В специальном выпуске журнала Journal of Copyright in Education and Librarianship «Авторское право в период COVID-19» в статье специалиста по управлению ресурсами Библиотечной системы Университета Кеннесо штата Джорджия (США) Кристиана Лира (Christian Lear) «Цифровой абонемент видеоресурсов: обеспечение потокового доступа к видео в педагогических целях в университетских библиотеках» (Controlled Digital Lending of Video Resources: Ensuring the Provision of Streaming Access to Videos for Pedagogical Purposes in Academic Libraries) рассматривается текущий кризис медиакоммуникаций в библиотечном деле, связанный с проблемами предоставления потокового доступа к видеоконтенту. В данной статье этот кризис обсуждается в основном в контексте COVID-19 и того, как пандемия усугубила эту проблему. Рассматриваются ограничения, с которыми сталкиваются медиабиблиотеки и другие учреждения, ответственные за распространение видеоконтента, при попытке предоставления потоковых видеоресурсов, включая документальные фильмы, художественные фильмы и телесериалы. Автор предлагает обзор литературы по теме, и рассказывает, как другие университетские библиотеки справились с существующими ограничениями потокового доступа. Он находит возможное решение – использование относительно новой технологии цифрового абонемента для доступа к видеоресурсам в педагогических целях. Применение цифрового абонемента допустимо согласно доктринам добросовестного использования и первой продажи в соответствии с законом об авторском праве США и способно обеспечить эффективный, хотя и ограниченный доступ к контенту образовательных курсов. Существующие юридические и технологические ограничения для внедрения цифрового абонемента для видеоконтента преодолимы, однако это позволит медиабиблиотекам более эффективно осуществлять свои задачи по информационному обслуживанию общества.

  

УДК: 347.78+02:004+[021.4:004]:347.78

ГРНТИ: 10.41; 13.20.31, 13.31.91; 19.31, 19.61.11; 20.23.29

DOI: 10.17161/jcel.v5i1.14807

 

Источник:

https://journals.ku.edu/jcel/article/view/14807

С очередным обзором под заглавием «Развлекательные платформы для библиотек: подписка на коммерческие стриминговые продукты (кинофильмы и ТВ-шоу) в ответ на рост потребительских цен» (Library entertainment platforms offering movies and TV shows gain on commercial streaming services as consumers balk at subscription costs) выступает редактор раздела «Технология» Мэтт Энис (Matt Enis). Он отмечает, что потоковое вещание приобрело в США колоссальные масштабы. Согласно исследованию, проведенному среди различных демографических групп социологической компанией OnePoll и опубликованному в феврале изданием Forbes Home, американцы тратят ежедневно, в среднем, не менее трех часов на просмотр стриминговой продукции в ее различных форматах. Отмечено, что 95% респондентов имеют подписку хотя бы на один стриминговый сервис, среди которых наиболее популярны сервисы компании Netflix. Между тем имеет место и обратный процесс — так называемая «усталость от подписок», которая характеризуется стремлением людей снизить расходы, связанные с подпиской на стриминговые сервисы. В 2022-2023 гг. количество стриминговых сервисов в США уменьшилось на 13 процентов. Кроме того, приобретая какую-либо новую подписку, люди часто предпочитают отказаться от уже имевшейся. Одновременно все более популярными становятся бесплатные сервисы, которые существуют благодаря рекламе; например, Amazon и Freevee. Бесплатные сервисы сегодня занимают 36% времени, которое население Земли отдает потоковому вещанию; в 2022 г. эта цифра составляла 29%. Отчасти этими тенденциями объясняется рост популярности библиотечных стриминговых сервисов, таких как hoopla, Kanopy и видеостриминг cloudLibrary от компании Bibliotheca, который был запущен в октябре 2021 г. как сервис biblio+. Для библиотек всегда важна финансовая сторона вопроса, поэтому значительное внимание они уделяют выбору модели лицензирования данных сервисов. В статье приведено мнение специалистов, библиотекарей и представителей стриминговых компаний, которые рассказывают о специфике, преимуществах и недостатках использования тех или иных видов лицензий и подписок в библиотеках.

Одной из моделей подписки является оплата по факту использования, или оплата за просмотр. Несмотря на то, что подобные расходы крайне сложно планировать и контролировать, такую модель можно выбрать, если пользовательская аудитория сервиса в библиотеке невелика или пока не сложилась.

В случае фиксированной годовой подписки оплата происходит единовременно, а стоимость подписки закладывается в бюджет и не вырастает в случае увеличения количества пользователей сервиса.

Сами стриминговые компании предлагают библиотекам различные пакеты своих продуктов и услуг. Так, компания Kanopy предлагает как годовые подписки, так и возможность единовременного подключения (например, «билет» на просмотр всего сезона телевизионного сериала). Как вариант иногда оформляется фиксированная годовая подписка на определенные стриминговые коллекции (например, детские каналы, классика мирового кинематографа и т. п.). Система BingePass на платформе hoopla, стартовавшая в декабре 2021 г., предполагает неограниченный в течение семи дней стриминг определенного контента, например кинофильмов производства самой компании. Эта компания предлагает также специальные подборки контента для библиотек, не влияющие на возможность их пользователей смотреть другую продукцию по основной модели подписки.

Платформа видеостриминга cloudLibrary от компании Bibliotheca предлагает библиотекам исключительно годовые подписки без ограничения количества одновременных просмотров.

Важным соображением, которое в последнее время разделяет все больше коммерческих провайдеров, является то, что библиотеки не съедают коммерческий рынок стриминговых компаний, а занимают отдельный сегмент рынка. Отмечается, что постепенно стриминговые компании и дистрибьюторы начинают видеть в библиотеках полноценного партнера. Возможно, это приведет к появлению новых моделей лицензирования и росту разнообразия контента.

Главным критерием для библиотек в выборе стриминговой платформы является стоимость подписки. Вторым и третьим важными критериями будут характер предлагаемого библиотекам контента и частота добавления нового контента. Четвертый и пятый критерии — возможность отказа от подписки и отсутствие рекламы. Стриминг позволяет библиотекам выполнять досуговую функцию, и для ее реализации библиотекам не приходится осуществлять агрессивную маркетинговую деятельность, пропагандируя те или иные ресурсы или стриминговую платформу.

Библиотекари и представители коммерческих компаний, чьи слова приводятся в статье, подтверждают факт роста использования этих сервисов.

  

ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.21, 13.31.91

DOI: 021.4 + 791.64:02

 

Источник:

https://www.libraryjournal.com/story/news/full-stream-ahead-the-state-of-library-streaming-services?utm_campaign=LJXpress&utm_medium=email&_hsenc=p2ANqtz-_1E-dVKv9_2VfgenWhXU9_27I-bWu_mW4aFZ360ciPaRamNG6nmElCJ4GCegr5Qk8E8LRfPOJpun2YvPM2OCyzODNvoQ&_hsmi=300910613&utm_content=300910613&utm_source=hs_email