Библиотеки активно формируют электронные фонды и предоставляют онлайновые услуги, обеспечивая доступ к своим историческим коллекциям. Один из способов познакомить читателей с этими материалами – создать для этих ресурсов визуальный контекст, который раскроет содержание фондов и стимулирует пользователей к использованию ресурсов в самых различных целях, в том числе, научных. В первом номере журнала Library Technology Reports (том 57) в докладе «Визуализация данных электронных фондов с использованием языка программирования R» (Data Visualization with R for Digital Collections) представлена методика, в которой цифровые коллекции рассматриваются как данные, которые могут быть обнаружены, проанализированы и визуализированы при помощи языка программирования R. R – язык программирования для статистической обработки данных и работы с графикой, а также свободная программная среда вычислений с открытым исходным кодом. Язык сравнительно легок для изучения, с хорошей поддержкой разработчиков.
Моника Гловацка-Музиаль (Monika Glowacka-Musial) специалист по метаданным Библиотеки Университета шт. Нью-Мексико, США, магистр наук - Варшавский университет по специальности польский язык и литература; имеет степень д-ра наук в области антропологии, Университет Темпл, а также степень магистра в области библиотековедения и информатики - Университет Аризоны.
УДК: 02:004+004.62+004.438
ГРНТИ: 13.20.31; 20.53.19; 50.05.09
DOI: 10.5860/ltr.57n1
Источник:
В этом же выпуске журнала опубликована статья «Визуализация данных в университетских библиотеках в поддержку научных исследований» (Data visualization as a research support service in academic libraries: An investigation of world-class universities). Автор, доктор наук Махмуд Шериф Закариа (Mahmoud Sherif Zakaria), изучил онлайновые сервисы визуализации данных в библиотеках университетов мирового уровня. Для целей исследования было отобрано 30 из 100 библиотечных веб-сайтов топовых университетов из рейтинга QS World University Rankings 2021. Сайты подверглись анализу, и в результате множественных визитов на них были собраны данные по сервисам визуализации. Они были разделены на пять категорий: информация, услуги, инструменты и программное обеспечение, информационные ресурсы. Большинство библиотек (93,3%) предлагают пользователям такие инструменты визуализации данных и такое программное обеспечение, как Tableau, R, Excel, Gephi и Plotly. Двадцать шесть библиотек (86,67%) располагают информационными ресурсами, имеющими отношение к визуализации данных, такими как учебники, источники данных, внешние ссылки на электронные ресурсы, блоги. Кроме того, 80% библиотек предлагают сервисы визуализации данных университетскому сообществу на своих веб-сайтах. Результаты данного исследования призваны помочь университетским библиотекам оптимизировать услуги визуализации данных и привлечь внимание библиотек в целом к данной проблематике.
УДК: 02:004+027.7
ГРНТИ: 13.31, 13.31.23
DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102397
Источник:
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000884
В этом же выпуске опубликована статья Леонидаса Писпирингаса (Leonidas Pispiringas), Димитриса А. Дервоса (Dimitris A. Dervos) и Георгиоса Евангелидиса (Georgios Evangelidis) «Обнаружение междужурнальных связей на основе цитирования в микрокосме консорциума университетских библиотек» (Citation based journal-to-journal associations in the microcosm of an academic libraries consortium). Рейтинг научных журналов, как правило, строится на основе количества цитирований, и этот рейтинг непосредственно влияет на развитие научных исследований. В статье акцент сделан на цитировании как на средстве обнаружения междужурнальных связей. Консорциумы академических библиотек могут использовать полученную таким образом информацию в планировании коллекций журналов (подписок) для более полного удовлетворения потребностей пользовательского сообщества. В данном исследовании показатели научной значимости журнала рассматриваются в контексте конкретного сообщества (Целевая авторская группа, ЦАГ) Консорциума грекоязычных университетских библиотек (Hellenic Academic Libraries Link, HEAL-Link Consortium); они используются для обнаружения междужурнальных связей, а также журналов, имеющих междисциплинарную значимость, в частности в микрокосме данного сообщества ЦАГ. Результаты исследования представлены также в форме интерактивных графов на веб-сервисе J2J-GR (https://j2j.heal-link.gr). Эти результаты могут оказаться полезными не только для руководства консорциума HEAL-Link, но и для других заинтересованных специалистов, как в Греции, так и за рубежом.
УДК: [001.83:01]-047.44
ГРНТИ: 20.15.31; 13.31
DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102463
Источник:
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321001543
Привлекает внимание статья «Мы действительно пользуемся неверными данными? Анализ использования электронных журналов в семи исследовательских университетах рейтингового статуса R1 и R2» (Are we relying on the wrong data? Analysis of e-journal usage data at seven R1 and R2 research universities). Автор – Саймон Робинс (Simon Robins), сотрудник отдела фондов и обслуживания библиотеки Дейтонского университета, штат Огайо, США.
Задача данного исследования – проанализировать характер использования статей из полнотекстовых электронных журналов, размещенных на различных платформах. Были проанализированы данные семи исследовательских университетов рейтингового уровня R1 и R2 в штате Огайо, США. Статистические данные предоставлены международной организацией библиотек COUNTER 5.
COUNTER 5 — международная некоммерческая членская организация библиотек, издателей и поставщиков, которая разрабатывает стандарт для подсчета использования электронных ресурсов библиотеки (журналов, книг, справочников и других мультимедийных баз данных).
Исследователи обращались к данным на платформах пяти крупнейших издателей научных журналов (Taylor and Francis, SAGE, Oxford University Press, Wiley и Springer), а также платформах таких агрегаторов, как EBSCO, JSTOR и Центр электронных журналов консорциума OhioLINK (OhioLINK’s Electronic Journal Center). Главная цель данного исследования – определить, как пользователь в поисках той или иной статьи делает свой выбор между платформами, особенно если доступ к полному тексту конкретных статей дублируется. Анализ данных проводился с использованием инструментария Tableau и Excel. Полученные результаты вызывают серьезные вопросы относительно поведения пользователя (студента или преподавателя), их способности находить полный текст вне зависимости от того, идет ли поиск в системе Google или в других коммерческих поисковых системах. Результаты также подтверждают связь между использованием платформы EBSCO и учебными планами университетов: рост интенсивности использования платформы приходится на октябрь, ноябрь, март и апрель, соответственно на начало и конец учебного года. Наконец, результаты, относящиеся к электронным журналам издательства Taylor and Francis на платформе EBSCO, должны быть подвергнуты дополнительному анализу на предмет дублирования журналов, предоставляемых в подписных пакетах якобы по выгодной цене.
УДК: 004.738.5:(051) + 027.7
ГРНТИ: 20.23.29; 13.31.19
DOI: 10.1080/1941126X.2024.2337578
Источник:
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2024.2337578