LIBRI

 

Статья Кьяндон Чжу (Qiandong Zhu) и Сяочжен Си (Xiaozhen Xie) «Потребности и ожидания студентов и аспирантов в отношении пространства цифровой науки в главной университетской библиотеке: обзор» (Undergraduate and Postgraduate Students’ Needs and Expectations of Digital Scholarship Spaces in a Comprehensive University Library: A Survey) представляет результаты исследования, проведенного в Цзинаньском университете в Гуанчжоу, КНР. Развитие цифровых и мобильных технологий, а затем и цифровой науки, безусловно, стало вызовом для учреждений высшего образования, но вместе с тем дало им возможность выстроить цифровое научно-образовательное и исследовательское пространство и предложить студентам и профессорско-преподавательскому составу релевантные их потребностям и запросам сервисы. Цифровая наука – новая академическая форма производства и распространения знаний, заключающая в себе получение данных, анализ и моделирование с использованием цифровых технологий. Более конкретно, цифровая наука – это цифровые научные данные и цифровой метод их сбора, авторство, устанавливаемое и подтверждаемое цифровым путем, цифровая публикация, цифровое курирование и хранение, цифровое использование и многократное использование научной информации и результатов научных исследований. Цифровое научное пространство — гибридные академические центры, сочетающие в себе возможности обмена информаций, рабочие места для совместной деятельности, общественные пространства и цифровые сервисы обслуживания научно-образовательной и исследовательской деятельности, в том числе и физическое пространство библиотеки, которая способна обеспечить все эти возможности, а также онлайновое пространство цифровизации, научной коммуникации и социального взаимодействия. Цель исследования состоит в изучении потребностей и ожиданий студентов в отношении цифрового научного пространства и соответствующих сервисов академической библиотеки, а также различий в этих потребностях и ожиданиях в зависимости от пола, академической идентичности и специализации. Авторами проведено анкетирование пользователей в Цзинаньском университете в Гуанчжоу, данные собраны и проанализированы. Первая часть анкеты дала возможность собрать информацию персонального характера, а во второй ее части респонденты отвечали на вопросы, связанные со своими требованиями к пространству, техническим средствам, окружающей среде, информационным потребностям и т. п. Всего анкета состояла из шести разделов, включала в себя 35 критериев оценки, в некоторых случаях по пятиуровневой шкале Ликерта; по пяти критериям предусмотрена оценка по пятибальной шкале; также по нескольким вопросам респондентам нужно было оценить уровень своих потребностей и удовлетворенности по шкале от 0 до 10. Что касается цифровой науки, то по результатам исследования наиболее востребованными являются три сервиса: распознавание текста, обработка полных текстов (рейтинг 7), консультирование по вопросам написания, подготовки, подачи, публикации и распространения научных статей (рейтинг 6,86), а также оцифровка печатных документов (рейтинг 6,72). Потребности в отношении библиотечного пространства распределились в рейтинге следующим образом: онлайновое цифровое научное пространство (6,57), подача заявки на научный проект и пространство обмена (6,43), центр анализа текста, анализа данных, центр больших данных и визуализации (6,27). Чем выше пользователь оценивает себя (академическая идентичность), тем выше его потребности в сервисах цифровой науки. Исследование расширило понимание того, как соотносятся цифровые технологии, пространственные потребности учащихся и управление университетской библиотекой. Оно поможет библиотекам выстраивать свое пространство, как физическое, так и цифровое, с учетом пользовательских потребностей в отношении цифровой науки и современной цифровой образовательной среды.

  

УДК: 025.5:004.77 + 027.7:004

ГРНТИ: 13.31.19; 12.41.55; 14.01.87

DOI: 10.1515/libri-2023-0029

 

Источник:

https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2023-0029/html

В статье «Ожидания пользователей публичной библиотеки в отношении библиотечных сервисов метавселенной» (A study on the analysis of public user expectations for the metaverse library services) представлено ориентированное на будущее исследование. Автор статьи — преподаватель факультета библиотековедения и информатики Университета Конкука, Южная Корея, Янги Но (Younghee Noh), доктор наук, автор 59 книг и более 400 статей, почетный ученый Национального исследовательского фонда Южной Кореи. Автор исследует возможность применения концепции метавселенной к развитию библиотек. Американский фонд Acceleration Studies Foundation, изучающий возможности будущего, выделяет 4 вида метавселенных: дополненная реальность, лайфлоггинг (постоянное документирование жизни при помощи видеокамер и регистраторов), зеркальный мир (представление реального мира в цифровой форме) и виртуальный мир. На основе элементов и технологий четвертой промышленной революции, таких как полупроводники, интернет вещей, 5G, облачные технологии, системы управления контентом, мобильные технологии, метавселенные эволюционируют, и их сервисы сливаются друг с другом и преодолевают собственные границы. Отмечено, что крупнейшие компании ринулись на рынок метавселенной, стремясь занять на нем лидирующие позиции.

Метавселенная — цифровое пространство, объединяющее физическую, дополненную и виртуальную реальности, в котором люди могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами через свои аватары с помощью технологий виртуальной реальности. В этом виртуальном мире можно делать почти то же самое, что и в настоящей жизни (общаться, строить бизнес, проводить семинары, строить здания, веселиться, торговать и проч.), но с расширенными возможностями.

Метавселенные в некоторой ограниченной форме уже присутствуют на некоторых платформах и в некоторых видеоиграх. Одно из первых упоминаний метавселенной появилось в романе «Лавина» 1992 г., принадлежащем перу фантаста Нила Стивенсона.

Библиотечная сфера соприкоснулась с метавселенной через библиотеки «второй жизни» - через иммерсивную образовательную среду, в которой пользователи взаимодействуют с библиотечными сервисами вполне в реальных целях, например, совершая виртуальный тур по библиотеке и ее коллекциям или посещая цифровую выставку.

Опираясь на технологии метавселенной, Национальная библиотека Южной Кореи представила недавно несколько новых сервисов, в том числе «Реалистичную библиотеку» (на базе ресурсов основного здания), а также «Музыку в дополненной реальности» (на базе Национальной детской и молодежной библиотеки Южной Кореи). Это среда, в которой ее посетители могут взаимодействовать с новыми формами библиотечного контента. В пространстве «Реалистичной библиотеки» пользователи взаимодействуют с реальным контентом и имеют возможность быстро отыскивать нужные материалы и делиться результатами с другими пользователями. Сервис «Цифровая книга» позволяет воспроизводить при помощи мультимедийных технологий старинные книги, такие как «Донги Богам» (1613), и получать интерактивный контент в виде переводов и разнообразной мультимедийной информации.

Автор исследования анализирует накопившийся опыт библиотечных сервисов метавселенной, а также ожидания пользователей в отношении будущих разработок. Названы конкретные библиотеки, выстроившие свои сервисы метавселенной; отмечено, что такого опыта пока крайне мало. В статье также приведены данные исследования, свидетельствующие о том, что пользователи имеют относительно библиотечных сервисов и программ метавселенной большие ожидания. Автор предлагает понять, какие из технологий метавселенной применимы к библиотекам, какие сервисы следует развивать и в каком масштабе.

  

УДК: 021.1 + 001.103.2

ГРНТИ: 13.31.19; 28.17.33

DOI: 10.1515/libri-2022-0001

 

Источник:

https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/libri-2022-0001/html