Journal of eScience Librarianship
В статье «Рекомендательные системы открытой науки для университетских библиотек» (Open Science recommendation systems for academic libraries) междисциплинарная группа специалистов Библиотек Университета Карнеги-Меллона (Питтсбург, штат Пенсильвания, США) – Ленсиа Бертран (Lencia Beltran), Гриего Чаз (Griego Chasz) и Геркис Лорен (Herckis Lauren) – предлагает результаты комплексного тематического исследования, описывающего построение предиктивной модели как основание для разработки рекомендательной системы в области открытой науки в образовательном сообществе Университета Карнеги-Мелона.
Предиктивные модели используются для прогнозирования значений функции или поведения конструкции продукта без проведения дополнительных полномасштабных экспериментов или численных расчетов.
Данная инициатива поможет пользователям выбрать те сервисы открытой науки, которые отвечают их образовательным требованиям, приведут ученых-исследователей к нужным им ресурсам и ликвидируют недостающие звенья в обслуживании, предлагаемом университетскими библиотеками.
Как научно-исследовательская организация, известная своими достижениями в области компьютерных и технических наук, а также развитии искусственного интеллекта, Университет Карнеги-Меллона активно участвует в движении открытой науки. Библиотеки университета прилагают все усилия, чтобы внедрить данную практику в образовательный ландшафт, имея для этого многие возможности.
Авторы занимались разработкой предиктивной модели, которая в доработанном виде может превратиться в рекомендательную систему. В процессе работы они столкнулись с рядом этических вопросов, таких как конфиденциальность данных, привлечение к работе студентов, разработка убедительной рекомендательной системы. Для исследователей было важно ответить на эти вопросы, с тем чтобы рекомендации были ориентированы на пользователя, а пользовательская индивидуальная автономия сохранена.
Авторы активно сотрудничали с различными подразделениями университета, студентами, профессорско-преподавательским составом и старались на протяжении всего процесса разработки придерживаться этических принципов. В результате система, которая будет создана, обеспечит осведомленность о библиотечных сервисах и индивидуализацию рекомендаций по выбору исследовательских инструментов и процедур.
Данное тематическое исследование служит примером того, как университеты могут внедрять принципы открытой науки и разрабатывать системы, в которых интересы пользователя окажутся в приоритете, которые будут поддерживать междисциплинарное сотрудничество и аккумулировать ресурсы для развития инновационных, междисциплинарных исследований.
УДК: 004.8:027.7 + 002.1-021.341
ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.35; 20.23.29, 20.15.31; 13.31.91
DOI: 10.7191/jeslib.804
Источник:
https://publishing.escholarship.umassmed.edu/jeslib/article/id/804/
Статья «Этические вопросы интеграции ИИ в библиотечное консультирование научно-исследовательской деятельности: оценка возможностей и ограниченности чат-ботов GPT» (Ethical considerations in integrating AI in research consultations: Assessing the possibilities and limits of GPT-based chatbots) представляет собой отчет об исследовании, проведенном совместно представителем библиотеки по общественным наукам Университета Иллинойса в Урбана-Шампейн, США, Яли Фенгом (Yali Feng), преподавателем Школы социальных работ этого же университета Стивеном Андерсоном (Steven G. Anderson) и специалистом по ИИ, независимым исследователем Жуном Вангом (Jun Wang). Цель исследования — собрать информацию о надежности и релевантности контента, сгенерированного по запросам с использованием инструментов искусственного интеллекта (GPT). Подобные запросы типичны для библиотечных консультаций по исследовательской деятельности студентов, проходящих обучение в области социальной работы. Четыре чат-бота (ChatGPT3.5, ChatGPT4, Bard и Perplexity) получили идентичные запросы, а их ответы были оценены на предмет релевантности и точности. Моделирование сопровождалось также анализом реальных диалогов пользователей с чат-ботом ChatGPT3.5 с использованием файла ShareGPT, включающим в себя более ранние диалоги с пользователями.
Каждый из чат-ботов выдал на запросы релевантную информацию, однако природа и качество информации, а также форматы предоставления информации существенно различались. Отмечены серьезные проблемы, касающиеся точности информации; часть ссылок оказалась ошибочной и даже несуществующей. Лишь один продукт из рассмотренных, платный чат-бот ChatGPT4, выдал в целом качественную информацию. Такая ситуация вызывает озабоченность с точки зрения равенства доступа к качественным технологиям. Анализ диалогов с ShareGPT также указал на проблемы, связанные с этичным использованием чат-ботов для выполнения курсовых работ, подготовки диссертационных и прочих научных исследований.
Авторы считают, что новые инструменты несут в себе серьезный потенциал для обучения и образования при условии правильного использования, в частности, решения вопросов этического характера. Это может быть обеспечено через сотрудничество библиотекарей с преподавателями, пользовательским сообществом, администрацией учебных заведений.
УДК: 025.5:001.891 + 004.8:02
ГРНТИ: 13.31.19; 02.51.25
DOI: 10.7191/jeslib.846
Источник:
https://publishing.escholarship.umassmed.edu/jeslib/article/id/846/