В первом номере за 2022 г. опубликован доклад Дэвида Ли Кинга (David Lee King) «Библиотечные платформы взаимодействия с пользователями» (Library Engagement Platforms), в котором представлен обзор цифровых платформ и показано, как библиотеки могут эффективно их использовать для коммуникации с читателями и пользователями. Такое взаимодействие происходит через разнообразные каналы коммуникации, в том числе через электронную почту, смс-сообщения, мобильные уведомления. Это информирование о предстоящих мероприятиях, оповещение о задолженности, специальные предложения и т.д. Автор пытается найти точное определение для маркетинга взаимодействия в применении к библиотеке. Маркетинг взаимодействия — маркетинговая стратегия формирования заинтересованности клиентов, эмпирический маркетинг, поведенческий маркетинг, поощряющий клиентов (читателей) к соучастию в развитии бренда (библиотеки) или формировании опыта, связанного с брендом (библиотекой). Когда такое взаимодействие происходит, бренд и клиент — библиотека и читатель — обретают друг друга. Если говорить о компьютерных платформах, то можно выделить несколько уровней онлайн-взаимодействия: от простого одноразового визита на веб-сайт с целью получения информации, через формирование пассивного канала коммуникации — от библиотеки к читателю, до приобретения верного читателя, проявляющего интерес и доверие к библиотеке и активно с ней взаимодействующего. Также дано определение платформы как компьютерной архитектуры и оборудования, и в более широком смысле — устройств или структур, включающих в себя такую платформу. В отдельной главе названы и охарактеризованы 20 программных продуктов, на которых базируются современные платформы библиотечного взаимодействия, такие как BiblioCommons, Communico, Innovative, Koios, Capira, OCLC Wise, OrangeBoy, Patron Point, Springshare и др. Рассматриваются различные виды взаимодействия, возможность адаптации маркетинговых сервисов на некоторых из названных платформ. Необходимо помнить, что конечной целью такой коммуникации является не обмен сообщениями сам по себе, а получение реального отклика со стороны пользователя, и взаимодействие, в буквальном смысле этого слова, между библиотекой и ее читателем. Описаны сценарии эффективного взаимодействия на различных платформах, в том числе, с точки зрения самих читателей библиотеки.
УДК: 021.7:005.966.5
ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 15.81.49; 19.51.41
DOI: 10.5860/ltr.58n1
Источник:
При разработке новой автоматизированной библиотечно- информационной системы в первую очередь встают вопросы функциональности, совокупной стоимости владения системой, безопасности и конфиденциальности данных и кадрового обеспечения. Также важно, используется ли собственное программное обеспечение или же программное обеспечение с открытым исходным кодом. Решение использовать коммерческий продукт или систему с открытым программным обеспечением зависит от индивидуальных потребностей библиотеки, между тем есть несколько факторов, которые следует принять во внимание библиотекарям и принимающим решение администраторам. Этому посвящена статья Эдварда Коррадо (Edward M. Corrado) «Несколько соображений по поводу защищенного и открытого программного обеспечения в библиотеках» (Proprietary and Open Source Software Systems in Libraries: A Few Considerations).
УДК: 004.42:[004.89:02]
ГРНТИ: 50.41.25
DOI: 10.1080/07317131.2023.2226434
Источник:
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/07317131.2023.2226434
Маршалл Бридинг (Marshall Breeding), независимый консультант, лектор, технический писатель, автор веб-сайта Library Technology Guides, представляет «Системный отчет 2024 г. о состоянии библиотечной отрасли: поиск компаниями практических решений» (2024 Library Systems Report. Companies focus on developing practical solutions). Системный отчет характеризует библиотечные инвестиции 2023 г. в стратегические технологические продукты. В нем нашла отражение деятельность как коммерческих, так и некоммерческих организаций, предлагающих библиотекам продукты и сервисы для стратегического управления информационными ресурсами. Речь идет, прежде всего, об автоматизированных библиотечных системах и платформах реализации библиотечных сервисов.
Отмечается, что в 2023 г. индустрия библиотечных технологий развивалась достаточно спокойно. Однако в отсутствие больших слияний и бизнес-событий компании сосредоточились на реализации стратегий укрепления своих рыночных позиций. Предшествующая консолидация индустрии привела к формированию многослойного ландшафта и конкуренции на различных четко очерченных уровнях.
Характеризуются тактика и действия игроков различного уровня, от известных во всем мире рыночных монстров и гигантов, таких как Clarivate, EBSCO Information Services, Follett School Solutions или OCLC, игроков среднего уровня, таких как Axiell, ByWater Solutions, The Library Corporation (TLC) и SirsiDynix, продукцией и сервисами которых пользуются тысячи американских библиотек, до малых компаний, занимающих нишу продуктов и услуг для специализированных библиотек. Подробно и широко описана деятельность и многих других игроков на рынке продуктов и сервисов, предназначенных для библиотек, помимо поименованных выше.
Конкурентная борьба весьма энергично ведется на каждом из уровней. Сделав свой выбор тех или иных продуктов в прошлом, библиотеки в некоторой степени ограничивают себя на будущее, однако и при этом выбор у них остается. Они выбирают между коммерческими и некоммерческими провайдерами, а также между коммерческими продуктами и продуктами с открытым исходным кодом. Так, университетские библиотеки делают свой выбор из не слишком большого списка библиотечных платформ, например, приобретают фирменную разработку коммерческой компании Alma, продукт с открытым исходным кодом также коммерческой компании (программную базу FOLIO) или собственную разработку некоммерческой компании (платформу WorldShare Management Services). Отмечается, что сегодня библиотеки смотрят на своих поставщиков как на стратегических партнеров. Они в большей степени готовы покупать базовые продукты от одного-единственного провайдера, что дает последним возможность создавать комплексные интегрированные решения, функционирующие более эффективно, чем разрозненные продукты от разных поставщиков. Если продукт приобретается у третьей стороны, то библиотеки ожидают, что смогут легко его интегрировать в свою систему, однако в большинстве случаев в отношении новых элементов библиотеки отдают предпочтение одному провайдеру.
В качестве прогноза говорится о том, что после некоторого затишья и с ростом мировой экономики вскоре активизируется движение на рынке, представленном частными компаниями, что принесет в последующие несколько лет горизонтальные сдвиги, смену владельцев тех или иных компаний и слияния в рамках отрасли и выход за ее пределы.
Конкурентная динамика между крупными компаниями, предлагающими похожие решения, — например, такими, как Clarivate и EBSCO, — заставляют их энергичнее браться за инновационные разработки, расширять функциональность предлагаемых продуктов, закладывая основу для дальнейших трансформаций. Малые и средние компании стремятся к более доступным и специализированным решениям для библиотек. Отмечено, что крупнейшие библиотеки заинтересованы в создании библиографической и поисковой среды с поддержкой модели BIBFRAME и с учетом других концепций связанных данных, так что конкуренция коснулась и этой сферы.
Неизвестная величина в конкурентном уравнении представлена технологией искусственного интеллекта (ИИ). В этом году многие компании объявили о реализации своих планов по включению в коммерческие предложения продуктов, основанных на использовании генеративного ИИ, однако говорить о реально эффективных решениях пока рано. Делается предположение о том, что в течение года появятся продукты, которые исключат возможность получения пользователями предвзятой или ложной информации.
В обзоре представлены результаты опроса, в котором поставщики представили информацию о своем взаимодействии с библиотеками, данные о продажах по библиотечной отрасли, рассказали о своих достижениях. Кроме того, при составлении отчета были использованы пресс-релизы, новостные и другие открытые источники. Большинство из опрошенных компаний представили списки библиотек-партнеров, что позволило провести более глубокий анализ ситуации на рынке библиотечно-информационных услуг.
УДК: 021 + 004.8:02
ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.11
Источник:
https://americanlibrariesmagazine.org/2024/05/01/2024-library-systems-report/