Journal of Academic Librarianship

 

В очередном выпуске журнала опубликовано тематическое исследование «Большие надежды: адаптация исследовательской повестки библиотекаря к требованиям, предъявляемым к результатам научной деятельности» (Great expectations: Adapting a research agenda to changing scholarship requirements). Авторы — Джеремия Пашке-Вуд (Jeremiah Paschke-Wood) и Эллисон Галласпи (Allison F. Gallaspy) — опираются как на свой личный опыт сотрудников университетских библиотек, так и на современные научные публикации по данной проблеме.

При переходе из одной организации в другую молодые профессиональные библиотекари учитывают ряд факторов: уровень заработной платы и систему поощрений, месторасположение (комфортность жизни в тех или иных регионах при переезде), новое профессиональное сообщество. Однако библиотекарям, достигшим середины своего профессионального пути, следует увидеть не столь очевидный для многих аспект перехода на новое место работы: ожидания организации в отношении оригинальной исследовательской деятельности.

При перемене места работы меняются должностные обязанности и механизмы профессиональной поддержки. В малых университетах акцент делается на ежедневных рутинных операциях, и относительно малое внимание уделяется исследовательской деятельности библиотекарей. Напротив, в крупных научных организациях придают большое значение научно-исследовательским публикациям и иным формам представления результатов исследовательской деятельности. Не всегда эти требования декларируются официально или формулируются работодателями во время приема на работу; они становятся очевидными для работника лишь в процессе работы. При продвижении специалиста по карьерной лестнице в рамках одной организации ожидания по отношению к результатам его исследовательской деятельности (представленным метриками и импакт-фактором) также могут меняться.

В данной работе рассмотрены две главные характеристики, которые позволяют прогнозировать ожидания в отношении результатов научно-исследовательской деятельности: тип организации и должностная классификация. Определив интенсивность исследовательской деятельности в новой должности, библиотекарь может выстроить личную стратегию своей профессиональной деятельности.

  

УДК: 023.5:331.108.4

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 12.41.51

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102527

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S009913332200043X

В том же выпуске журнала опубликована статья Фредерика Отике (Frederick Otike), Агнес Хайду Барат (Agnes Hajdu Barat) и Петера Кишла (Peter Kiszl) «Инновационные стратегии в университетских библиотеках в свете теорий предпринимательской деятельности» (Innovation strategies in academic libraries using business entrepreneurial theories: Analysis of competing values framework and disruptive innovation theory). Перелом в деятельности университетских библиотек связан с повсеместным использованием интернет-ресурсов, онлайн-технологий и цифровизации. Традиционно университетские библиотеки являлись единственными, монопольными поставщиками информации в академическом сообществе. Теперь же им приходится действовать в высококонкурентной среде. В новой реальности библиотекам предстоит разрабатывать и внедрять собственные бизнес-стратегии. В этом им следует опираться на теории предпринимательской деятельности. В данном исследовании рассмотрены две таких теории: теория подрывных инноваций и концепция конкурирующих ценностей. В фокусе статьи – анализ структуры и функциональности этих теорий, возможности их применения для развертывания инновационных стратегий в библиотечной деятельности.

Модель конкурирующих ценностей позволяет выстраивать эффективные стратегии деятельности организации. Модель состоит из четырех подмножеств, представляющих собой противоположные, или конкурирующие векторы: гибкость и свобода принятия решений против стабильности и контроля, внутренние процессы и интеграция против внешней направленности деятельности и ее дифференциации. Различные комбинации этих векторов и конкурирующих организационных моделей (клан, иерархия, адхократия, рынок) позволяют библиотеке выстраивать стратегии инновационного развития, обеспечивая эффективность внутренних и внешних процессов, гибкость и стабильность. Модель конкурирующих ценностей – это организационный процесс, охватывающий все библиотечные процессы, от уровня отдельных работников и пользователей до организационного уровня и конечных результатов библиотечной деятельности.

Подрывные инновации — это продукты и услуги, которые трансформируют параметры, на основе которых до этого происходила конкуренция в бизнесе. Это происходит, например, когда на рынок вступают новые игроки, и их новые методы работы подрывают эффективность солидных фирм или бизнеса в целом. Они или осваивают новые сегменты, или фокусируются на клиентских категориях, ранее обойденных вниманием рынка. В практике университетских библиотек эти модели применимы не только в отношении новых продуктов и сервисов, но и в отношении построения инновационной стратегии, выбора конкурирующих решений, взаимодействия с внешними рынками. Для выживания в условиях рынка информационных продуктов и услуг и сохранения своего статуса надежного поставщика информации университетские библиотеки должны осваивать теорию бизнеса и придерживаться принципов предпринимательской деятельности, таких как инновационность, ориентация на спрос и предложение, эффективность цепочки поставок, динамичность присутствия на рынке, конкурентоспособность стратегий. В статье представлены развернутая характеристика названных бизнес-теорий, принципы и перспективы их реализации в условиях современной университетской библиотеки.

  

УДК: 027.7:001.895+025.5:004.77

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31, 20.51; 12.41.55

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102537

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322000532?via%3Dihub

В пятом выпуске журнала опубликована статья Фаршада Парамнии (Farshad Parhamnia), из Исламского университета Азад (Керманшах, Иран) «Библиотечное обслуживание через мобильные устройства пользователей университетских библиотек с точки зрения единой модели принятия и использования технологий (UTAUT-2)» (Investigating mobile acceptance in academic library services based on Unified Theory of Acceptance and Use of Technology Model (UTAUT-2)).

Целью данной статьи является исследование приемлемости мобильных телефонов в качестве канала получения обслуживания иранских студентов. Исследование базировалось на единой модели принятия и использования технологий (UTAUT-2).

Модель «единой теории принятия и использования технологии» (Unified Theory of Acceptance and Use of Technology Model, UTAUT) была впервые представлена группой исследователей из ряда ведущих школ бизнеса США в составе В. Венкатеша, М. Морриса, Г. Девиса и Ф. Девиса в работе «Принятие пользователями информационных технологий: к единому взгляду» (User Acceptance of Information Technology: Toward a Unified View). Эта модель основывается на сравнительном анализе теорий и моделей, рассматривающих влияние различных факторов на активность сотрудников организаций в принятии и использовании новых информационных технологий. Теория утверждает, что существует четыре ключевых конструкта: 1) ожидаемая производительность, 2) ожидаемое усилие 3) социальное влияние и 4) благоприятные условия. Первые три являются прямыми детерминантами намерений и поведения пользователя, а четвертый - прямым детерминантом поведения пользователя.

Для исследования было отобрано 438 студентов – учащихся университетов на западе Ирана — и применены показатели конструктов, полученные в предшествующих исследованиях, с поправками, необходимыми для анализа использования мобильных телефонов. Анализ данных выполнялся методами описательной статистики, методом коэффициента корреляции Пирсона, множественной регрессии, структурных уравнений с использованием программного обеспечения SPSS 23 и языка программирования Amos.

Было обнаружено, что поведенческие намерения студентов относительно использования мобильных телефонов для получения библиотечных услуг в значительной степени зависят от ожидаемых производительности и усилий, благоприятности условий, социального влияния, гедонистической мотивации, привычек, уверенности в себе, доверия и добровольности выбора поведенческого намерения. Вопреки некоторым ожиданиям, оказалось, что аспект стоимости не оказывает влияния на поведенческое намерение.

Практическое значение настоящего исследования состоит в том, что оно предлагает теоретические обоснования для разработки эффективных планов по реализации мобильных библиотек. Это одно из первых исследований, задействующих модель UTAUT-2 для определения принятия пользователями технологии мобильных телефонов во взаимодействии с библиотекой. Исследование призвано также подтвердить конструктную валидность модели в применении к неанглоязычной аудитории (в данном случае — иранской) и дает широкую перспективу для анализа решений относительно принятия тех или иных технологий в библиотеках.

  

УДК: 025.5:004.77+004.02

ГРНТИ: 13.31; 19.31; 49.38.49, 49.39.33

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102570

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133322000866