся по ключевым словам «изменение климата», «управление знаниями» и «стратегия». Найденные статьи были подвергнуты оценке на предмет релевантности, и по итогам были выделены 100 пертинентных статей и осуществлен описательный синтез контента. Была предложена стратегия управления знаниями в области климатических изменений, и в частности, учреждение центра управления знаниями по климату. Дан обзор инициатив, реализуемых в ЮАР. Автор ссылается на ряд документов международного уровня, позволяющих выстроить структуру управления знаниями в области изменений климата.

  

УДК: 001.101 + 502.131.1

ГРНТИ: 37.23.31; 06.52.15; 23.69; 87.01.29, 87.51.21, 87.05.33

DOI: 10.1177/03400352231217277

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/03400352231217277

Международный междисциплинарный коллектив авторов – Юсуф Айодежи (Yusuf Ayodeji), Адейинка Телла (Adeyinka Tella) и Рексуайт Тега Енакрире (Rexwhite Tega Enakrire) — представляет статью «Революция зеленых библиотек: катализатор деятельности, связанной с изменениями климата» (The green library revolution: A catalyst for climate change action).

Сегодня библиотеки выходят за рамки своей традиционной роли хранилища знаний, переживая существенную трансформацию во многих аспектах своей деятельности; в том числе, они выступают в качестве активных защитников и проводников идеи экологической устойчивости. Они ставят перед обществом проблемы и сами ищут ответы на вопросы, связанные с климатическими изменениями. Ежедневно решают задачи по реализации собственной устойчивой практики, предоставления доступа к климатической информации, вовлечения разнообразной аудитории в экологическую деятельность и поддержания этических стандартов.

Авторами предпринят обширный обзор литературы и проанализированы исследования, касающиеся зеленых библиотек и их роли в деятельности, связанной с климатическими изменениями. Источниками послужили отчеты, статьи и книги научного характера, опубликованные во всем мире. Обзор литературы происходил по следующим направлениям: библиотеки как центры образования в области климатической ситуации, сохранение биоразнообразия внутри библиотечного пространства, участие сообщества в лидерских экологических инициативах библиотек, продвижение технологий, имеющих глобальное значение, рассказы об успешном опыте библиотек.

Результаты анализа показали, что, несмотря на кризисные явления, библиотеки в развитых странах демонстрируют существенные успехи в этом движении и реализуют различные инициативы — например, строительство зеленых библиотечных зданий, программы с участием сообщества, партнерские программы сотрудничества, создание цифровых ресурсов, инновационная экологическая «климатическая» грамотность, лидерская роль в реализации этических принципов. Эти достижения служат источником вдохновения, вселяют надежду и будят инициативность других библиотек, демонстрируют потенциал библиотек как катализаторов позитивных экологических изменений. В этом состоят ценность и оригинальность данного исследования.

По результату изучения литературы авторы дают следующие рекомендации библиотекам: расширять масштаб своих образовательных климатических инициатив и демографическое разнообразие их целевых групп, соответствующим образом формировать образовательный контент; обеспечивать инклюзивность образовательных усилий в данной области и доступность их для всех членов общества; продолжать формировать цифровые ресурсы и онлайн-архивы климатической и экологической информации, гарантируя их доступность и интерактивность; развивать стратегическое партнерство с экологическими организациями, академическими институтами, государственными органами, местными сообществами и союзами, что позволит усилить эффект от инициатив, привлекать экспертов и получать дополнительные ресурсы.

Кроме того, указано на необходимость реализации полноценной системы оценки эффективности климатических программ, внедрения показателей, позволяющих оценивать популярность программ, степень использования ресурсов и вовлеченности сообщества. Важными моментами являются осведомленность общества о достижениях и задачах библиотек, коммуникация с обществом, демонстрация вклада библиотек в достижение экологической устойчивости. Утверждается, что библиотеки способны продолжить свою эволюцию в качестве влиятельных агентов в отношении общества к климатическим изменениям.

  

УДК: 021.4:502.12

ГРНТИ: 13.31.21; 87.01.45; 13.31.91

DOI: 10.1108/CC-10-2023-0032

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/CC-10-2023-0032/full/html

В своей статье «Почему происходит фрагментирование библиотечно-информационной науки» (What characterizes LIS as a fragmenting discipline?) Пертти Ваккари (Pertti Vakkari), факультет информационных технологий и коммуникаций Университета Тампере, Финляндия, дает характеристику изменениям, происходящим сегодня с библиотековедением, которое в западной литературе часто фигурирует под названием «библиотечно-информационных наук» (library and information sciences, LIS). С этой целью Ваккари прибегает к концептуально-теоретическому анализу и к анализу исторических источников. В своем исследовании он ссылается на работы социологов науки Ричарда Уайтли и Стивена Фукса.

В книге «The intellectual and social organization of the sciences» («Интеллектуальная и социальная организация наук») (1984) Ричард Уайтли (Richard Whitely) впервые анализирует производство научных открытий с точки зрения индустриальной социологии. Наука рассматривается в его работах как разновидность производственного процесса. Уайтли показывает, что различия между культурами разных дисциплин определяются характерной для них комбинацией двух переменных – степенью взаимозависимости производителей и неопределенностью исхода операций. Эти комбинации могут задаваться исследовательской практикой, присущей дисциплине, но могут быть и результатом внешнего влияния на организацию поля науки (что создает специфические академические культуры разных стран).

Стивен Фукс (Stephen Fuchs) — автор работы «A sociological theory of scientific change» («Социологическая теория трансформации науки»). В ней автор утверждает, что трансформация науки обычно обусловлена конкуренцией, однако на практике направление изменений зависит от социальной организации и статуса научных организаций, и некоторые научные отрасли трансформируются в результате непрерывного развития науки (научных открытий), в результате специализации и кумуляции, а некоторые — через когнитивную фрагментацию.

П. Ваккари эмпирически обосновывает различия между фрагментированной адхократией (гибкой организационной структурой), которая охватывает, в том числе, весь библиотековедческий контекст, библиотечно-информационное обслуживание и информационно-поисковую деятельность, и технологически интегрированной бюрократией, в чью сферу интересов входят поиск и выдача значимой информации и научная коммуникация (наукометрия).

Истоки фрагментированности библиотечно-информационной науки обнаруживаются в 1960-1970 гг., когда в ее в развитии начинают участвовать иные дисциплины, к которым пришлось прибегать из-за растущего потока научной литературы. Компьютерные науки и бизнес были заинтересованы в развитии библиотечно-информационных академических программ и исследований с фокусом на поисковые технологии и библиометрию. Это привело к расхождению научных интересов, предметов и методов исследований между библиотековедением и иными дисциплинами.

В своих исследованиях автор обнаружил, что в период с 1995 по 2015 г. существенно сократилась доля авторов-исследователей, представляющих библиотечно-информационные науки. Особенно это касается тематики поиска информации и научной коммуникации. Соответственно увеличилась доля статей авторов, представляющих компьютерные науки и администрирование и освещающих проблемы, которые ранее считались предметом библиотековедения и информатики. Ученые-библиотековеды являлись авторами двух третей статей в традиционных областях, таких как библиотечно-информационное обслуживание, библиотечный контекст, в то время как исследователи из других наук являлись авторами 60–80% статей, посвященных поиску и выдаче информации, поисковому поведению и научной коммуникации (наукометрическая тематика).

Автор считает, что вклад представителей других дисциплин – это центростремительная сила, разрывающая единое тело такой науки, как библиотековедение, которое традиционно состояло из многих областей. Библиотековедение существует многие десятилетия, при этом мало кто выражал озабоченность недостаточным взаимодействием между его областями.

  

УДК: 001.83 + 02:001.1

ГРНТИ: 20.51; 13.31.35; 12.41.55

DOI: 10.1108/JD-10-2023-0207

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-10-2023-0207/full/html