Library Technology Reports

 

Еще до пандемии многие библиотекари осуществляли обучение пользователей в онлайновом режиме с использованием видео- и интерактивных материалов. Но насколько хороши те учебные материалы, которые мы используем? В июльском номере журнала опубликован доклад Ивонны Мэри (Yvonne Mery) «Разработка учебных материалов по информационной грамотности: советы, методы, тенденции» (Designing Information Literacy Tutorials: Tips, Techniques, and Trends), в котором данная тема рассмотрена с точки зрения эффективности обучения. В первую очередь, автор знакомит читателя с новейшими гибкими моделями, реализующими теории обучения взрослых. Она подробно останавливается на двух из них, эффективных, но недостаточно известных: это модель SAM (Successive Approximation Model, модель последовательных приближений), предусматривающая быструю разработку прототипа и получение обратной связи от пользователей, и нелинейная модель дизайн-мышления, ориентированная на пользователя и апеллирующая к нему на всех этапах разработки. Рассказано о разработанной Ассоциацией библиотек колледжей и научных библиотек (Association of College and Research Libraries) платформе обучения информационной грамотности в высших учебных заведениях. Во второй главе представлена эффективная методика — микрообучение. В целом, микрообучение требует меньше времени; материал подается небольшими блоками и узкими темами, его усвоение не требует чрезмерных усилий. Этот вид обучения коррелируется с современными режимами потребления информации новым поколением студентов (автор ссылается на такие потребляемые учащимися форматы представления научной информации, как онлайновые TED-лекции, видеоролики на YouTube, тексты на веб-сайтах). Даются советы, как контролировать результаты обучения, какие задания предлагать студентам, как разрабатывать учебные пособия в рамках модели микрообучения. С точки зрения навыков информационной грамотности, микрообучение лучше всего работает на формирование отдельных навыков, например, создание поисковых стратегий, но неэффективно для реализации концепций, таких как принципы информационной грамотности. В главе третьей рассматриваются проблемы доступности и универсального дизайна. Принципами универсальной доступности являются:

- равноправное использование;

- гибкость использования;

- простое и интуитивное использование;

- обнаруживаемость информации;

- терпимость к ошибкам;

- умеренность усилий;

- возможность реализации в различных масштабах, пространствах и с использованием различных средств.

Принципами универсального дизайна учебных материалов автор называет:

- обеспечение различных средств для участия пользователей (то, как студенты взаимодействуют с преподавателями, контентом, другими учащимися);

- обеспечение различных средств представления (то, как учебные материалы попадают к учащимся);

- обеспечение различных средств для действий и выражения (как студенты демонстрируют результаты своего обучения).

Две последние главы доклада включают в себя анализ обратной связи с пользователями и рекомендации по выбору полезных инструментов по цифровому обучению, которые позволят библиотекарям создавать эффективные учебные пособия. Охарактеризованы такие инструменты, как LibGuides, Arist, Sidecar Learning, LibWizard, Articulate и продукты Rise и Storyline, Adobe Captivate, Vyond и Powtoon, Actionbound, Jotform и Playposit.

  

УДК: 021.4:374.7.018.43:004

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 14.01.87; 20.23.29, 20.51; 19.31

DOI: 10.5860/ltr.58n5

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/ltr/issue/view/834

В сдвоенном номере журнала за август-сентябрь опубликован доклад «Обеспечение доступа к научному контенту библиотек» (Improving Access to and Delivery of Academic Content from Libraries) Аарона Тэя (Aaron Tay). Автор возглавляет Информационные службы библиотек Сингапурского университета менеджмента. С 2009 г. он также ведет отмеченный премиями блог «Musings about Librarianship» [Размышления о библиотечном деле] — https://musingsaboutlibrarianship.blogspot.com, посвященный нашей профессиональной сфере.

Традиционно университетские и научные библиотеки сосредоточены на поиске и выявлении информационных ресурсов, однако обеспечение беспрепятственного и бесплатного доступа к ним является равноценной, а возможно, и более важной задачей. Автор отмечает, что проект Sci-Hub, провозгласивший принцип устранения препятствий на пути распространения знаний, не является решением проблем открытого доступа, поскольку он не только стал источником научного пиратства, но и не гарантирует достоверность представленной информации. Эти печальные выводы диктуют необходимость совершенствования процессов доступа к научной информации.

Традиционно эти проблемы решаются путем аутентификации по IP и использования федеративной идентификации, но появляются другие возможности и альтернативы. Так, например, Google работает над решением, дублирующим сервисы Campus Activated Subscriber Access (CASA), а развитие синдикации контента (или партнерского контента) между издательствами, такими как Springer Nature и ResearchGate, позволяет проводить аутентификацию на основании профиля пользователя. В обзоре подробно охарактеризованы такие инициативы, как SeamlessAccess.org и GetFTR (Get Full Text Research), а также другие инструменты, такие как расширения браузера (например, Lean Library и LibKey Nomad).

Эти тенденции напрямую касаются библиотек, хотя пока нельзя предсказать, что станет для них оптимальным решением. Автор подробно рассматривает достоинства и недостатки названных инструментов и сервисов и делает предположение относительно трех сценариев, на основании которых библиотеки смогут информированно подойти к планированию своей деятельности.

Сценарий первый — это широкая поддержка издательствами инициатив типа SeamlessAccess и GetFTR. Второй сценарий — это гибридное будущее, в котором наряду с SeamlessAccess и GetFTR библиотеки будут обращаться к возможностям расширений и агрегаторов. Третий сценарий — триумф открытого доступа в научных коммуникациях с принятием какой-либо модели, например, Plan S или Subscribe to Open (S2O) и т.п. Последний вариант развития не устранит необходимость аутентификации и авторизации, поскольку многие лицензионные библиотечные ресурсы по-прежнему будут требовать контроля доступа.

SeamlessAccess.org – сервис, призванный упростить онлайновый доступ к научной информации, с использованием общих инструментов, информационных ресурсов и общей исследовательской инфраструктуры. Предусмотрена разовая цифровая аутентификация пользователей через институт, с которым они аффилированы, с полной защитой персональных данных и соблюдением конфиденциальности. Сервис SeamlessAccess реализует принципы беспрепятственного доступа к научной информации, разработанные в рамках Инициативы RA21 (Resource Access for the 21 Century), совместного проекта Международной Ассоциации научно-технических, медицинских и профессиональных издателей (International Association of STM Publishers) и Национальной организации информационных стандартов (National Information Standards Organization). Сервисы SeamlessAccess предусматривают возможность для федеративного управления идентификацией в рамках процессов аутентификации и авторизации пользователей.

Прогноз автора охватывает временной период в одно десятилетие, вплоть до 2032 года. Приведены ссылки на ресурсы.

  

УДК: 025.5:[002.1-021.341]

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31, 20.51; 19.31

DOI: 10.5860/ltr.58n6

 

Источник:

https://journals.ala.org/index.php/ltr/issue/view/840