Библиотеки активно формируют электронные фонды и предоставляют онлайновые услуги, обеспечивая доступ к своим историческим коллекциям. Один из способов познакомить читателей с этими материалами – создать для этих ресурсов визуальный контекст, который раскроет содержание фондов и стимулирует пользователей к использованию ресурсов в самых различных целях, в том числе, научных. В первом номере журнала Library Technology Reports (том 57) в докладе «Визуализация данных электронных фондов с использованием языка программирования R» (Data Visualization with R for Digital Collections) представлена методика, в которой цифровые коллекции рассматриваются как данные, которые могут быть обнаружены, проанализированы и визуализированы при помощи языка программирования R. R – язык программирования для статистической обработки данных и работы с графикой, а также свободная программная среда вычислений с открытым исходным кодом. Язык сравнительно легок для изучения, с хорошей поддержкой разработчиков.

Моника Гловацка-Музиаль (Monika Glowacka-Musial) специалист по метаданным Библиотеки Университета шт. Нью-Мексико, США, магистр наук - Варшавский университет по специальности польский язык и литература; имеет степень д-ра наук в области антропологии, Университет Темпл, а также степень магистра в области библиотековедения и информатики - Университет Аризоны.

  

УДК: 02:004+004.62+004.438

ГРНТИ: 13.20.31; 20.53.19; 50.05.09

DOI: 10.5860/ltr.57n1

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/ltr/issue/view/783

В этом же выпуске журнала опубликована статья «Визуализация данных в университетских библиотеках в поддержку научных исследований» (Data visualization as a research support service in academic libraries: An investigation of world-class universities). Автор, доктор наук Махмуд Шериф Закариа (Mahmoud Sherif Zakaria), изучил онлайновые сервисы визуализации данных в библиотеках университетов мирового уровня. Для целей исследования было отобрано 30 из 100 библиотечных веб-сайтов топовых университетов из рейтинга QS World University Rankings 2021. Сайты подверглись анализу, и в результате множественных визитов на них были собраны данные по сервисам визуализации. Они были разделены на пять категорий: информация, услуги, инструменты и программное обеспечение, информационные ресурсы. Большинство библиотек (93,3%) предлагают пользователям такие инструменты визуализации данных и такое программное обеспечение, как Tableau, R, Excel, Gephi и Plotly. Двадцать шесть библиотек (86,67%) располагают информационными ресурсами, имеющими отношение к визуализации данных, такими как учебники, источники данных, внешние ссылки на электронные ресурсы, блоги. Кроме того, 80% библиотек предлагают сервисы визуализации данных университетскому сообществу на своих веб-сайтах. Результаты данного исследования призваны помочь университетским библиотекам оптимизировать услуги визуализации данных и привлечь внимание библиотек в целом к данной проблематике.

  

УДК: 02:004+027.7

ГРНТИ: 13.31, 13.31.23

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102397

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321000884

В этом же выпуске опубликована статья Леонидаса Писпирингаса (Leonidas Pispiringas), Димитриса А. Дервоса (Dimitris A. Dervos) и Георгиоса Евангелидиса (Georgios Evangelidis) «Обнаружение междужурнальных связей на основе цитирования в микрокосме консорциума университетских библиотек» (Citation based journal-to-journal associations in the microcosm of an academic libraries consortium). Рейтинг научных журналов, как правило, строится на основе количества цитирований, и этот рейтинг непосредственно влияет на развитие научных исследований. В статье акцент сделан на цитировании как на средстве обнаружения междужурнальных связей. Консорциумы академических библиотек могут использовать полученную таким образом информацию в планировании коллекций журналов (подписок) для более полного удовлетворения потребностей пользовательского сообщества. В данном исследовании показатели научной значимости журнала рассматриваются в контексте конкретного сообщества (Целевая авторская группа, ЦАГ) Консорциума грекоязычных университетских библиотек (Hellenic Academic Libraries Link, HEAL-Link Consortium); они используются для обнаружения междужурнальных связей, а также журналов, имеющих междисциплинарную значимость, в частности в микрокосме данного сообщества ЦАГ. Результаты исследования представлены также в форме интерактивных графов на веб-сервисе J2J-GR (https://j2j.heal-link.gr). Эти результаты могут оказаться полезными не только для руководства консорциума HEAL-Link, но и для других заинтересованных специалистов, как в Греции, так и за рубежом.

  

УДК: [001.83:01]-047.44

ГРНТИ: 20.15.31; 13.31

DOI: 10.1016/j.acalib.2021.102463

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133321001543

Привлекает внимание статья «Мы действительно пользуемся неверными данными? Анализ использования электронных журналов в семи исследовательских университетах рейтингового статуса R1 и R2» (Are we relying on the wrong data? Analysis of e-journal usage data at seven R1 and R2 research universities). Автор – Саймон Робинс (Simon Robins), сотрудник отдела фондов и обслуживания библиотеки Дейтонского университета, штат Огайо, США.

Задача данного исследования – проанализировать характер использования статей из полнотекстовых электронных журналов, размещенных на различных платформах. Были проанализированы данные семи исследовательских университетов рейтингового уровня R1 и R2 в штате Огайо, США. Статистические данные предоставлены международной организацией библиотек COUNTER 5.

COUNTER 5 — международная некоммерческая членская организация библиотек, издателей и поставщиков, которая разрабатывает стандарт для подсчета использования электронных ресурсов библиотеки (журналов, книг, справочников и других мультимедийных баз данных).

Исследователи обращались к данным на платформах пяти крупнейших издателей научных журналов (Taylor and Francis, SAGE, Oxford University Press, Wiley и Springer), а также платформах таких агрегаторов, как EBSCO, JSTOR и Центр электронных журналов консорциума OhioLINK (OhioLINK’s Electronic Journal Center). Главная цель данного исследования – определить, как пользователь в поисках той или иной статьи делает свой выбор между платформами, особенно если доступ к полному тексту конкретных статей дублируется. Анализ данных проводился с использованием инструментария Tableau и Excel. Полученные результаты вызывают серьезные вопросы относительно поведения пользователя (студента или преподавателя), их способности находить полный текст вне зависимости от того, идет ли поиск в системе Google или в других коммерческих поисковых системах. Результаты также подтверждают связь между использованием платформы EBSCO и учебными планами университетов: рост интенсивности использования платформы приходится на октябрь, ноябрь, март и апрель, соответственно на начало и конец учебного года. Наконец, результаты, относящиеся к электронным журналам издательства Taylor and Francis на платформе EBSCO, должны быть подвергнуты дополнительному анализу на предмет дублирования журналов, предоставляемых в подписных пакетах якобы по выгодной цене.

  

УДК: 004.738.5:(051) + 027.7

ГРНТИ: 20.23.29; 13.31.19

DOI: 10.1080/1941126X.2024.2337578

 

Источник:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1941126X.2024.2337578

Лидия Гарлан (Lydia Harlan) и Мириам Ригби (Miriam Rigby), представляющие библиотеки Университета Орегона, США, подготовили для журнала статью «Раскрыть секреты: расходы организаций на открытый доступ» (Open Secrets: Exploring Institutional Spending on Open Access), в которой отмечают, что существует огромное количество литературы, посвященной расходам библиотек на открытый доступ (ОД), при этом публикаций по оценке таких же расходов высших учебных заведений значительно меньше.

Возможность изучения расходов таких организаций на размещение журнальных статей в открытом доступе ограничена по нескольким причинам. Во-первых, оплата таких расходов фрагментирована, то есть производится из бюджетов грантодателей, научно-исследовательских организаций, библиотек или же из личных средств авторов. Еще одна серьезная проблема состоит в том, что финансирование журналов открытого доступа, взимающих плату за публикации статей, не отличается прозрачностью, поскольку заинтересованные стороны — авторы, университеты, спонсоры, издатели — не публикуют информацию об источниках и предметах финансирования и стоимости публикации.

Авторы представляют эффективную модель, позволяющую описать и визуализировать структуру реализации открытого доступа в названном образовательном учреждении и познакомить исследователей с возможностями при выборе места для публикации открытого доступа на основе информации о плате за публикацию и показателей цитируемости. Модель разработана сотрудниками библиотек Университета Орегона в приложении для аналитики Power BI.

  

УДК: [004.738.5:(051)]:021.9 + 338.467.6:021

ГРНТИ: 13.31.15, 13.31.19

DOI: 10.23974/ijol.2024.vol9.4.394

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/394