Library Management

 

В июле в журнале Library Management опубликована статья Деграфта Джонсона (De-Graft Johnson) и Франциски Йаба Асанте (Francisca Yaba Asante) «Роль университетских библиотек в достижении качественного образования как цели устойчивого развития» (Role of academic libraries in the achievement of quality education as a sustainable development goal). Объектом изучения стали библиотеки четырех университетов Ганы. В каждой из них было отобрано по четыре респондента, занимающих должности директора библиотеки, его заместителей и двух рядовых библиотекарей. Первичные данные были получены в рамках полуструктурированных интервью, наблюдений и изучения документов. Результаты были проанализированы, представлены в описательной форме и интерпретированы.

В ходе исследования было обнаружено, что в большинстве своем библиотекари осведомлены о Четвертой Цели устойчивого развития (ЦУР4). Библиотеки обеспечивают предоставление релевантных материалов для обучения студентов информационной грамотности и участие пользователей в систематических программах по данному профилю, поддерживая их осведомленность о ЦУР4. Поскольку библиотеки не имеют собственной стратегии в отношении ЦУР, они ориентируются в своей деятельности на документы ООН, посвященные повестке устойчивого развития, в целом, и ЦУР4, в частности; а также на политику своих университетов по информационному обслуживанию и обучению. Исследование было проведено на базе университетских библиотек Ганы с использованием методики целевой выборки, что не позволяет говорить о высокой степени обобщения. Результаты исследования помогут университетским библиотекам и библиотекарям в реализации ЦУР4, в том числе позволят сформулировать библиотечную политику в этом направлении. Кроме прочего, на этой же основе разработаны систематические рекомендации. Новизна данного исследования состоит в том, что утверждается роль университетских библиотек в актуализации ЦУР4 в Гане и разработке рекомендаций для библиотекарей и библиотек. Отечественным ученым будет полезным ознакомиться с кругом исследовательских проблем в области библиотечного дела, на стыке научных дисциплин и всемирной повестки устойчивого развития.

  

УДК: 027.7:[37.016:002]

ГРНТИ: 30.31; 20.15.31, 20.51

DOI: 10.1177/09610006211020104

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-02-2022-0013/full/html

Необходимость соблюдения социального дистанцирования и закрытие в связи с пандемией COVID-19 поставили под угрозу обычную деятельность библиотек, которым пришлось трансформировать модели предоставления услуг и рабочие процессы. Новая нормальность повлекла за собой переформатирование пространств и ресурсов библиотек; она способствовала переходу к киберфизической среде, стимулировала внедрение технологических инноваций и веб-платформ для обмена данными.

Доцент кафедры менеджмента и права Римского университета Тор Вергата (Италия) Рокко Палумбо (Rocco Palumbo) в статье «Процветание в постковидную эпоху: новая нормальность для библиотечных услуг» (Thriving in the post-COVID-19 era: a new normality for libraries' service offering) задает вопрос: какие инициативы необходимы библиотекам для привлечения пользователей и обеспечения своевременного и справедливого доступа к информации? Вторичные данные были собраны в ходе изучения статистической информации по государственным и частным библиотекам (7459 учреждений), полученной Итальянским институтом статистики в период с мая по сентябрь 2021 г. Целью сбора информации являлась оценка последствий пандемии COVID-19 для организационной структуры библиотек и методов управления. В опросе не принимали участие библиотеки, располагающие исключительно цифровыми или мультимедийными ресурсами, непубличные, библиотеки высших учебных заведений. В данное эмпирическое исследование вошли данные по 3531 библиотеке. Они были проанализированы при помощи статистической программы обработки данных SPSS (Statistical Package for the Social Sciences).

Библиотеки сильно пострадали от последствий пандемии COVID-19. Потребовалась реконфигурация их бизнес-моделей и организационных структур для удовлетворения меняющихся потребностей аудитории и достижения организационной жизнеспособности во все более сложной и турбулентной среде. При этом полная цифровая трансформация, похоже, не является наилучшим способом повысить привлекательность библиотек для пользователей в постковидную эпоху. Оказалось, что оцифровка архивов и фондов повышает эффективность библиотек в части сохранения и защиты целостности ресурсов, но не соответствует ожиданиям пользователей, которые в первую очередь заинтересованы в прямом контакте с библиотеками. В связи с этим библиотекам следует использовать цифровые инструменты и ИКТ, чтобы расширить точки контакта с аудиторией и активировать дифференцированные каналы коммуникации.

Автор отмечает, что рецепт повышения привлекательности библиотек также зависит от их размера. Небольшие библиотеки могут получить двойную выгоду от цифровой трансформации своих услуг: с одной стороны, это позволяет переосмыслить свою обычную деятельность в цифровом пространстве и преодолеть ограничения, вызванные пандемией; с другой стороны - это способ наладить контакт с читательской аудиторией: создание групп цифрового чтения и организация онлайн-конференций, семинаров и встреч представляют собой ключевые стратегии для привлечения пользователей и вовлечения их в диалог с библиотекой. Библиотеки среднего размера могут эффективно участвовать в инициативах по распространению информационной грамотности и обучению читателей базовым навыкам работы с информацией. Наконец, привлекательность крупных библиотек повышается за счет расширения их точек контакта с аудиторией в киберфизическом пространстве. Социальные сети и разработка передовых схем предоставления ресурсов повышают качество обмена данными между библиотеками и читателями, побуждая последних более активно пользоваться библиотечными услугами.

Таким образом, способность библиотек участвовать в создании сообществ оказывается особенно актуальной в условиях новой нормальности, порожденной пандемией COVID-19. Наряду с традиционными видами деятельности, такими как доступ к информации и услуги по выдаче книг, библиотеки могут участвовать в создании сети социальных обменов, ориентированной на расширение возможностей пользователей в современном обществе.

  

УДК: 004.77:021

ГРНТИ: 13.31

DOI: 10.1108/LM-05-2022-0051

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-05-2022-0051/full/html