Грег Ландграф (Greg Landgraf), координатор коммуникаций и маркетинговой деятельности библиотек Джорджтаунского Университета (Вашингтон, США) является постоянным автором журнала American Libraries.
В статье «Насколько ваш вебсайт дружествен пользователю?» (User-Friendly Is Your Website?) автор обращается к различным источникам, цитирует многочисленных специалистов и обобщает их опыт, связанный с трансформацией обслуживания читателей через библиотечные вебсайты в период пандемии, которая заставила решать проблемы удобства использования вебсайтов пользователями, но при этом дала увидеть новые возможности. Функциональность и удобство использования, в том числе, через мобильные устройства, должны стать неотъемлемой характеристикой библиотечного сайта. Подчеркивается, что библиотеки, как и другие веб-разработчики, должны опираться на требования Консорциума Всемирной паутины (Web Content Accessibility Guidelines), которые библиотеки могут перевести в простые для реализации и доступные им опции, которые часто не требуют больших вложений. Тестирование найденных решений, которое в нынешних условиях приобретает несколько экстренный характер, может быть осуществлено на высокотехнологичных платформах с использованием искусственного образа пользователя, обратной связи с пользователями и библиотекарями и привлечением аналитических данных Google и Springshare (последняя – цифровая платформа, на которой построены системы LibGuides и LibAnswers).
УДК: 02+004.738.1
ГРНТИ: 13.31; 19.31
Источник:
https://americanlibrariesmagazine.org/2021/03/01/how-user-friendly-is-your-website/
Роль видеоконтента в библиотечном маркетинге, пропаганде, обучении и пр. становится все значительнее. Этот тип контента должен быть доступен для всех без исключения пользователей, однако до сих пор большая доля его не обладает необходимыми для этого характеристиками, такими как сопроводительные подписи, транскрипты, звуковые описания, перевод на язык жестов; также не все материалы могут быть воспроизведены на доступных широкому кругу проигрывателях медиафайлов. В докладе Карли Спины (Carli Spina) «Доступность видеоинформации» (Video Accessibility), опубликованном в апрельском номере Library Technology Reports, охарактеризованы показатели доступности данного вида информации и показано, как их можно использовать. Библиотекари познакомятся с инструментами, которые помогут им создавать, приобретать и коллективно использовать видеоматериалы при условии их доступности для библиотечных пользователей.
Карли Спина — доцент, руководитель исследовательско-образовательного подразделения библиотеки Технологического института моды (Fashion Institute of Technology, FIT) Университета штата Нью-Йорк (State University of New York, SUNY). В сферу ее научных интересов входят проблемы доступности, универсальности дизайна, пользовательского интерфейса, авторского права. Она также является автором готовящейся к печати книги «Универсальный дизайн инклюзивных библиотек» (Creating Inclusive Libraries by Applying Universal Design).
УДК: 02:004
ГРНТИ: 13.20.31
DOI: 10.5860/ltr.57n3
Источник:
В июне в журнале опубликована статья «Цифровая платформа открытого и равноправного обмена научными знаниями в Индии» (Digital platform for open and equitable sharing of scholarly knowledge in India). Авторы – Мумита Коли (Moumita Koley), Сурьеш Намдео (Suryesh K. Namdeo), Бхаттачарьи Сучирадипта (Bhattacharjee Suchiradipta). Существующая в академическом мире модель доступа к научным знаниям не обеспечивает равенства — большинство коммерческих издательств назначают чрезмерные цены за доступ, подписку или обработку журнальных статей. В нашу цифровую эпоху, когда стоимость издательского процесса резко упала, а рецензирование зачастую факультативно, доступ к информации не должен ограничиваться такими способами. Авторы подробно характеризуют состояние издательской деятельности в области науки с точки зрения открытости и доступности публикаций. В том числе, проанализирована альтернативная некоммерческая система, функционирующая в латиноамериканских странах, проведено сравнение между традиционными моделями и платформами цифровой публикации. Отмечается, что проблема публикационной активности в Индии усугубляется распространением хищнических журналов. Авторы предлагают рассмотреть концепцию общедоступной и открытой платформы, противопоставленной олигополии коммерческих издательств в науке и построенной на основе технологий следующего поколения и новейших моделей публикационной деятельности. Некоторые форматы такой практики, такие как системы открытого рецензирования, обеспечение прозрачности научных данных и совершенствование цифровых технологий в издательском деле, могут помочь в реализации эффективных, прозрачных и экономичных издательских систем, в том числе послужить основой создания в Индии цифровой издательской платформы. Рассмотрены рабочие потоки в рамках такой цифровой экосистемы. Представлен сравнительный анализ ряда технологий на базе свободного программного обеспечения, таких как Open Journal System (OJS), с оригинальными моделями, например, Editorial Manager. Сделаны выводы о недостатках этих технологий, рассмотрены конкретные пути реализации экономичной цифровой издательской платформы. При содействии национальных индийских журналов открытого доступа платформа может быть усовершенствована в соответствии с международными стандартами, что откроет ученым путь к публикации статей минуя коммерческие издательства. Единый путь реализации научной публикации не может одинаково подходить всем без исключения. Различные публикационные модели могут сосуществовать, удовлетворяя потребности самых разных заинтересованных групп, принадлежащих к академическому сообществу.
УДК: 001.92:004.915+655.5:004.9
ГРНТИ: 19.51.92, 19.51.61, 19.31; 20.19
DOI: 10.1177/09610006221083678
Источник:
https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006221083678
В этом году сайт журнала Journal of eScience Librarianship был перенесен на платформу с открытым исходным кодом Janeway. Именно этому событию посвящена статья главного редактора журнала Регины Фишер Рабоин (Regina Fisher Raboin), заместителя директора по библиотечному образованию и исследованиям библиотеки Ламар Сауттер Медицинской школы Массачусетского университета США, «Перенос сайта журнала на новую платформу: Звездные войны и новое будущее» (Migrating a Journal Platform: Stars Wars and a New Future).
Janeway – цифровая платформа для онлайн-публикации научных статей, поддерживает весь процесс издательской деятельности: от подачи и рецензирования статей до редактирования, производства и окончательной публикации. Автор отмечает, что переход на новую платформу открывает широкие возможности для развития сервисов как для издателей, так и для пользователей. Платформа интегрируется с существующей научной инфраструктурой и инструментами с открытым исходным кодом (например, присвоение DOI, обнаружение плагиата с помощью Crossref, поиск/вход в ORCID). Переход на Janeway повысил эффективность, гибкость и безопасность сайта журнала, что крайне важно для команды редакторов, работающих в журнале на общественных началах. В будущем, для повышения доступности контента, планируется размещать статьи в форматах HTML и XML, а не только в формате PDF.
Регина Фишер Рабоин отмечает, что переход на новую платформу не был простым, она сравнивает команду разработчиков и издателей с Альянсом повстанцев из эпопеи «Звездные войны»: как небольшая группа героев борется за новую надежду и свободу, так и команда журнала делает все возможное для предоставления авторам, редакторам, рецензентам и читателям более инклюзивной и доступной издательской среды.
УДК: 001:316+004.774
ГРНТИ: 12.21.65; 19.31, 19.45, 19.71
DOI: 10.7191/jeslib.630
Источник:
https://publishing.escholarship.umassmed.edu/jeslib/article/id/630/
В сентябре в журнале опубликована статья коллектива авторов – Энни Ву (Annie Wu), Тейлора Дэвис-Ван Атта (Taylor Davis-Van Atta), Бетани Скотт (Bethany Scott), Энн Вашингтон (Anne Washington), Санти Томпсон (Santi Thompson), Джерелла Джонса (Jerrell Jones), Эндрю Вейднера (Andrew Weidner), Лауры Рамирез (A. Laura Ramirez), Марианы Смит (Marian Smith) – под заголовком «Инновационные подходы к оцифровке авторефератов и диссертаций в библиотеках Хьюстонского университета» (Navigating Uncharted Waters. Utilizing Innovative Approaches in Legacy Theses and Dissertations Digitization at the University of Houston Libraries), в которой детально представлен опыт объединенных университетских библиотек. В 2019 г. Библиотеки Хьюстонского университета сформировали рабочую группу по оцифровке авторефератов и диссертаций. Развернутая при финансировании Фонда Джона Макговерна, эта инициатива, призванная обеспечить более широкий доступ к университетскому фонду авторефератов и диссертаций выпускников вуза объемом более 19800 единиц, в своей реализации оказалась комплексной и многоаспектной. Она коснулась всего спектра библиотечных процессов, от закупки программного обеспечения и оборудования для оцифровки до разработки многоэтапного долгосрочного плана. Проект реализован в сотрудничестве с другими департаментами университета. План рассчитан на три этапа реализации: подготовка к оцифровке (1), разработка рабочих процессов и потоков (2), коммуникация и информирование целевой аудитории (3). План охватывает такие процессы, как анализ внешней среды, учет фонда авторефератов и диссертаций, приобретение оборудования, разработка стратегии и тактики, разработка процессов и рабочих потоков, стратегии обеспечения цифровой сохранности и стратегии коммуникации рабочей группы с университетским сообществом и заинтересованными сторонами, которые получали информацию о целях, масштабах, ходе реализации проекта; а также автоматизация рабочих процессов и их документирование. В ходе реализации рабочая группа осуществляла коррекцию процессов автоматизации, повторного использования библиографических данных, а также управление проектом. Результатом этой работы стало расширение доступности документов и распространение информации о научно-исследовательской деятельности выпускников и сотрудников Университета, что способствует росту влияния вуза и укреплению его репутации, а также обеспечивает лучшие карьерные возможности для выпускников, преподавателей и научных работников вуза. Проект Хьюстонского университета доказал эффективность планового подхода к ретроспективной оцифровке фонда авторефератов и диссертаций в условиях академической библиотеки.
УДК: 004.8:02+001.103.2
ГРНТИ: 13.31; 20.15.31, 20.17, 20.53
Источник:
Статья приглашенного редактора Пентти Ваттулайнен (Pentti Vattulainen) «Вена 2022: история Куопийской конференции» (Guest editorial: Vienna 2022: a story of Kuopio conference) знакомит читателей с форумом, посвященным вопросам функционирования библиотек-репозиториев. Куопио – город в Восточной Финляндии с населением около 120000 человек, в котором располагаются университет и Национальная библиотека-репозиторий. Основанная в 1989 г., библиотека является ресурсом, который связывает все финские библиотеки и информационные центры. Серия Куопийских конференций берет начало в консультациях в рамках ключевой программы IFLA — Универсальная доступность публикаций (Universal Availability of Publications, UAP). В рамках программы в 1982 г. было опубликовано исследование «Планы и программы развития национальных репозиториев» (National Repository Plans and Programmes. ISBN 0-7123-001-6). Эта публикация положила начало общению всех сторон, заинтересованных в реализации программы UAP, что в конечном итоге привело к рождению идеи конференции. Начиная с 1999 г. Национальная библиотека-репозиторий пять раз принимала в Куопио Международную конференцию по репозиториям печатных материалов и репозитарным библиотекам. Год за годом тематика конференции демонстрирует необходимость эффективного управления малоиспользуемыми научными документами на глобальном уровне, что означает потребность в логистических и стратегических инновациях, которые обеспечивали бы простой доступ к этим документам. Расцвет цифрового распространения информации и новейших технологий дает библиотекам новые инструменты, однако не все проблемы пока решены. Куопийские конференции не оставляют также вниманием тему эффективного управления печатными коллекциями и доступа к ним не только как к артефакту прошлого, а как к источнику информации и опыту прошлого. За прошедшие годы в подготовке конференции принимали участие самые разные национальные, зарубежные и международные организации, в том числе Британская библиотека, Центр научных библиотек (Centre for Research Libraries) (Чикаго, США), Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA), парижский Технический центр книги (Centre Technique du Livre), Центр сотрудничества университетских библиотек Виктории (Cooperative Action by Victorian Academic Libraries, CAVAL) (Бундура, Виктория, Австралия), OCLC и многие другие. Журнал Library Management оказывал информационную поддержку конференциям, выпустив два специальных посвященных ей выпуска, а также в разные годы печатал на своих страница статьи, представленные на конференции.
Седьмая Куопийская конференция состоялась 7 сентября 2022 г. в Вене, Австрия, на базе Коллективного архива Австрии (Shared Archiving Austria, SAA) и носила название «Контролировать и обновлять: политика управления фондом в цифровую эпоху» (Review and Renew: Collection Management Policies in a Digital Age). В качестве программного комитета выступала Европейская коллаборация инициатив печатных материалов (European Print Initiatives Collaboration, EPICo). Консультантами по программе конференции являлись Пентти Ваттулайнен и Стив О’Коннор (Steve O’Connor). Прозвучали доклады библиотечных специалистов, исследователей и представителей издательств, связанные с политикой обеспечения сохранности, оценкой проектов по архивированию, экономическими моделями, метаданными и т.д. Всего присутствовало 8 председателей заседаний, 33 докладчика и 60 участников. Принято решение о том, что в дальнейшем конференции будут проводиться два раза в год. Следующая, Восьмая Куопийская конференция, которая получила новое имя - EPICo2, состоится в Барселоне, Испания, 25-27 сентября 2024 г. Предложена ее тема: «Значение печатных изданий в цифровом мире» (Importance of print in a digital world). Местными организаторам выступят Консорциум университетских библиотек Каталонии и Университет Барселоны (Испания).
Пентти Ваттулайнен работал в Национальной библиотеке-репозитории Финляндии с 1992 по 2017 год. Является автором десятков статей, посвященных совместному использованию ресурсов и опубликованных в финских, скандинавских и международных журналах, а также исследования, посвященного вопросам эффективности межбиблиотечного абонемента в странах Северной Европы (Performance of Interlending in Nordic Academic Libraries, 2003). Являлся главным редактором пятого издания справочника по международному обмену публикациями (Handbook on the International Exchange of Publications, De Gruyter, Saur 2005), а также соредактором книги «Репозитории печатных изданий: стратегии обеспечения доступа, сохранности, демократии» (Repositories for Print: strategies for access, preservation and democracy, De Gruyter, Saur 2018). Возглавлял два комитета IFLA: Комплектования и развития фондов (2007-2011) и Доставки документов и коллективного использования ресурсов (2013-2017).
УДК: 004.65:021.61 + 004:025.2
ГРНТИ: 13.31.29, 13.31.19
Источник:
https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-04-2023-180/full/html
В августе в журнале опубликована статья Гвен Эванс (Gwen Evans), вице-президента компании Elsevier по вопросам глобального сотрудничества с библиотеками, «Защита принципов доступности и инноваций в научных изданиях» (Championing Accessibility and Innovation in Scholarly Publishing). Недавнее исследование, проведенное среди американских научных и университетских библиотек некоммерческой организацией Ithaka, показало, что 67% директоров библиотек называют доступность физических фондов и цифровых коллекций одной из приоритетных целей деятельности, направленной на достижение разнообразия, равенства, инклюзивности и доступности. Кроме того, приоритетной задачей руководители считают также поддержку библиотеками образовательного процесса. В этой связи к базовым задачам библиотеки относится поддержка контента, платформ, сервисов, обеспечивающих потребности в образовании лиц с различными ограничениями.
Согласно официальным данным, 61 млн граждан США имеют те или иные ограничения, связанные с их физическими, сенсорными или ментальными состояниями и особыми образовательными потребностями. Автор рассматривает стратегии обеспечения доступности библиотечных ресурсов и сервисов для таких читателей. Прежде всего, она называет ставшую уже традиционной разработку веб-сайтов с учетом потребностей различных категорий читателей. Так, специально для научного и образовательного контента компания Elsevier разработала свои рекомендации (Elsevier's User Centered Design group and Accessibility Group checklist). Кроме того, существуют рекомендации Министерства юстиции США по разработке доступных веб-сайтов, соответствующих принятому в стране закону о защите прав граждан США с ограниченными возможностями. Автор указывает также на другие стратегические задачи по обеспечению доступности библиотек и библиотечных ресурсов:
• Обучение персонала работе с различными видами ограничений в рамках обучения стратегиям обеспечения разнообразия, равенства, инклюзивности и доступности.
• Участие лиц, представляющих категорию граждан с ограниченными возможностями, в процессах планирования и внедрения мер обеспечения доступности.
• Обучающие материалы и сервисы библиотек должны по возможности включать как можно больше характеристик, обеспечивающих доступность (шрифт, аудиоверсии, текст, альтернативный изображениям и схемам, по необходимости перевод).
• Взгляд на проблему глазами издателя или провайдера поможет представить, как можно адаптировать функции репозитория или библиотечные платформы для конкретной библиотеки или интегрировать созданный пользователями контент, например, презентации или вебинары.
Автор подчеркивает, что контент важнее платформ, и усилия всех заинтересованных сторон должны быть также направлены на оптимизацию учебных и научных материалов, особенно в сфере естественных и точных наук, инженерного дела, математики. Следует помнить, однако, что не все материалы и рабочие потоки поддаются оптимизации в отношении доступности в широком смысле этого слова. При этом потребности в доступности всех участников процессов научной коммуникации должны быть учтены.
УДК: 021.1:364.614.8
ГРНТИ: 13.31.21; 14.29.01
Источник:
В своей статье «Неочевидность отдельных форм библиотечного обслуживания» (Hidden Public Services) Шарлотт Иннерд (Charlotte Innerd), Скотт Гиллис (Scott Gillies) и Дебби Чейвс (Debbie Chaves) предлагают взглянуть на функциональную структуру библиотеки с точки зрения взаимодействия с ее читателями и пользователями. Структура библиотеки включает в себя различные подразделения, которые соответствуют процессам и функциям, осуществляемым теми или иными специалистами библиотек. Традиционно библиотеки определяют службы, которые находятся «на переднем крае», непосредственно взаимодействуя с читателями, как подразделения «обслуживания». Такая интерпретация заведомо исключает из области обслуживания тех специалистов библиотеки, которые заняты в процессах, связанных с библиотечными технологиями: комплектование, каталогизация, управление электронными ресурсами, веб-дизайн, цифровые технологии. Авторы указывают на функции библиотечного обслуживания в таких областях, как управление электронными ресурсами, лицензирование, метаданные, обеспечение доступности и доступа. Цель исследования — указать на сложную природу библиотечной работы. Авторы отмечают, что все сотрудники библиотек работают на то, чтобы читатель нашел свой путь к источникам и информационным ресурсам. Это означает, что каждый библиотечный специалист прямо или опосредованно взаимодействует с читателями и пользователями. Через анализ функциональной роли своих специалистов и подразделений библиотеки смогут корректировать и адаптировать собственную структурную организацию и комплексно подойти к концепции обслуживания читателей. В статье подчеркивается необходимость постоянной коммуникации, принятия ценностных подходов к организационной культуре и функциональности работы библиотечных подразделений.
УДК: 023.4:025.5
ГРНТИ: 13.31.35, 13.31.16
DOI: 10.1080/10572317.2023.2270888
Источник:
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10572317.2023.2270888
О потребностях пользователей с ограниченными возможностями пишут в статье «Скрытое неравенство доступа. Доступность документов в агрегированных базах данных» (Hidden Inequities of Access. Document Accessibility in an Aggregated Database) Аманда Ховиус (Amanda Hovious) и Конгвен Ванг (Congwen Wang). Авторы приводят определение, согласно которому доступность – это возможность всех и каждого, в том числе лиц с ограничениями здоровья, пользоваться чем-либо, понимать, получать что-либо, достигать чего-либо. Особое упоминание в определении лиц с особыми потребностями и ограничениями здоровья соотносится с законодательными документами США, такими как Закон об американских гражданах с инвалидностью (Americans with Disabilities Act), который содержит стандарты и рекомендации по обеспечению доступности ресурсов и сервисов для граждан с ограничениями по здоровью, в том числе цифровых или электронных ресурсов. Раздел 508 данного закона скоординирован с международным Руководством по обеспечению доступности веб-контента ((WCAG, Web Content Accessibility Guidelines 2.0). Анализ обеспечения доступности в рамках агрегированных систем, подобных EBSCO, показывает, что есть разница между доступностью баз данных и доступностью документов. Это означает, что, даже если поисковый интерфейс базы данных совместим со вспомогательными технологиями, для пользователей с ограниченными возможностями, тем не менее, существуют барьеры в доступе к документам, к которым приводит поиск, то есть с большой вероятностью такие пользователи столкнутся с ситуацией, когда статьи окажутся несовместимыми с программами чтения с экрана. Чтобы оценить масштаб проблемы, была проведена оценка доступности документов — случайным образом отобранных полнотекстовых статей из 12 научных и отраслевых журналов, включенных в базу данных EBSCO по библиотековедению и информатике. Журналы отбирались по критерию их признания со стороны профессионального сообщества и охвата проблем библиотечной практики и библиотековедения. Статьи подверглись оценке по двум показателям совместимости с программами чтения с экрана: соответствие им форматов HTML (оптимального для таких программ) и PDF. Результаты исследования продемонстрировали некоторые несоответствия формата HTML в отобранных журналах. Кроме того, вся выборка статей, представленных в формате PDF, не отвечает даже минимальным требованиям стандарта PDF Universal Accessibility в отношении теговой структуры. Однако все статьи в PDF-формате прошли тест на доступ к специальным возможностям, так что могут быть прочитаны при обращении пользователя к сервисам третьей стороны.
EBSCO отозвалась на проведенное исследование сообщением, что компания активно работает с издательствами, побуждая их использовать тегированный формат PDF, однако сама она обладает ограниченным контролем над доступностью полнотекстового контента. Авторы утверждают, однако, что крупные поставщики баз данных, такие как EBSCO, обладают достаточным влиянием на издательства и могут сделать доступность контента необходимым условием включения в свои базы данных.
УДК: 027.6:364.65 + 004.774:027.6
ГРНТИ: 13.31.35; 20.51.15, 20.51.23
Источник:
https://ital.corejournals.org/index.php/ital/article/view/16661
Сотрудники библиотеки Университета штата Айдахо в Бойсе, США, Мэри Аагард (Mary C. Aagard) и Памела Киндельбергер (Pamela D. Kindelberger) опубликовали статью «Что такое EEAAP? Оценка доступности программного обеспечения и пользовательского доступа» (What is an EEAAP?: Software accessibility reviews and user access). Они утверждают, что проведение библиотекой анализа и оценки доступности обеспечивает соблюдение стандартов доступности и помогает выработать альтернативный план EEAAP.
Equally Effective Alternative Action Plan — буквально «равноэффективный альтернативный план действий»; это документ, который используется, когда в технологии есть барьер доступности (технология, которую нельзя использовать человеку или пользовательской группе с ограниченными возможностями или инвалидностью). Научные и университетские библиотеки покупают лицензии на тысячи электронных ресурсов, но не всегда материалы полностью доступны пользователям. Библиотеки обязаны оказывать помощь и поддержку всем категориям пользователей, что и является целью.
УДК: 004.45:021
ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.35; 20.23.29, 20.51.15
DOI: 10.1080/07317131.2024.2340293
Источник:
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/07317131.2024.2340293