Information Technology and Libraries

 

В статье Криса Ритцо (Chris Ritzo), Колина Райнсмит (Colin Rhinesmith), Тье Тьяна (Jie Jiang) «Возможности библиотечных широкополосных систем для оценки доступности знаний и пропускной способности» (Measuring Library Broadband Networks to Address Knowledge Gaps and Data Caps) представлены результаты трехлетнего исследования в рамках проекта, профинансированного американским Институтом музейного и библиотечного обслуживания. Авторы предлагают методы качественной оценки, позволяющие определить способность широкополосных систем, используемых в публичных библиотеках, поддерживать онлайновые приложения и социальную и техническую инфраструктуру, которая вошла в единое цифровое пространство США (National Digital Platform). Проведенное исследование призвано восполнить пробел в информации о скорости интернет-соединения и качестве онлайновых сервисов публичных библиотек. Представлен широкий обзор публикаций по данной проблематике, в частности, работ, посвященных роли публичных библиотек в обеспечении цифрового равенства, а также анализу пропускной способности библиотечных сетей широкополосного доступа. Отмечено, что многочисленные предшествующие исследования позволили выявить ожидания клиентской аудитории и задачи, связанные с использованием широкополосных сетей. Между тем масштабные лонгитюдные исследования (с изучением объекта на протяжении длительного периода) с получением данных по характеристикам скорости и качества обслуживания на базе широкополосных сетей в локальных публичных библиотеках не проводились. Для оценки этих характеристик библиотекам предлагается использовать измерительный инструментарий этих сетей. Собраны качественные данные по системе широкополосного доступа с открытым исходным кодом, развернутой в 30 публичных библиотеках США. Представлены результаты качественного анализа данных, которые доказывают, что получение таких данных на местном уровне позволит библиотекам оценить собственную работу, свои интернет-сервисы, информированно решать проблемы взаимодействия с пользователями и провайдерами. Результаты исследования адресованы научным работникам, практикам, ответственным чиновникам органов управления библиотечным делом как реальные данные по библиотечным широкополосным сетям, скорости и качестве обслуживания в библиотеках с использованием широкополосного доступа в Интернет, а также как отражение одного из аспектов проблемы обеспечения цифрового равенства.

  

УДК: 004.8:02

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 19.31; 20.51

DOI: 10.6017/ital.v41i3.13775

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/13775

В сентябре в журнале опубликована статья коллектива авторов – Энни Ву (Annie Wu), Тейлора Дэвис-Ван Атта (Taylor Davis-Van Atta), Бетани Скотт (Bethany Scott), Энн Вашингтон (Anne Washington), Санти Томпсон (Santi Thompson), Джерелла Джонса (Jerrell Jones), Эндрю Вейднера (Andrew Weidner), Лауры Рамирез (A. Laura Ramirez), Марианы Смит (Marian Smith) – под заголовком «Инновационные подходы к оцифровке авторефератов и диссертаций в библиотеках Хьюстонского университета» (Navigating Uncharted Waters. Utilizing Innovative Approaches in Legacy Theses and Dissertations Digitization at the University of Houston Libraries), в которой детально представлен опыт объединенных университетских библиотек. В 2019 г. Библиотеки Хьюстонского университета сформировали рабочую группу по оцифровке авторефератов и диссертаций. Развернутая при финансировании Фонда Джона Макговерна, эта инициатива, призванная обеспечить более широкий доступ к университетскому фонду авторефератов и диссертаций выпускников вуза объемом более 19800 единиц, в своей реализации оказалась комплексной и многоаспектной. Она коснулась всего спектра библиотечных процессов, от закупки программного обеспечения и оборудования для оцифровки до разработки многоэтапного долгосрочного плана. Проект реализован в сотрудничестве с другими департаментами университета. План рассчитан на три этапа реализации: подготовка к оцифровке (1), разработка рабочих процессов и потоков (2), коммуникация и информирование целевой аудитории (3). План охватывает такие процессы, как анализ внешней среды, учет фонда авторефератов и диссертаций, приобретение оборудования, разработка стратегии и тактики, разработка процессов и рабочих потоков, стратегии обеспечения цифровой сохранности и стратегии коммуникации рабочей группы с университетским сообществом и заинтересованными сторонами, которые получали информацию о целях, масштабах, ходе реализации проекта; а также автоматизация рабочих процессов и их документирование. В ходе реализации рабочая группа осуществляла коррекцию процессов автоматизации, повторного использования библиографических данных, а также управление проектом. Результатом этой работы стало расширение доступности документов и распространение информации о научно-исследовательской деятельности выпускников и сотрудников Университета, что способствует росту влияния вуза и укреплению его репутации, а также обеспечивает лучшие карьерные возможности для выпускников, преподавателей и научных работников вуза. Проект Хьюстонского университета доказал эффективность планового подхода к ретроспективной оцифровке фонда авторефератов и диссертаций в условиях академической библиотеки.

  

УДК: 004.8:02+001.103.2

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31, 20.17, 20.53

DOI: 10.6017/ital.v41i3.14719

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/14719

Старшие библиотекари Городской библиотеки Пало-Альто (США) Крис Маркман (Chris Markman) и Молли Валлнер (Molly Wallner) и Каспер Кимура (Kasper Kimura), директор средней школы молодежного сообщества Объединенной методистской церкви Уэсли, в статье «Первые 500 ошибок, которые вы совершите во время стрима на Twitch.tv» (The First 500 Mistakes You Will Make While Streaming on Twitch.tv) рассказывают о своем опыте проведения трансляций на платформе потоковой передачи Twitch.tv.

Серия виртуальных мероприятий под названием «Научите библиотекаря играть в видеоигры» была организована в начале пандемии COVID-19 в 2020 г.; трансляции на канале https://www.twitch.tv/paloaltolibrary продолжаются до сих пор. В качестве темы стримов была выбрана видеоигра Minecraft. Авторы разделили проблемы, с которыми они столкнулись, на четыре категории:

• Ограничения по физическому пространству библиотеки и проблемы с перемещением студийного оборудования на различных этапах пандемии COVID-19.

• Необходимость принятия комплексных решений при покупке аудио- и видеооборудования.

• Недостаточное знакомство с принципами проведения трансляций видеоигр и специализированным программным обеспечением.

• Необходимость переосмысления методик и правил поведения во время виртуальных мероприятий.

За последние два года было проведено более 50 трансляций на канале Городской библиотеки Пало-Альто, при этом каждый стрим не только был уникальным, но и учитывал опыт предыдущих. Авторы призывают библиотекарей опробовать этот режим онлайн-работы и попрактиковаться в навыках итеративного дизайна. Трансляция видеоигр – это не только развлечение для зрителей и ведущих, но и отличный способ пообщаться с пользователями всех возрастов, считающих себя адептами интернет-культуры «extremely online» (максимально онлайн).

  

УДК: 021.4:004.77+004.42

ГРНТИ: 13.31; 19.31

DOI: 10.6017/ital.v41i3.15475

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/15475

С развитием новых технологий и мобильных устройств библиотечные ресурсы и услуги становятся все более доступными. Деятельность справочных служб является неотъемлемой частью библиотечных услуг, в том числе и в университетских библиотеках. Вместе с тем, из-за пандемии COVID-19 для получения информации, необходимой для научных исследований, все чаще используются виртуальные справочные службы, что требует от сотрудников справочных отделов нетрадиционных навыков работы с запросами пользователей.

В третьем номере журнала Information Technology and Libraries опубликована статья под заголовком «Качество справочной службы в приложении WhatsApp с точки зрения пользователей: количественное исследование» (Perceived Quality of Reference Service with WhatsApp. A Quantitative Study from User Perspectives). Ее авторы – сотрудники педагогического факультета Университета Гонконга Ян Го (Yan Guo), Эппл Хиу Чинг Лам (Apple Hiu Ching Lam), Диксон Чиу (Dickson K. W. Chiu) и профессор Высшей школы бизнеса, гуманитарных и социальных наук Университета Цукуба (Япония) Кевин Хо (Kevin K. W. Ho).

Приложение WhatsApp является одной из самых популярных служб обмена мгновенными сообщениями (84,3%); за ним следуют Facebook (83,7%), Instagram (65,6%), WeChat (55,2%) и Facebook Messenger (50,4%). Популярность WhatsApp сделала его эффективным инструментом общения библиотекарей и пользователей. Основное отличие от традиционных телефонных справочных служб заключается в том, что в WhatsApp можно обмениваться текстами, изображениями, документами и видео (или ссылками на них). WhatsApp может работать как мобильное приложение на смартфонах, так и как веб-страница в браузере (https://web.whatsapp.com/). По состоянию на март 2020 г. число активных пользователей WhatsApp во всем мире составляло примерно 2 млрд и продолжало неуклонно расти.

Цель исследования – количественная оценка удовлетворенности пользователей применением WhatsApp в работе справочной службы библиотеки Университета Гонконга. Анализ проводился по трем параметрам: «реакция на обслуживание» (оценка эмпатии, отзывчивости и надежности библиотечных сотрудников), «контроль получения информации» (оценка объема, своевременности, удобства и доступности библиотечных ресурсов) и «оценка библиотеки как места» (полезность пространства, наличие удобных помещений и комфортной физической среды). В опросе участвовал 131 респондент, из них 66% - магистранты, остальные – студенты бакалавриата. Более половины респондентов предпочитают связываться со справочными службами библиотеки по электронной почте (67,9%), затем следует личное посещение (59,5%), WhatsApp (23,7%) и телефон (12,2%). Большинство респондентов считает личную консультацию библиотекаря наиболее эффективной, так как это дает возможность получить немедленную помощь, особенно в случае неотложных и сложных проблем. Результаты показали, что разрыв в количестве пользователей, обращающихся за помощью в справочные службы посредством обмена мгновенными сообщениями и электронной почты меньше, чем между теми, кто обращается за консультацией лично или по телефону.

В информационную эпоху социальные сети являются эффективным каналом охвата целевой аудитории и распространения информации. Расширяя перечень услуг, основанных на современных технологиях, библиотеки могут стать более конкурентоспособными в эпоху цифровых трансформаций и обеспечить высокий уровень информационной поддержки пользователей.

  

УДК: 025.5:004.77

ГРНТИ: 13.31; 20.15.31; 19.31

DOI: 10.6017/ital.v41i3.14325

 

Источник:

https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/14325