Journal of Academic Librarianship

 

В очередном номере журнала опубликована статья Эвана Фрухауфа (Evan Fruehauf), Эндрю Бимана-Кавалларо (Andrew Beman-Cavallaro) и Леэтты Шмидт (LeEtta Schmidt) «Поиск оснований для удовлетворения информационных потребностей пользователей генеративного ИИ через развитие междисциплинарных связей» (Developing a foundation for the informational needs of generative AI users through the means of established interdisciplinary relationships).

Широкое распространение программ искусственного интеллекта (ИИ), управляющих большими языковыми моделями, вызывает озабоченность профессорско-преподавательского состава университетов и заставляет искать ответы на многие вопросы, связанные с использованием ИИ в образовательной и научно-исследовательской деятельности. Университетское сообщество волнуют такие явления, как плагиат, обучение студентов использованию новейших инструментов, распознание надежности информации, сгенерированной при помощи ИИ-инструментов. Дополняя существующие учебные материалы, проводя учебные мероприятия, создавая новые информационные ресурсы, библиотека способна оперативно выстроить фундамент, на котором она сможет удовлетворять меняющиеся информационные потребности профессорско-преподавательского состава и учащихся, использующих генеративные программы и инструменты ИИ. В статье представлен опыт библиотеки Университета Южной Флориды, США.

Еще до того, как был открыт бесплатный доступ к ChatGPT для всего университета, в рамках вуза был учрежден Институт ИИ (Institute for AI+X) — междисциплинарный научно-исследовательский и образовательный центр (Х в данном случае относится к связанным с проблемами ИИ областям, таким как нейрология, когнитивные и компьютерные науки). Совместно с университетским Центром инновационного обучения и образования, уже после открытия доступа к ChatGPT, Институт запустил серию дискуссионных мероприятий, к которым присоединились и сотрудники библиотек.

В результате совместных обсуждений было опубликовано библиотечное руководство, в котором нашли отражение проблемы, обсуждавшиеся на дискуссионных площадках, информация о специализированных инструментах генеративного ИИ, о том, чем на самом деле является генеративный ИИ, описание инструментов ИИ, созданных специально для научных исследований, информация о принципах цитирования и издательской политике в отношении сгенерированных материалов, а также пользовательское руководство к распознаванию надежной информации, обнаруженной в сети.

В статье приведен краткий обзор литературы по теме. Описана стратегия, которая может быть воспроизведена и другими академическими библиотеками для решения проблем, связанных с использованием генеративного ИИ в образовательной и научно-исследовательской деятельности. Принципами такой стратегии в приведенном примере стали работа с профессорско-преподавательским составом, расширение партнерских отношений внутри университета, развитие и дополнение уже существующего контента.

  

УДК: 004.8:021 + 027.7:001.89

ГРНТИ: 13.31.19; 20.51.17

DOI: 10.1016/j.acalib.2024.102876

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133324000375

Группа исследователей из Канзасского университета (США) — Амалия Монро-Гулик (Amalia Monroe-Gulick), Энди Бэк (Andi Back), Гвен Гайгер Вольфе (Gwen Geiger Wolfe), Сара Отьер (Sara Outhier) и Сара Моррис (Sara E. Morris) — опубликовала статью, озаглавленную «Комплектование академических библиотек на основе пользовательских потребностей: масштабируемый обзор» (Demand driven acquisitions in academic libraries: A scoping review). Комплектование на основе пользовательских потребностей — деятельность, осуществляемая в самых разных форматах и с различными ресурсами, в рамках которой пользователь (читатель библиотеки) инициирует приобретение ресурса при помощи инструмента, предоставленного ему библиотекой. В условиях университетской библиотеки — это естественный выбор, однако зачастую проблема состоит в оценке пользовательских потребностей. В данном масштабируемом обзоре объектом исследования стали программы комплектования печатными и электронными монографиями на основе информационных потребностей пользователей. Представлены определение таких программ, методология комплектования, рассмотрено влияние подобных программ на сложившиеся библиотечные фонды. Цель исследования – очертить современный дискурс программ комплектования на основе информационных потребностей, выявить пробелы в научной литературе, посвященной этому вопросу, а также обнаружить потенциал для стандартизации терминологии и определений, имеющих отношение к комплектованию на базе пользовательских потребностей. Анализ выявленных релевантных публикаций показал, что в основном объектом изучения становятся программы комплектования электронными изданиями. Кроме того, было обнаружено, что многие программы являются пилотными. В литературе рассматриваются большей частью вопросы об окупаемости, книговыдаче и использовании подобных материалов. Напротив, такие аспекты данной стратегии комплектования, как оценка и качество материалов, удовлетворенность пользователей и библиотекарей, редко становились объектом изучения. К кругу вопросов в рамках проблемы комплектования относятся также альтернативные пользовательские возможности и управление правами на цифровую интеллектуальную собственность. Утверждается, что необходимы дальнейшие исследования, связанные с комплектованием печатными материалами на основании пользовательских потребностей, с влиянием пандемии COVID-19 на данную форму комплектования, а также анализ таких актуальных тенденций, как эмпирически обоснованное комплектование.

  

УДК: 025.22:027.7 + 025.2-028.27

ГРНТИ: 13.31.29; 20.51.17, 20.15.31

DOI: 10.1016/j.acalib.2024.102862

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133324000235

В своей статье «Должность отраслевого библиотекаря, определение и обязанности в университетской библиотеке» (Subject librarian definition and duties: Connecting the library and the university) Дуэйн Уилсон (Duane E. Wilson), Кэнделл Кэмпбелл (Kendall Campbell) и Изабелла Билс (Isabella Beals) представляют качественное тематическое исследование (кейс) роли отраслевого библиотекаря в Библиотеке Гарольда Ли, относящейся к Университету Бригама Янга (Прово, штат Юта, США). Отраслевые библиотекари видят свою миссию в том, чтобы сделать библиотечные ресурсы неотъемлемой частью университета в его образовательной и общественной деятельности. Отраслевые библиотекари названного университета отметили следующие функции и аспекты своей работы: комплектование, справочное обслуживание, обучение, обмен, взаимодействие с сообществом, профессиональное развитие, научные исследования. Поскольку эти функции наиболее эффективны в своем взаимодействии, вероятно, библиотекам следует объединять их в единой должности отраслевого библиотекаря. Исследовательская деятельность и взаимодействие с университетским сообществом помогают отраслевым специалистам глубже понять научно-исследовательские процессы, идти в ногу с развитием отрасли науки и профессионально в нем участвовать. Если говорить об отраслевых специалистах названной библиотеки, то они выражают удовлетворенность своей работой и ее определенной автономией. Отмечается, что озабоченность у них вызывают стереотипы, которые распространены об их профессии, а также неосведомленность сообщества об их статусе и задачах в библиотеке. Отраслевые знания важны для их специализации, вместе с тем они считают, что формальное отраслевое образование для них необязательно. Проведенное исследование может способствовать формированию программ подготовки отраслевых специалистов библиотеки, послужить основой информированной кадровой политики, а также совершенствованию работы отраслевых библиотекарей через развитие ключевых навыков работы с людьми и отраслевой информацией.

  

УДК: 023.5 + 005.96:027.7

ГРНТИ: 13.31.16; 15.81.49

DOI: 10.1016/j.acalib.2024.102867

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133324000284