International Journal of Librarianship

 

В новом номере журнала опубликована статья Эрин Вал (Erin Wahl) «Трансформация библиотечного обучения с ориентацией на устойчивость: уроки пандемии» (Shifting Instruction for Sustainability: Lessons from COVID). Пандемия COVID-19 изменила отношение к библиотекам, их функциям и функционированию. Автор, будучи координатором учебных программ Библиотеки Университета штата Нью-Мексико, рассматривает эти изменения как окно новых возможностей, в частности, для реализации концепций устойчивости и гибкости в учебных программах библиотеки, а также в инструментарии, которым располагает как библиотека, так и университет в целом. Определение устойчивости через такие понятия, как окружающая среда (в том числе система коммуникаций в университетской среде), равенство, экономика и образование, позволило выстроить понимание того, каким быть библиотечным образовательным программам, поскольку с этими понятиями были связаны основные проблемы, стоявшие перед университетской библиотекой в период пандемии. Ставка делалась на малые изменения и их постепенность, поскольку масштабные и кардинальные перемены могут быть настороженно встречены сообществом. Выбор принципа устойчивости в качестве основополагающего помог задать вектор трансформаций, движение вдоль которого заставляло обращаться к новым аспектам решений. Это, в свою очередь, оказалось серьезным мотивирующим фактором для изменения системы и проявления инициативы. Таким образом был запущен непрерывный процесс, и трансформации не носили случайный или ограниченный характер. Предпринятые шаги были простыми, легко инициируемыми, устойчивыми во времени, на них постепенно выстраивалась стандартная структура образовательной работы библиотеки, состоящая из множества библиотечных модулей. Эффективность такого подхода позволяет сообщить университетскому сообществу о ценности библиотечных образовательных программ, а также, в перспективе, распространить опыт на университетское сообщество, в целом. Выводы автора проиллюстрированы примерами конкретных решений для организации образовательной работы библиотеки в период пандемии.

  

УДК: [025.5:004.77]-048.35

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31

DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.1.236

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/236

В настоящее время в библиотеках объем метаданных растет пропорционально увеличению цифровых коллекций, причем сейчас, как правило, работа с метаданными – это совместный процесс, в котором задействованы нескольких библиотечных отделов. Сотрудники Университета штата Иллинойс в Чикаго (США) Мингьян Ли (Mingyan Li), Трейси Сенека (Tracy Seneca) и Меган Келлер Янг (Megan Keller Young) в статье «Контент и контекст: тематическое исследование сотрудничества в области метаданных» (Content and Context: A Case Study of Metadata Collaboration) показывают, как учет различий в поведении конечных пользователей и точек зрения различных подразделений на метаданные может улучшить рабочий процесс создания цифровых объектов.

Библиотека Университета штата Иллинойс в Чикаго предоставляет доступ к более чем тридцати цифровым коллекциям через платформу CONTENTdm (https://www.oclc.org/en/contentdm.html), которой также пользуются более девяноста библиотек штата. В библиотеке никогда не было собственной платформы для управления и хранения цифровых файлов, и поскольку платформа CONTENTdm используется совместно с другими библиотеками и нет общего стандарта метаданных, пользователи не могли эффективно осуществлять поиск по коллекциям университета. Также в CONTENTdm представлена лишь небольшая часть оцифрованных фондов библиотеки.

Для устранения этих проблем было решено внедрить систему управления цифровыми ресурсами LibSafe DAMS (Digital Asset Management System) от компании LibNova. Система предусматривает комплексные решения для сохранения цифровых данных, миграции форматов, настраиваемый пользовательский интерфейс и возможность поиска по всем коллекциям библиотеки. Также среди функций, которые предлагает LibSafe DAMS – использование средств просмотра контента, соответствующих Международной структуре совместимости изображений (International Image Interoperability Framework, IIIF). Традиционно созданием метаданных для цифровых коллекций занимались два отдела библиотеки: отдел специальных коллекций и архивов и отдел цифровых программ и сервисов. С переходом на LibSafe к рабочему процессу также подключился отдел комплектования и управления ресурсами, и таким образом была создана многопрофильная рабочая группа по метаданным. В статье представлены три направления работы с метаданными для цифровых объектов. Как правило, библиотекари, работающие со специальными коллекциями и архивами, сосредоточены на сохранении ценной контекстуальной информации и интеллектуальном контроле над оригиналами единиц хранения; между тем, каталогизаторы уделяют больше внимания точному описанию контента для улучшения доступа и обнаружения, а сотрудники цифровых служб больше сфокусированы на представлении и поиске метаданных в DAMS. В статье описан рабочий процесс, в ходе которого специалисты трех отделов библиотеки смогли привнести свой уникальный опыт в процесс создания метаданных; показано, как такое объединение помогает удовлетворить запросы различных групп конечных пользователей; приведены два конкретных примера и предложены дальнейшие шаги по совершенствованию рабочего процесса. По мнению авторов, будущие усилия по укреплению баланса контента и контекста метаданных могут быть сосредоточены в трех областях: агрегированная оцифровка и описание, усовершенствование технологий и переход от линейной к круговой модели рабочего процесса.

  

УДК: 021.6:001.103.2

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31, 20.19.15, 20.23.29

DOI: 10.23974/ijol.2022.vol7.1.234

 

Источник:

https://journal.calaijol.org/index.php/ijol/article/view/234