Пакистанские авторы Аиша Халид (Aesha Khalid), Гулам Фарид Малик (Ghulam Farid Malik) и Халид Махмуд (Khalid Mahmood) посвятили статью «Устойчивое развитие и библиотеки: систематический обзор литературы (2000-2020)» (Sustainable development challenges in libraries: A systematic literature review (2000–2020)) анализу повестки устойчивого развития — сравнительно новой как для самих библиотек, так и для библиотечно-информационной науки, — во всей сложности и многообразии данной проблематики. Анализ строился на принципах PRISMA (выбора предпочтительных компонентов для подготовки систематических обзоров и метаанализов). После уточнения критериев включения-исключения, в базах данных LISA, LISTA, Scopus, Web of Science и Google Scholar за период с 2000 по 2020 г. были отобраны, а затем идентифицированы и рассмотрены объекты-публикации. Результаты анализа выявили многообразие задач, стоящих перед библиотечно-информационной отраслью в связи с повесткой устойчивого развития. Отсутствие стратегии жизнеустойчивости у самих библиотек, в том числе в организации их деятельности, обслуживании, дизайне библиотечных зданий, потребление библиотеками существенных объемов энергетических ресурсов, развитие компьютерных и цифровых технологий как причина быстрого устаревания библиотечного оборудования и чрезмерного по современным меркам «углеродного следа» деятельности библиотек, а также недостаточное представление данной проблематики в библиотечном образовании, — вот задачи, которые предстоит решать библиотекам и ученым отрасли. Сопротивление переменам мешает библиотекам осуществлять долгосрочное планирование с учетом целей устойчивого развития. Преодолев названные ограничительные факторы, библиотеки выиграют и обеспечат свое будущее. Данный обзор поможет библиотекам и руководителям отрасли реализовывать инициативы устойчивого развития, сообразуя их с конкретной спецификой. Авторы также обосновывают необходимость включить повестку устойчивого развития в проблематику библиотечно-информационной науки.
УДК: 02
ГРНТИ: 13.31
DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102347
Источник:
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000380?via%3Dihub
С начала 1990-х годов библиотеки осуществляют деятельность, направленную на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Библиотеки, вовлеченные в такую деятельность, получили название «зеленых библиотек». Статья Малгожаты Федорович-Крушевской (Małgorzata Fedorowicz-Kruszewska) «Концептуализация понятий «зеленые библиотеки» и «зеленое библиотечное дело»» (Green libraries and green librarianship – Towards conceptualization) посвящена этой теме. Термин «зеленая библиотека» используется в научной, профессиональной и популярной литературе, однако определения его крайне расплывчаты и неоднозначны. Предварительный анализ контента публикаций на тему «зеленых библиотек» выявил достаточно скромное количество теоретических или синтетических текстов. Цель статьи — восполнить этот пробел. Автор ставит перед собой три задачи: (1) уточнение термина «зеленая библиотека», (2) концептуализация термина «зеленое библиотечное дело» и (3) определение границ области «зеленого библиотечного дела». Для решения этих задач автор, в первую очередь, проанализировала соответствующий дискурс, представленный научной библиотековедческой литературой, что позволило выделить показатели, определяющие библиотеку как «зеленую». Показатели были уточнены. Материалы собирались с использованием реферативно-библиографической базы данных по библиотековедению, информатике и технологиям (Library, Information Science & Technology Abstract, LISTA). Была проведена их тщательная выборка. В результате количество показателей и характеристик «зеленой библиотеки» увеличилось, что позволило уточнить определение для данного термина, сформулировать определение для «зеленого библиотековедения» и области, которое оно охватывает. Ценность данной статьи заключается в концептуализации терминов «зеленая библиотека и «зеленое библиотечное дело», а также расширении перечня показателей, которые могут быть использованы для контентного анализа документов в исследуемой области. Данное исследование может послужить основой для дальнейшей разработки методов оценки деятельности и развития «зеленых библиотек».
УДК: 02+502.1
ГРНТИ: 13.31; 87.01.45; 20
Источник:
https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0961000620980830
В первом, сдвоенном номере журнала за 2023 г. Малгожата Федорович-Крушевска (Małgorzata Fedorowicz-Kruszewska) опубликовала статью «Зеленые библиотеки: барьеры на пути формирования концепции» (Green libraries: barriers to concept development). Автор пишет о том, что несмотря на то, что с 1990-х годов сформировался значительный корпус литературы, посвященный экологической составляющей в тематике устойчивого развития, а само библиотечное сообщество проявляет большую активность в области защиты окружающей среды, массив научно-исследовательских и профессиональных публикаций библиотечно-информационного профиля на эту тему увеличивается сравнительно медленно. Автор предпринимает попытку найти причины недостаточного интереса к проблеме зеленых библиотек в глобальном масштабе, для чего указывает на барьеры, лежащие на пути формирования концепции зеленых библиотек как в теоретической, так и практической плоскостях. Автор приходит к выводу о том, что барьерами на пути формирования концепции зеленых библиотек являются: неоднозначность определения «зеленые библиотеки», отсутствие рекомендаций для зеленых библиотек и критериев их оценки, недостаточно активное распространение идей экологического образования, отсутствие эффективных инструментов отслеживания продвижения к Целям устойчивого развития (ЦУР) в экологическом аспекте на национальном уровне, а также недостаточная интеграция экологической тематики в образовательные программы в высшем библиотечно-информационном образовании.
УДК: 502.131.1:02+37:502/504
ГРНТИ: 13.31.15; 87.01.45
Источник:
https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-04-2022-0041/full/html
Международный междисциплинарный коллектив авторов – Юсуф Айодежи (Yusuf Ayodeji), Адейинка Телла (Adeyinka Tella) и Рексуайт Тега Енакрире (Rexwhite Tega Enakrire) — представляет статью «Революция зеленых библиотек: катализатор деятельности, связанной с изменениями климата» (The green library revolution: A catalyst for climate change action).
Сегодня библиотеки выходят за рамки своей традиционной роли хранилища знаний, переживая существенную трансформацию во многих аспектах своей деятельности; в том числе, они выступают в качестве активных защитников и проводников идеи экологической устойчивости. Они ставят перед обществом проблемы и сами ищут ответы на вопросы, связанные с климатическими изменениями. Ежедневно решают задачи по реализации собственной устойчивой практики, предоставления доступа к климатической информации, вовлечения разнообразной аудитории в экологическую деятельность и поддержания этических стандартов.
Авторами предпринят обширный обзор литературы и проанализированы исследования, касающиеся зеленых библиотек и их роли в деятельности, связанной с климатическими изменениями. Источниками послужили отчеты, статьи и книги научного характера, опубликованные во всем мире. Обзор литературы происходил по следующим направлениям: библиотеки как центры образования в области климатической ситуации, сохранение биоразнообразия внутри библиотечного пространства, участие сообщества в лидерских экологических инициативах библиотек, продвижение технологий, имеющих глобальное значение, рассказы об успешном опыте библиотек.
Результаты анализа показали, что, несмотря на кризисные явления, библиотеки в развитых странах демонстрируют существенные успехи в этом движении и реализуют различные инициативы — например, строительство зеленых библиотечных зданий, программы с участием сообщества, партнерские программы сотрудничества, создание цифровых ресурсов, инновационная экологическая «климатическая» грамотность, лидерская роль в реализации этических принципов. Эти достижения служат источником вдохновения, вселяют надежду и будят инициативность других библиотек, демонстрируют потенциал библиотек как катализаторов позитивных экологических изменений. В этом состоят ценность и оригинальность данного исследования.
По результату изучения литературы авторы дают следующие рекомендации библиотекам: расширять масштаб своих образовательных климатических инициатив и демографическое разнообразие их целевых групп, соответствующим образом формировать образовательный контент; обеспечивать инклюзивность образовательных усилий в данной области и доступность их для всех членов общества; продолжать формировать цифровые ресурсы и онлайн-архивы климатической и экологической информации, гарантируя их доступность и интерактивность; развивать стратегическое партнерство с экологическими организациями, академическими институтами, государственными органами, местными сообществами и союзами, что позволит усилить эффект от инициатив, привлекать экспертов и получать дополнительные ресурсы.
Кроме того, указано на необходимость реализации полноценной системы оценки эффективности климатических программ, внедрения показателей, позволяющих оценивать популярность программ, степень использования ресурсов и вовлеченности сообщества. Важными моментами являются осведомленность общества о достижениях и задачах библиотек, коммуникация с обществом, демонстрация вклада библиотек в достижение экологической устойчивости. Утверждается, что библиотеки способны продолжить свою эволюцию в качестве влиятельных агентов в отношении общества к климатическим изменениям.
УДК: 021.4:502.12
ГРНТИ: 13.31.21; 87.01.45; 13.31.91
Источник:
https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/CC-10-2023-0032/full/html
Статья Сяоай Рен (Xiaoai Ren), факультет библиотечно-информационных наук, Университет штата в Валдосте, штат Джорджия, США, «Экологическая устойчивость в деятельности и сервисах библиотек Калифорнии, Флориды и Джорджии» (Libraries’ environmentally sustainable practices and services in California, Florida, and Georgia) посвящена практической реализации концепции зеленых библиотек.
Движение зеленых библиотек родилось в начале 1990-х гг. из стремления библиотек снизить свое воздействие на окружающую среду и нашло выражение, в том числе, в строительстве зеленых библиотечных зданий, внедрении экологичных процессов и операций, осуществлении зеленых сервисов. В принятой ООН в 2015 г. «Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» сформулированы 17 целей устойчивого развития (ЦУР). Три основания устойчивости —экология, экономика, социальная сфера. ИФЛА сыграла существенную роль в информационной поддержке формирования повестки ООН, указав на важность обеспечения равноправного и всеобщего доступа к информации. В 2019 г. Американская библиотечная ассоциация (American Library Association, ALA) объявила устойчивость базовой ценностью библиотечного дела.
Представлены результаты предварительного исследования. Проведен опрос библиотечных работников штатов Калифорния, Флорида и Джорджия относительно их восприятия экологически устойчивых практик и сервисов их библиотек, роли и задач библиотек в продвижении принципов экологической устойчивости в сообществе. Результаты данного исследования показывают, что наиболее распространенной «устойчивой» практикой среди библиотек является практика трех R (reduce, reuse, and recycle — англ. «сокращай, используй многократно, перерабатывай»). Респонденты рассматривают библиотеки в первую очередь как поставщиков информации, центры образования в сфере экологической устойчивости, а также как партнеров местного сообщества.
В рамках исследования обнаружено большое разнообразие в экологически устойчивой деятельности, осуществляемой библиотеками различных типов и географического положения. Безусловно, такое разнообразие объясняется уникальным характером каждой из библиотек, фондов, сервисов, местных сообществ, однако оно также подтверждает ранее установленный факт отсутствия систематического подхода к определению, внедрению и оценке экологически устойчивой деятельности библиотек. Из 203 респондентов, чьи анкеты учитывались, лишь 11 (5,4 %) подтвердили наличие в их библиотеках экологической политики, определяющей ежедневное функционирование организации.
Респонденты называли такие экологические программы и мероприятия, как сбор отходов для утилизации, показ тематических фильмов, мероприятия, посвященные климатическим изменениям, местной экологической ситуации. К мероприятиям относятся также встречи садоводов и огородников, беседы об окружающей среде, пожарной безопасности в природе, курсы экологической грамотности.
Библиотеками, попавшими благодаря опросу в поле зрения исследователей, были реализованы следующие программы: детские программы экологической или научной тематики, программы утилизации и вторичного использования, садоводство и огородничество, сохранность сельскохозяйственных угодий и устойчивое фермерство, книжные клубы, «Сделай сам» или «Почини сам», обучение взрослых в области точных наук, кулинария и вегетарианство, жизнь без отходов, пчеловодство и др.
Нехватка финансов и времени, риск политизации повестки в глазах сообщества и отсутствие доверия с его стороны — проблемы, которые стоят перед библиотеками в их деятельности, направленной на достижение экологической устойчивости. Задачи, требующие решения, — конкуренция данной проблематики с другими приоритетными задачами библиотек и отсутствие необходимых знаний. Результаты данного исследования являются вкладом в систематическое исследование данной проблематики. Они указывают на то, что библиотеки нуждаются в поддержке в деле пропаганды идей устойчивого развития среди населения.
Профессиональные библиотечные организации, такие как ИФЛА и ALA, активно поддерживают библиотеки в этой деятельности, разрабатывают рекомендации и предоставляют финансирование, проводят вебинары, публикуют релевантные материалы и распространяют передовой опыт.
УДК: 021.1:502.12 + 502.131.1
ГРНТИ: 13.31.21; 87.01.45
DOI: 10.1177/03400352241287788
Источник:
https://journals.sagepub.com/doi/epub/10.1177/03400352241287788