Library Journal
С очередным обзором под заглавием «Развлекательные платформы для библиотек: подписка на коммерческие стриминговые продукты (кинофильмы и ТВ-шоу) в ответ на рост потребительских цен» (Library entertainment platforms offering movies and TV shows gain on commercial streaming services as consumers balk at subscription costs) выступает редактор раздела «Технология» Мэтт Энис (Matt Enis). Он отмечает, что потоковое вещание приобрело в США колоссальные масштабы. Согласно исследованию, проведенному среди различных демографических групп социологической компанией OnePoll и опубликованному в феврале изданием Forbes Home, американцы тратят ежедневно, в среднем, не менее трех часов на просмотр стриминговой продукции в ее различных форматах. Отмечено, что 95% респондентов имеют подписку хотя бы на один стриминговый сервис, среди которых наиболее популярны сервисы компании Netflix. Между тем имеет место и обратный процесс — так называемая «усталость от подписок», которая характеризуется стремлением людей снизить расходы, связанные с подпиской на стриминговые сервисы. В 2022-2023 гг. количество стриминговых сервисов в США уменьшилось на 13 процентов. Кроме того, приобретая какую-либо новую подписку, люди часто предпочитают отказаться от уже имевшейся. Одновременно все более популярными становятся бесплатные сервисы, которые существуют благодаря рекламе; например, Amazon и Freevee. Бесплатные сервисы сегодня занимают 36% времени, которое население Земли отдает потоковому вещанию; в 2022 г. эта цифра составляла 29%. Отчасти этими тенденциями объясняется рост популярности библиотечных стриминговых сервисов, таких как hoopla, Kanopy и видеостриминг cloudLibrary от компании Bibliotheca, который был запущен в октябре 2021 г. как сервис biblio+. Для библиотек всегда важна финансовая сторона вопроса, поэтому значительное внимание они уделяют выбору модели лицензирования данных сервисов. В статье приведено мнение специалистов, библиотекарей и представителей стриминговых компаний, которые рассказывают о специфике, преимуществах и недостатках использования тех или иных видов лицензий и подписок в библиотеках.
Одной из моделей подписки является оплата по факту использования, или оплата за просмотр. Несмотря на то, что подобные расходы крайне сложно планировать и контролировать, такую модель можно выбрать, если пользовательская аудитория сервиса в библиотеке невелика или пока не сложилась.
В случае фиксированной годовой подписки оплата происходит единовременно, а стоимость подписки закладывается в бюджет и не вырастает в случае увеличения количества пользователей сервиса.
Сами стриминговые компании предлагают библиотекам различные пакеты своих продуктов и услуг. Так, компания Kanopy предлагает как годовые подписки, так и возможность единовременного подключения (например, «билет» на просмотр всего сезона телевизионного сериала). Как вариант иногда оформляется фиксированная годовая подписка на определенные стриминговые коллекции (например, детские каналы, классика мирового кинематографа и т. п.). Система BingePass на платформе hoopla, стартовавшая в декабре 2021 г., предполагает неограниченный в течение семи дней стриминг определенного контента, например кинофильмов производства самой компании. Эта компания предлагает также специальные подборки контента для библиотек, не влияющие на возможность их пользователей смотреть другую продукцию по основной модели подписки.
Платформа видеостриминга cloudLibrary от компании Bibliotheca предлагает библиотекам исключительно годовые подписки без ограничения количества одновременных просмотров.
Важным соображением, которое в последнее время разделяет все больше коммерческих провайдеров, является то, что библиотеки не съедают коммерческий рынок стриминговых компаний, а занимают отдельный сегмент рынка. Отмечается, что постепенно стриминговые компании и дистрибьюторы начинают видеть в библиотеках полноценного партнера. Возможно, это приведет к появлению новых моделей лицензирования и росту разнообразия контента.
Главным критерием для библиотек в выборе стриминговой платформы является стоимость подписки. Вторым и третьим важными критериями будут характер предлагаемого библиотекам контента и частота добавления нового контента. Четвертый и пятый критерии — возможность отказа от подписки и отсутствие рекламы. Стриминг позволяет библиотекам выполнять досуговую функцию, и для ее реализации библиотекам не приходится осуществлять агрессивную маркетинговую деятельность, пропагандируя те или иные ресурсы или стриминговую платформу.
Библиотекари и представители коммерческих компаний, чьи слова приводятся в статье, подтверждают факт роста использования этих сервисов.
ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.21, 13.31.91
DOI: 021.4 + 791.64:02
Источник:
Статья «Искусственный интеллект в университетах» (AI in Academia) Генриэтты Торнтон (Henrietta Thornton), бывшего редактора раздела «Обзоры» Library Journal, ныне контент-менеджера, посвящена контенту и стратегии в области информационной грамотности издательства Infobase. Задача университетских библиотекарей — научить студентов и преподавателей ориентироваться в стремительно развивающемся пространстве искусственного интеллекта (ИИ). Именно они более всех озабочены различными аспектами взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом и новейшими инструментами, относительно которых администрация и профессорско-преподавательский состав университетов высказывают тревогу и сомнения. Автор взяла интервью у нескольких библиотекарей, представляющих университетские библиотеки США, и оказалось, что многие из этих специалистов весьма оптимистичны относительно ИИ и ChatGPT, указывая на те возможности, которые данные инструменты привносят в библиотечную и образовательную среду.
Утверждается, что библиотеки способны занять лидерскую позицию в обучении пользователей. Так, в нескольких университетских библиотеках разработаны библиотечные руководства по использованию инструментов ИИ и ChatGPT. В статье подробно описаны онлайн-пособия, реализованные в библиотеках Университета Аризоны Николь Хеннинг (Nicole Hennig), разработчиком инструментов электронного обучения. В частности, пользователей предупреждают о том, что ChatGPT не является поисковой системой, полностью пригодной для обнаружения статей, — генеративный ИИ часто сам создает статьи, которые на первый взгляд выглядят вполне убедительно. Между тем, ChatGPT может быть использован для решения других задач, например, для того, чтобы сузить область исследования, сгенерировать ключевые слова, выстроить поисковую стратегию, рекомендовать библиотечные базы данных. Также специалисты предлагают не ограничиваться одним ChatGPT и опробовать другие инструменты ИИ, такие как Copilot или Perplexity, которые могут объединять в себе языковую модель и фактографический источник. Привязанные к источнику инструменты, например, Perplexity и Copilot, дают ссылки на источники, так что результаты поиска можно легко проверить. Есть и другие модели, например, Elicit, которая привязана к результатам, содержащимся в научных статьях (включенных в Semantic Scholar). Так, Elicit выстроена на языковой модели, которая обобщает содержание каждого реферата в одном предложении, на основании которого пользователь может принять решение о том, какая статья будет полезна для его работы, а какая нет.
Знакомство студентов и преподавателей с генеративным ИИ интервьюируемые специалисты рекомендуют начать с еще одного руководства, разработанного Сарой Пейж (Sarah Paige), библиотекарем Государственного колледжа Восточной Флориды. Это руководство носит название «ИИ в аудитории» (AI in the Classroom). В нем содержится базовая информация: о цитировании сгенерированных ИИ материалов, о сочетании ИИ с разнообразными поисковыми системами, а также статьи, посвященные ИИ. Упомянутые пособия можно найти на библиотечных сайтах вузов.
Где, как не в университетских библиотеках, должна идти дискуссия о ИИ и где, как не там, должно происходить обучение использованию этих инструментов, подчеркивали интервьюируемые. Более того, библиотека должна быть заинтересована в обучении собственных специалистов. Описана интересная практика, когда десять библиотекарей Университета Нью-Мексико получили финансовую поддержку для индивидуальной подписки на ChatGPT 4 (премиальная версия); в свою очередь, они используют данный инструмент в своей работе (от организации календаря до реферирования статей). Подчеркивается, что разрыв между теми, кто владеет новейшими технологиями и цифровой грамотностью, и теми, кому это недоступно, велик и продолжает расти. У библиотек есть все возможности для продвижения ИИ-грамотности, в первую очередь через создание сообщества и формирования ИИ-стратегии для библиотечного мира.
УДК: 004.8:027.7
ГРНТИ: 13.31.19; 20.15.31; 14.01.87
Источник:
В последнее время библиотеки, библиотечные организации, а также провайдеры запустили несколько инициатив, связанных с технологией ИИ. В опубликованном в мае обзоре «Новые образовательные ресурсы, условия лицензирования, хакатоны и многое другое: Обзор возможностей ИИ» (New educational resources, licensing terms, hackathons, and more. AI roundup) редактор журнала Мэтт Энис (Matt Enis) рассматривает те из них, которые появились весной 2024 г.
Компания Sage запустила бесплатный двухчасовой онлайн-курс The Art of ChatGPT Interactions, обучающий построению интегрированной среды CLEAR (аббревиатура от англ. слов «краткость, логика, очевидность, адаптивность, рефлексия» при использовании ИИ-инструментов на основе большой языковой модели, таких как ChatGPT. Издательство Университета Джонса Хопкинса (Балтимор, шт. Мэриленд, США) выпустило пособие для преподавателей, посвященное использованию инструментов и ресурсов ИИ, их интеграции в образовательную среду. Авторами публикации «Обучение с ИИ: практическое руководство для новой эры в образовании человека» (Teaching with AI: A practical Guide to a new era of human learning) являются Хосе Антонио Боуэн (José Antonio Bowen) и Эдвард Уотсон (C. Edward Watson). Стэнфордский институт искусственного интеллекта (штат. Калифорния, США) опубликовал свой седьмой по счету ежегодный отчет (2024 AI Index), в котором отражены достижения и тенденции, связанные с развитием ИИ, такие как технологические разработки, информация о реакции общества и геополитической динамике и т. д. В отчете отмечается, что ИИ обогнал человека в таких показателях, как классификация изображений, понимание визуальных данных, распознавание английской речи, однако по-прежнему он отстает во многих других. Коммерческие ИИ-решения опережают университетские и научные разработки: в 2023 г. коммерческая отрасль представила человечеству 51 эффективную модель машинного обучения, в то время как академические организации – лишь 15. Расходы на обучение ИИ-моделей достигли беспрецедентного уровня: OpenAI оценивает свои расходы по обучению GPT-4 в 78 млн долларов, в то время как Google потратил на Gemini Ultra 191 млн. Коалиция научных изданий и академических ресурсов SPARC (Scholarly Publishing and Academic Resources Coalition) провела вебкаст в надежде подтолкнуть библиотеки к принятию ограничений в лицензионных контрактах, связанных с ИИ.
Ассоциация научных библиотек США (Association of Research Libraries, ARL) подготовила и опубликовала руководящие принципы для научных библиотек по использованию ИИ (Research libraries principles for Artificial Intelligence). В документе подчеркивается, что этичность и прозрачность остаются фундаментальными ценностями в использовании ИИ, в то время как в своей политике популяризации ИИ и сотрудничества в этой сфере организациям предлагается опираться на следующие принципы:
• Библиотеки должны демократизировать доступ к инструментам и технологиям ИИ, способствуя распространению цифровой грамотности среди населения.
• Библиотеки должны осознавать, насколько предвзятой и неточной может быть информация, представленная ИИ-моделями и приложениями.
• Библиотеки выступают за прозрачность и достоверность информации, будучи убежденными в том, что «без человека нет ИИ».
• На первое место при использовании ИИ-инструментов, технологий и обучающих данных для ИИ библиотеки должны ставить безопасность и конфиденциальность пользователей.
• Библиотеки соглашаются с тем, что закон об авторском праве США и Канады достаточно гибок и функционален, отражая многочисленные аспекты взаимодействия с высокими технологиями и ИИ.
• Научные библиотеки по-прежнему верны принципу использования информации в целях поддержки науки и научных исследований, в том числе информации, представленной в цифровых форматах.
Помимо этого, ARL в сотрудничестве с Коалицией за сетевую информацию (Coalition for Networked Information, CNI) представила сценарии развития ИИ в научно-исследовательской среде на период до 2035 г. (2035 Scenarios: AI-Influenced Futures in the Research Environment).
Коалиция за сетевую информацию, совместная инициатива ARL и образовательной ассоциации EDUCAUSE, продвигает использование цифровых информационных технологий в поддержку науки и образования. Коалиция понимает такую поддержку не только как решение технических и технологических задач, но и как охват многообразного цифрового контента и передовых приложений для создания, обмена, распространения и анализа такого контента в целях научно-исследовательской и образовательной деятельности.
Некоммерческая организация Ithaka S+R опубликовала в сети предварительные результаты опроса, касающегося использования чат-ботов ИИ в образовании (AI Chatbots in Education). В период с ноября 2023 по февраль 2024 г. в опросе приняли участие 77 факультетов, 111 специалистов и 224 студента Университета Брайанта (Смитфилд, штат Род-Айленд, США).
Библиотеки Университета Карнеги-Меллона (Питтсбург, штат Пенсильвания, США) провели в апреле хакатон, посвященный проблемам ИИ-грамотности и разработке образовательных материалов в этой сфере.
Реферативная база цитирования Scopus объявила в своем блоге о четырех новых функциональных возможностях Scopus AI: 1) карта понятий — визуальный инструмент, позволяющий расширить картину тематического запроса; 2) новый инструмент ранжирования результатов поиска; 3) добавлен еще один уровень отражения, что позволяет видеть контекст ответов, генерируемых ИИ; 4) библиографию, выдаваемую при использовании Scopus AI, теперь можно экспортировать на исследовательскую платформу SciVal компании Elsevier.
Компания Clarivate, которая в прошлом году объявила о планах использовать возможности генеративного ИИ в базах данных Web of Science, подтвердила, что в сентябре 2024 г. начнет действовать цифровой помощник с ИИ Web of Science Research Assistant.
УДК: 004.8:021
ГРНТИ: 28.23; 13.31.19
Источник: