Journal of Librarianship and Information Science

 

Статья Элисон Хикс (Alison Hicks) и Эннмари Ллойд (Annemaree Lloyd) «Угроза профессиональной практике: внешнеориентированное и внутренненаправленное позиционирование библиотекаря в обучении информационной грамотности» (Relegating expertise: The outward and inward positioning of librarians in information literacy education) является второй из серии работ, представляющих авторскую исследовательскую программу по изучению эпистемологических оснований и дискурсов обучения информационной грамотности в высшем образовании. В предыдущей статье («Деконструкция дискурса информационной грамотности в высшем образовании») были рассмотрены дискурсы профессиональных нарративов, которые формируют практику обучения информационной грамотности в высшем образовании. В данной статье показано, как метод дискурс-анализа позволяет определить место библиотекаря в этой сфере. Пристальное изучение многочисленных источников позволило выявить два нарратива, по-разному определяющих роль, профессиональные знания и профессиональную деятельность библиотекаря по обучению этому виду грамотности. Внешнеориентированный нарратив на практике обычно исключает использование стандартизированных рекомендаций. В отличие от него, во внутренненаправленном нарративе библиотекари опираются на учебники, находятся в центре процесса обучения, однако при этом представляются как не обладающие компетенциями, необходимыми знаниями и навыками. Оба этих нарратива являются, по сути, формой обособления библиотекаря, угрожающей профессиональной практике.

Авторы рассматривают формирование информационной грамотности в высшем образовании как область на пересечении нескольких дискурсивных пространств и демонстрируют, как происходит позиционирование библиотекарей, осуществляющих обучение информационной грамотности, в организационном, семантическом и функциональном пространстве, как это реализуется в практической работе.

Будущие исследования могут быть направлены на анализ влияния новых моделей информационной грамотности на профессиональную практику в период, когда под вопросом оказалась сама профессионализация библиотечного дела. Следует также продолжить работу по изучению дискурса информационной грамотности, сформировавшегося в секторе высшего образования, жизнеспособности и устойчивости данных нарративов в сложной информационной среде. Статья сопровождается обширной библиографией.

  

УДК: 023.25:002+[378.091]:02

ГРНТИ: 13.31.21; 20.01.45; 14.35.07

DOI: 10.1177/09610006211020104

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211020104

В том же выпуске опубликована статья Шао–Фэн Су (Shiao-Feng Su) «Использование студентами университетов электронных учебников: опыт, ожидания, предпочтения, отношение» (Exploring students’ attitudes toward university e-textbooks: Experiences, expectations, and preferences). Университеты Тайваня активно используют электронные учебники, пытаясь таким образом решить проблему высокой стоимости печатных учебных материалов. В представленном исследовании анализируется отношение студентов к использованию электронных учебников. Для исследования был проведен анкетный опрос случайным образом выбранных 324 студентов, представляющих восемь университетов Северного, Центрального, Южного и Восточного Тайваня. На основании ответов респондентов на 62 вопроса анкеты были выявлены их ожидания в отношении библиотек, обеспечивающих их учебными материалами, а также проанализировано поведение и отношение к приобретению электронных изданий. Важными факторами выбора были названы возможность получения скидки, предварительное ознакомление с электронным учебником, его практичность. Названы внутренние и внешние мотивы выбора электронных учебных материалов, определены их предпочтительные форматы. Обнаружено, что студенты как на западе, так и на востоке страны имеют одинаковые ожидания относительно доступа к учебным материалам. Электронные книги предпочтительнее печатных изданий из фонда библиотеки, однако приобретать в личную собственность молодые люди стремятся именно традиционные книги. Исследование подтвердило, что учащиеся согласны с тем, что в бурно развивающемся виртуальном образовательном пространстве именно библиотека должна предоставлять электронные учебники, что стало особенно очевидно во время пандемии. Для чтения электронных учебников студентами выбирают мобильные устройства с большим экраном, такие как ноутбуки и планшеты. Опрошенные студенты считают, что электронные учебники пока несовершенны и могут быть улучшены. Молодые люди отмечают также, что они не всегда способны контролировать себя при чтении таких изданий и часто отвлекаются на посторонние интернет-сайты. Автор заключает, что, возможно, требуется разработать мотиваторы, помогающие студенту сосредоточиться на учебном материале. Результаты опроса и их анализ представлены в таблицах и диаграммах. Приведена обширная библиография и анализ тематической литературы.

  

УДК: 027.7(529)+(075.8):004.738.5

ГРНТИ: 13.31.23; 20.15.31, 20.23.29, 20.51

DOI: 10.1177/09610006211020096

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/09610006211020096

В третьем выпуске опубликована также статья Стейси Гилберт (Stacy Gilbert), Филипа Уайта (Philip B. White) и Кэтрин Толлман (Kathryn Tallman) «Поиск информации журналистами, пишущими на экологические темы, с точки зрении пользовательского поведения» (Information seeking behaviors of environmental journalists).

Общая цель журналистов и библиотекарей — обеспечение доступа к информации. Между тем, очень мало известно о том, как журналисты осуществляют поиск информации. Возможностью изучить пользовательское поведение журналистов и их информационные потребности и связать их с деятельностью библиотек стала 9-месячная программа стажировки журналистов-экологов в Университете Колорадо в Боулдере. В рамках данного тематического исследования была проведена серия полуструктурированных интервью с семью журналистами, пишущими на экологические темы. Интервью состоялись дважды, в начале и в конце обучения; для выявления тематики был применен метод открытого кодирования. Было проанализировано информационное поведение журналистов на следующих этапах подготовки публикации экологической тематики: (1) выбор темы статьи и предварительное исследование, (2) приобретение знаний по теме с использованием научных статей и интервью с экспертами, (3) проведение исследования в естественных условиях и (4) завершение исследования при условии достаточности информации и уверенности в ее надежности. Процесс поиска и постепенный рост уверенности пользователей-журналистов оказались аналогичны тому, что описывает модель процесса информационного поиска Култау, но не вполне совпадают с нею. Авторы отмечают, что взаимодействие журналистов с библиотекой было ограничено доступом к книгам и статьям. В целом, в процессе стажировки их информационное поведение мало изменилось, как предполагают авторы статьи, из-за недостаточности времени на знакомство с новыми ресурсами, устойчивости исследовательских привычек, профессиональной компетенции и отсутствием представления о библиотечных услугах (например, о функциях библиотекаря, об обучающих семинарах, о публичном доступе к академическим библиотечным ресурсам). Понимание источников информационно-поискового поведения в данном случае позволит библиотекарям вести обучающую и просветительскую деятельность, отвечающую информационным потребностям журналистов. Кроме того, результаты исследования подтверждают, что модель процесса информационного поиска Култау может быть использована для анализа пользовательского поведения любой читательской группы. В дальнейшем авторы предлагают, в частности, исследовать процесс выбора темы на начальном этапе поиска информации. Полезным будет увеличение выборки и привлечение к исследованию журналистов, работающих в других жанрах (например, новости, тележурналистика и т.д.).

  

УДК: 002.1+025.4.03

ГРНТИ: 20.51; 13.31; 20.15.31, 20.23.19; 19.01.29, 19.41

DOI: 10.1177/09610006211020081

 

Источник:

https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/09610006211020081