Journal of eScience Librarianship

 

В этом году сайт журнала Journal of eScience Librarianship был перенесен на платформу с открытым исходным кодом Janeway. Именно этому событию посвящена статья главного редактора журнала Регины Фишер Рабоин (Regina Fisher Raboin), заместителя директора по библиотечному образованию и исследованиям библиотеки Ламар Сауттер Медицинской школы Массачусетского университета США, «Перенос сайта журнала на новую платформу: Звездные войны и новое будущее» (Migrating a Journal Platform: Stars Wars and a New Future).

Janeway – цифровая платформа для онлайн-публикации научных статей, поддерживает весь процесс издательской деятельности: от подачи и рецензирования статей до редактирования, производства и окончательной публикации. Автор отмечает, что переход на новую платформу открывает широкие возможности для развития сервисов как для издателей, так и для пользователей. Платформа интегрируется с существующей научной инфраструктурой и инструментами с открытым исходным кодом (например, присвоение DOI, обнаружение плагиата с помощью Crossref, поиск/вход в ORCID). Переход на Janeway повысил эффективность, гибкость и безопасность сайта журнала, что крайне важно для команды редакторов, работающих в журнале на общественных началах. В будущем, для повышения доступности контента, планируется размещать статьи в форматах HTML и XML, а не только в формате PDF.

Регина Фишер Рабоин отмечает, что переход на новую платформу не был простым, она сравнивает команду разработчиков и издателей с Альянсом повстанцев из эпопеи «Звездные войны»: как небольшая группа героев борется за новую надежду и свободу, так и команда журнала делает все возможное для предоставления авторам, редакторам, рецензентам и читателям более инклюзивной и доступной издательской среды.

  

УДК: 001:316+004.774

ГРНТИ: 12.21.65; 19.31, 19.45, 19.71

DOI: 10.7191/jeslib.630

 

Источник:

https://publishing.escholarship.umassmed.edu/jeslib/article/id/630/

Во втором выпуске журнала Journal of eScience Librarianship опубликована статья Меган Бреснахан (Megan M. Bresnahan) и Дианны Броу (Dianne N. Brow) «Научить учителя: практическое руководство для библиотекарей сферы управления научными данными по эффективным, критическим методам обучения информационной грамотности» (Train the Teacher: Practical guidance for effective, critical teaching approaches for science and data librarians). В ней описан метод руководства подготовкой библиотекарей и практические навыки, существенные для эффективного обучения в контексте задач формирования информационной грамотности и грамотности в сфере работы с научными данными. Авторы статьи разработали и провели два семинара, на каждом из которых участники-библиотекари знакомились с фундаментальными теориями обучения и применяли практические инструменты, такие как планирование, документирование результатов, проектирование учебной деятельности, оценка результатов, работа в классе, педагогическая рефлексия. На базе содержательной части семинаров, отзывов участников и опыта авторов проанализированы принципы построения стратегии и тактики организации программы обучения научно-исследовательской и информационной грамотности для специалистов в области точных и естественных наук. Библиотекари, выступающие как партнеры в научно-образовательной деятельности, должны совершенствовать педагогические навыки и развивать свою педагогическую идентичность, в том числе, овладевая базовыми педагогическими теориями и направлениями. Одним из таких направлений, также описанных в статье, является критическая педагогика, поощряющая развитие у учащихся критического мышления. В рамках библиотековедения и библиотечной практики общее понятие критической культурной грамотности включает в себя эмоциональную грамотность, творческую грамотность, медиаграмотность, расовую грамотность и так далее. Авторы подчеркивают также важность практики педагогической рефлексии (модель «обучение-рефлексия-пересмотр-обучение») как для обновления контента, так и актуализации педагогического опыта.

  

УДК: 021.2:[37.016:002]

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 14.35.09

DOI: 10.7191/jeslib.617

 

Источник:

https://publishing.escholarship.umassmed.edu/jeslib/article/id/617/