В июне в журнале опубликована статья «Цифровая платформа открытого и равноправного обмена научными знаниями в Индии» (Digital platform for open and equitable sharing of scholarly knowledge in India). Авторы – Мумита Коли (Moumita Koley), Сурьеш Намдео (Suryesh K. Namdeo), Бхаттачарьи Сучирадипта (Bhattacharjee Suchiradipta). Существующая в академическом мире модель доступа к научным знаниям не обеспечивает равенства — большинство коммерческих издательств назначают чрезмерные цены за доступ, подписку или обработку журнальных статей. В нашу цифровую эпоху, когда стоимость издательского процесса резко упала, а рецензирование зачастую факультативно, доступ к информации не должен ограничиваться такими способами. Авторы подробно характеризуют состояние издательской деятельности в области науки с точки зрения открытости и доступности публикаций. В том числе, проанализирована альтернативная некоммерческая система, функционирующая в латиноамериканских странах, проведено сравнение между традиционными моделями и платформами цифровой публикации. Отмечается, что проблема публикационной активности в Индии усугубляется распространением хищнических журналов. Авторы предлагают рассмотреть концепцию общедоступной и открытой платформы, противопоставленной олигополии коммерческих издательств в науке и построенной на основе технологий следующего поколения и новейших моделей публикационной деятельности. Некоторые форматы такой практики, такие как системы открытого рецензирования, обеспечение прозрачности научных данных и совершенствование цифровых технологий в издательском деле, могут помочь в реализации эффективных, прозрачных и экономичных издательских систем, в том числе послужить основой создания в Индии цифровой издательской платформы. Рассмотрены рабочие потоки в рамках такой цифровой экосистемы. Представлен сравнительный анализ ряда технологий на базе свободного программного обеспечения, таких как Open Journal System (OJS), с оригинальными моделями, например, Editorial Manager. Сделаны выводы о недостатках этих технологий, рассмотрены конкретные пути реализации экономичной цифровой издательской платформы. При содействии национальных индийских журналов открытого доступа платформа может быть усовершенствована в соответствии с международными стандартами, что откроет ученым путь к публикации статей минуя коммерческие издательства. Единый путь реализации научной публикации не может одинаково подходить всем без исключения. Различные публикационные модели могут сосуществовать, удовлетворяя потребности самых разных заинтересованных групп, принадлежащих к академическому сообществу.
УДК: 001.92:004.915+655.5:004.9
ГРНТИ: 19.51.92, 19.51.61, 19.31; 20.19
DOI: 10.1177/09610006221083678
Источник:
https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006221083678
Несмотря на доступность огромных массивов данных в социальных и профессиональных сетях, оценка участия в исследовательской и публикационной деятельности студентов проводилась до сих пор крайне ограниченно. Предшествующие исследования позволяли выявить некоторую публикационную активность студентов, однако вопрос не получил более глубокого анализа; это касается и области библиотечно-информационных наук. В статье Юн-Ца Шин (Eun-Ja Shin) (Факультет медиа и коммуникаций, Сеул, Южная Корея) «Публикационная деятельность студентов на страницах журнала Journal of Librarianship and Information Science: модели, коллаборации, методологические выводы» (Exploring the role of student authors in the Journal of Librarianship and Information Science: Patterns, collaborations, and methodological insights) проанализированы данные о работах, опубликованных студентами в журнале Journal of Librarianship and Information Science в период с 1993 по 2022 г. Автором применен метод описательного статистического анализа; в таблицах приведены количественные данные за отдельные годы; данные сгруппированы по десятилетиям. Графики позволяют визуализировать изменение тенденций на протяжении исследуемого периода. Анализ показал существенный рост студенческой исследовательской и публикационной активности: студенческие статьи в журнале составляют приблизительно до 20% всех публикаций, что является весомым вкладом в развитие библиотечной науки. Кроме того, представленное исследование выявило существенный сдвиг в сторону совместных исследований — 88% студенческих публикаций представляют собой внутренние или внешние коллаборации, причем студенты очень часто (48%) выступают в них в качестве основного автора. Также отражено использование студентами исследовательских методик, среди которых преобладает количественный анализ. Автор предполагает, что качественные методы могут представлять некоторую сложность для молодых исследователей. В перспективе рекомендуется расширить базу сбора данных, захватив больше научных журналов, и проанализировать публикационную активность магистрантов и выпускников отдельных библиотечно-информационных программ обучения.
УДК: 378.147:013-057.875 + 001.83-047.44
ГРНТИ: 13.41; 14.35.19
DOI: 10.1177/09610006231213982
Источник: